Дело № 12-61/2023
Судья: Заливина Н.В.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
30 мая 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев жалобу защитника – адвоката Маврина В.Л., действующего в интересах Князева О.А., на постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Князева Олега Алексеевича,
установил:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года Князев О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, защитник Князева О.А. – Маврин В.Л. просит указанный акт отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что в учетной записи Князева О.А. отсутствуют высказывания относительно дискредитации использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, как и негативная оценка и осуждение проводимой ими СВО; отсутствует упоминание о Вооруженных Силах РФ.
В судебное заседание Князев О.А., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения названной жалобы, не явился.
Защитник Маврин В.Л., действующий в интересах Князева О.А., жалобу поддержал.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, проверив дело в полном объеме, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации, предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (пункты 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»).
Пунктом 2.1 указанной статьи определено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и названным Законом для решения задач, перечисленных в данной норме, в числе которых: отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами территории Российской Федерации (подпункт 1); отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой (подпункт 2); защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них (подпункт 3).
В пункте «г» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации закреплено, что к ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 87 Конституции Российской Федерации, пунктами 1, 2 статьи 4 Закона об обороне Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 5, пункту 1 статьи 10.1 Закона об обороне Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. Решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 названного Закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
24 февраля 2022 г. на основании Постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Неофициальными символами специальной военной операции являются латинские буквы «Z» и «V», которые нанесены на военную технику Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно информации, размещенной на странице Министерства обороны Российской Федерации в сети «Интернет», латинская буква «Z» означает «За победу», а «V» - «Сила в правде» и «Задача будет выполнена».
Указанное является общеизвестной информацией, не подлежащей доказыванию.
Основанием для привлечения Князева О.А. к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и судебном акте выводы о том, что 20 марта 2023 года в 09 час. 15 мин. в ходе проведения мониторинга сети Интернет должностными лицами ЦПЭ МВД по Чувашской Республике (<адрес>) в приложении социальной сети для отслеживания активности спортсменов «Strava» выявлено, что Князев О.А., используя учетную запись пользователя под именем «...», расположенную по электронному адресу: «...», для публичного просмотра разместил материалы «#нет войне», а именно: запись от 31 марта 2022 года «<данные изъяты>», запись от 27 марта 2022 года «#<данные изъяты>», запись от 24 марта 2022 года «<данные изъяты>», запись от 23 марта 2022 года <данные изъяты>», запись от 22 марта 2022 года изображение мультипликационного персонажа - <данные изъяты>, запись от 26 апреля 2022 года, к которой прикреплено фотоизображение с увеличенной картой местности с выделенными линиями желто-синего цвета, обозначающие маршрут движения, и изображение Z – символикой с хештегом <данные изъяты>», направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержании мира и безопасности, которые используются на основании Постановления Совета Федерации РФ от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации».
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 6 апреля 2023 года, рапортом оперуполномоченного ЦПЭ МВД по Чувашской Республике от 20 марта 2023 года (л.д. 6,7), актом проведенного оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» от 20 марта 2023 года (л.д. 8), актом осмотра интернет-ресурса (л.д. 9-24), оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в деянии Князева О.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что в учетной записи Князева О.А. отсутствуют высказывания относительно дискредитации использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, негативная оценка и осуждение проводимой СВО, отсутствует упоминание о Вооруженных Силах РФ не нашел своего подтверждения.
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
В рассматриваемом случае, вопреки доводам жалобы, содержание размещенного Князевым О.А. поста с прикрепленными фотоизображениями и надписями направлено на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на искажение целей и задач специальной военной операции.
Это объективно установлено судом первой инстанции в ходе производства по делу на основании совокупности перечисленных выше доказательств, которые получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми, достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения и достаточными для разрешения дела по существу.
При этом отсутствие упоминаний о Вооруженных Силах Российской Федерации, с учетом контекста фотоизображений и надписей к ним, в целом не свидетельствует об отсутствии в действиях Князева О.А. состава и события административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судом первой инстанции обстоятельств и собранных по делу доказательств правовым основанием к отмене принятого по делу акта не является.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления судьи районного суда, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 21 апреля 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Князева Олега Алексеевича оставить без изменения, жалобу защитника Маврина В.Л. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова