Дело №2-142/2024
УИД77RS0002-02-2023-011659-13
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июля 2024 года г. Харовск
Харовский районный суд Вологодской области в составе судьи Проворовой Ю.А.,
при секретаре Макаровой О.А.,
с участием старшего помощника Вологодского транспортного прокурора Смирнова Р.А.,
представителя ответчика ОАО "РЖД" Трушкова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вологодского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Вологодский транспортный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании совершить определенные действия, в обоснование указав следующее.
Вологодской транспортной прокуратурой проведена проверка по обращению Х о нарушении прав маломобильных групп населения на станции Харовская Северной железной дороги.
В ходе проверки по обращению 14.04.2023 года с участием председателя Харовской районной организации Всероссийского общества инвалидов проведена проверка соблюдения требования законодательства о социальной защите инвалидов в части содержания пассажирского здания и пассажирских платформ станции Харовская, расположенных по адресу: Вологодская область, г. Харовск, ул. Архангельская, д. 20.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 181), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15 ФЗ № 181 обязывает организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивать инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
- условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
- условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации);
- возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
- надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничения их жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 12 ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ФЗ № 384) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 года № 904/пр утвержден свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СП 59.13330.2020).
В соответствии с пп 8.4.9, 8.4.11 СП 59.13330.2020 помещения зданий вокзалов разных видов пассажирского транспорта (железнодорожного, автомобильного, воздушного, речного и морского), переходы, платформы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны быть доступными для МГН. В зданиях вокзалов следует проектировать доступными: билетные кассы, справочно-информационные службы, залы ожидания, комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка, камеры хранения, залы официальных лиц и делегаций, санитарно-гигиенические помещения, пункты медицинской помощи.
Свод правил СП 136.13330.2012 "Здания и сооружения. Общие положения проектирования с учетом доступности для маломобильных групп населения", разработанный в соответствии с ФЗ № 384 и утвержденных Приказом Госстроя России от 25.12.2012 № 112/ГС, в качестве требования доступности к элементам зданий и участкам устанавливает необходимость наличия кнопки вызова сопровождающего в здание у входа.
В соответствии с п. 6.2.8 СП 59.13330.2020 при перепаде высот пола в здании или сооружении следует предусматривать лестницы, пандусы или подъемные устройства, доступные для маломобильных групп населения.
Из п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 следует, что в универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидами, следует предусматривать установку стационарных и откидных опорных поручней, а также переносных или закрепленных на стене складных сидений.
В соответствии с п. 6.3.6, 6.5.8 СП 59.13330.2020 доступные и универсальные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации или системой двухсторонней громкоговорящей связи. Тип системы, которая должна быть применена, определяется в здании на проектирование.
Пунктом 8.4.12 СП 59.13330.2020 определено, что граница опасной зоны у края платформы со стороны путей должна быть обозначена в соответствии с ГОСТ Р52875 "Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению".
В ходе проверки выявлены следующие нарушения законодательства в указанной сфере.
1. В нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, а также требований СП 136.13330.2012 на входах в пассажирское здание отсутствуют кнопки вызова сопровождающего.
2. В нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п.п. 5.1.14, 6.2.8 СП 59.13330.2020 на обоих входах в здание (на входе в здание со стороны улицы Архангельской, а также на выходе из здания к пассажирским платформам) отсутствуют пандусы для маломобильных групп населения.
3. В нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.3.6, 6.5.8, 6.5.9 СП 59.13330.2020 уборная для маломобильных групп населения не оборудована системой двусторонней связи. Кнопка вызова отсутствует.
4. В нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м не предусмотрено (унитаз установлен вплотную к стене, с другой стороны от него вплотную установлен стационарный поручень).
5. В нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края пассажирских платформ со стороны путей не обозначена тактильными наземными указателями.
На внесенное Вологодской транспортной прокуратурой представление об устранении нарушений требований федерального законодательства № 23/1-4-2023 от 17.04.2023 в прокуратуру 23.05.2023 поступил ответ начальника Северной дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", согласно которому выявленные в ходе проверки нарушения нашли свое подтверждение.
В своем исковом заявлении Вологодский транспортный прокурор просит суд обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести пассажирское здание станции Харовская Северной железной дороги, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Харовск, ул. Архангельская, д. 20, а также находящиеся на указанной станции пассажирские платформы в соответствие с требованиями ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 12 ФЗ от 20.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", свода правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр, а именно: установить на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего; оборудовать на входе в пассажирское здание со стороны улицы Архангельской, а также на выходе из здания к пассажирским платформам пандусы для инвалидов; оборудовать уборную для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи; привести уборную для маломобильных групп населения в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски; оборудовать пассажирские платформы тактильными наземными указателями для обозначения границы опасной зоны у края платформы со стороны путей.
В ходе судебного разбирательства Вологодский транспортный прокурор уточнил заявленные исковые требования, просил обязать ОАО "Российские железные дороги" привести пассажирское здание станции Харовская Северной железной дороги, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Харовск, ул. Архангельская, д. 20, а также находящиеся на указанной станции пассажирские платформы в соответствие с требованиями ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 12 ФЗ от 20.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", свода правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр, а именно:
- оборудовать на входе в пассажирское здание со стороны улицы Архангельской и на выходе из здания к пассажирским платформам пандусы для инвалидов; установить на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего; оборудовать пассажирские платформы тактильными наземными указателями для обозначения границы опасной зоны у края платформы со стороны путей в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; оборудовать уборную для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи; привести уборную для маломобильных групп населения в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски - в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением суда от 09.04.2024 года к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Вологодская областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Старший помощник Вологодского транспортного прокурора Смирнов Р.А. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования с учетом их уточнения по основаниям, изложенном в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ОАО "РЖД" Трушков Е.В. пояснил, что заявленные прокурором исковые требования с учетом их уточнения ему понятны, возражал против их удовлетворения.
В предыдущем судебном заседании представитель ответчика ОАО "РЖД" ФИО6 пояснила, что ОАО «РЖД» полностью выполняются обязательства по обеспечению доступности и безопасности транспорта на ст. Харовская для граждан, в том числе из числа маломобильных пассажиров. Кроме того, в 2023 году выполнены семь заявок на оказание услуг ситуационной помощи маломобильным пассажирам по ст. Харовская. Также сообщила, что на 2026 год запланирован ремонт пассажирского здания ст. Харовская, в рамках которого будет обеспечено оборудование входов в пассажирское здание пандусами для инвалидов; оборудование санитарных комнат для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи; наличие пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски. Работы по оборудованию платформ тактильно-контрастными указателями запланированы на 2024 год.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Вологодской областная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» в суд не явился. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя и согласии с позицией Вологодского транспортного прокурора.
Суд, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковые требования Вологодского транспортного прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права за заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В силу ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере соблюдения прав пассажиров, в том числе, маломобильных групп населения на станции Харовская Северной железной дороги, проведенной Вологодской транспортной прокуратурой 14.04.2023 года по поручению Северо-Западной транспортной прокуратуры, установлено, что в нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, пп. 5.1.14, 6.2.8 СП 59.13330.2020 на обоих входах в здание (на входе в здание со стороны улицы Архангельская, а также на выходе из здания к пассажирским платформам) отсутствуют пандусы для маломобильных групп населения; в нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.1.1 СП 59.13330.2020, а также требований СП 136.13330.2012 на входах в здание вокзала отсутствуют кнопки вызова сопровождающего; в нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.2.3 СП 59.13330.2020 пространство рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м не предусмотрено (унитаз установлен вплотную к стене, с другой стороны от него вплотную установлен стационарный поручень); в нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.3.6, 6.5.8, 6.5.9 СП 59.13330.2020 уборная для маломобильных групп населения не оборудована системой двусторонней связи, кнопка вызова помощи отсутствует; в нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 6.3.3 СП 59.13330.2020 в уборной для маломобильных групп населения отсутствуют крючки для одежды, костылей и других принадлежностей; в нарушение требований ст. 15 ФЗ № 181, ст. 12 ФЗ № 384, п. 8.4.12 СП 59.13330.2020 граница опасной зоны у края платформы со стороны путей не обозначена тактильными наземными указателями.
В пункте 9 Устава ОАО «РЖД» установлено, что главной целью деятельности общества является обеспечение потребностей физических лиц в услугах, осуществляемых (оказываемых) обществом.
В соответствии со ст. 80 ФЗ от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» владельцы инфраструктур должны обеспечивать качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных станциях, железнодорожных вокзалах. Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм и правил, других нормативных документов.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ именно собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 указанного ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
17.04.2023 года Вологодской транспортной прокуратурой вынесено представление ОАО «РЖД» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, в соответствии с которым необходимо принять меры к устранению и недопущению выявленных нарушений.
На основании изложенных норм права, суд приходит к выводу, об обоснованности требований прокурора об обязании ответчика оборудовать на входе в пассажирское здание со стороны улицы Архангельская г. Харовска Вологодской области и на выходе из здания к пассажирским платформам пандусы для инвалидов; установить на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего; оборудовать пассажирские платформы тактильными наземными указателями для обозначения границы опасной зоны у края платформы со стороны путей; оборудовать уборную для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи; привести уборную для маломобильных групп населения в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м. для размещения кресла-коляски.
Доводы представителя ответчика о применении ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" с 01.07.2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам являются необоснованными, поскольку данные положения закона должны применяться в совокупности со всеми иными нормами, действовавшими на период нарушения прав инвалидов и других граждан, в том числе, сохраняющими свое действие в настоящее время, несмотря на то, что являющиеся предметом рассмотрения установления на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего, оборудование уборной для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи, приведение уборной в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, не являются ни вновь вводимыми, ни прошедшими реконструкцию либо модернизацию.
Согласно п. 3 ст. 26 ФЗ от 01.12.2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом, в соответствии с абз. 8 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны в частности принять меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Здание вокзала по адресу: Вологодская область, г. Харовск, ст. Харовская, исходя из технической документации, введен в эксплуатацию в 1960 году, то есть не является вновь вводимым в эксплуатацию сооружением, равно как и прошедшим реконструкцию, модернизацию.
Разрешая заявленные требования в части обязания ответчика оборудовать на входе в пассажирское здание со стороны улицы Архангельская г. Харовска Вологодской области и на выходе из здания к пассажирским платформам пандусы для инвалидов, суд руководствуясь ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, ст. 9, 15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", установив, что указанные участки на станции Харовская не оборудованы пандусами, приходит к выводу о возможности удовлетворения данных требований в указанной части, поскольку материалы дела не содержат сведений о невозможности установления пандуса или иного подъемного средства для маломобильных групп населения без изменения облика и интерьера здания железнодорожного вокзала и посадочной платформы.
Статьей 2 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основывается, в том числе и на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения установлены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Пунктом 1.2 СНиП 35-01-2001 установлено, что требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для маломобильных групп населения: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.
В свою очередь как усматривается из материалов дела, ответчиком не приняты меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги.
Поскольку отсутствие тактильных наземных указателей для обозначения границы опасной зоны у края платформы со стороны путей, нарушают права инвалидов, требования в указанной части также подлежат удовлетворению.
Исковые требования Вологодского транспортного прокурора в части установления на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего; оборудования уборной для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи, приведения уборной в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м для размещения кресла-коляски, основаны на действующем законодательстве, соответственно, также подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. При этом, как указано в части 2 указанной статьи в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных временных и финансовых затрат, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, полагает установить срок исполнения решения суда: в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по требованию - оборудовать на входе в пассажирское здание со стороны улицы Архангельская г. Харовска Вологодской области и на выходе из здания к пассажирским платформам пандусы для инвалидов; установить на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего; оборудовать пассажирские платформы тактильными наземными указателями для обозначения границы опасной зоны у края платформы со стороны путей; и в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по требованию - оборудовать уборную для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи; привести уборную для маломобильных групп населения в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м. для размещения кресла-коляски.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ и ст.333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Иск Вологодского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО «Российские железные дороги» привести пассажирское здание станции Харовская Северной железной дороги, расположенное по адресу: Вологодская область, г. Харовск, ул. Архангельская, д. 20, а также находящиеся на указанной станции пассажирские платформы в соответствие с требованиями ст. 15 Федерального закона РФ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 20.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр, а именно:
в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать на входе в пассажирское здание со стороны улицы Архангельская г. Харовска Вологодской области и на выходе из здания к пассажирским платформам пандусы для инвалидов; установить на входах в пассажирское здание кнопки вызова сопровождающего; оборудовать пассажирские платформы тактильными наземными указателями для обозначения границы опасной зоны у края платформы со стороны путей;
в течение двадцати четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать уборную для маломобильных групп населения системой двусторонней связи, кнопкой вызова помощи; привести уборную для маломобильных групп населения в соответствие требованию о наличии пространства рядом с унитазом шириной не менее 0,8 м. для размещения кресла-коляски.
Взыскать с ОАО «Российские железные дороги» (ИНН 77085033727) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Харовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.А. Проворова
Мотивированное решение изготовлено 05.07.2024 года.