<номер>
Дело № 2-2055/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2023 года г. Владивосток
Советский районный суд г.Владивостока в составе:
председательствующего: судьи Махониной Е.А.,
при секретаре Лукьяновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту интересов Осиповой Л. А. к ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
обратившись в суд с настоящим иском, заместитель военного прокурора Уссурийского гарнизона указал, что по заявлению Осиповой Л.А. прокуратурой Уссурийского гарнизона проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, допущенные при разрешении ее заявления. В ходе проверки установлено, что Осипова Л.А. является супругой умершего Осипова А.А., пенсионера Министерства обороны РФ. Осипова Л.А. в лице своего представителя Ребик Н.П. обратилась к ответчику с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника. Письмом от <дата> ответчик отказал Осиповой Л.А. в соответствующей выплате, в связи с отсутствием в качестве документа, подтверждающего несение расходов, кассового чека. Между тем, истцом при обращении в Военный комиссариат был предоставлен необходимый пакет документов для осуществления выплаты. ИП Кривоус Т.В., реализовавшая услугу по изготовлению и установке надгробного памятника, применяет патентную систему налогообложения, в связи с чем может осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники, при условии выдачи документа, подтверждающего факт осуществления расчета с покупателем. Просит признать отказ ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» в выплате Осиповой Л.А. компенсации расходов, понесенных на изготовление и установку надгробного памятника ее умершему мужу Осипову А.А. незаконным, возложить обязанность на ответчика возместить Осиповой Л.А. понесенные расходы на изготовление и установку надгробного памятника Осипову А.А.
В судебном заседании представитель заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона – Серегин Д.В. уточнил исковые требования – пояснил, что истец не требует отдельного указания в резолютивной части решения суда указания на незаконность отказа военного комиссариата в компенсации понесенных Осиповой Л.А. расходов, требований о признании отказа военного комиссариата незаконным истец не заявляет. Просит возложить обязанность на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» возместить Осиповой Л.А. затраченные ею денежные средства на изготовление и установку надгробного памятника Осипову А.А. На удовлетворении уточненных исковых требований настаивал.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» - Каленская Л.Д. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст. 24 ФЗ от <дата> <номер> «О ветеранах», погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В части 5 ст. 11 ФЗ от <дата> <номер> «О погребении и похоронном деле», также предусмотрено, что расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
В силу ст. 5 данного Закона, умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
Размер денежных средств для возмещения расходов установлен постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
Приказом Министра обороны РФ от <дата> <номер> «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.
В соответствии с п. 31 Порядка, оплата ритуальных услуг производится родственникам, законным представителям или иным лицам, взявшим на себя обязанности по погребению лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
В пункте 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечивания памяти лиц, указанных в п. 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
В соответствии с п.38 Порядка, для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Как указано в п. 39 Порядка, оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего).
В судебном заседании установлено, что Осипова Л.А. является супругой умершего Осипова А.А.
<дата> Осипов А.А. умер, захоронен на общественном кладбище Уссурийского городского округа, что следует из свидетельства о смерти и справки о захоронении.
Осипов А.А. имел статус ветерана военной службы, что подтверждается копией удостоверения.
Осипова Л.А. в лице своего представителя Ребик Н.П. обратилась в военный комиссариат с заявлением о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника на месте захоронения Осипова А.А.
Письмом от <дата> военный комиссариат возвратил без исполнения документы на оплату понесенных расходов, по причине отсутствия в их числе кассового чека.
Из представленных в материалы дела фотографий установленного памятника, договора на изготовление памятника от <дата>, спецификации <номер> к договору на изготовление памятника, акта сдачи-приемки работ от <дата>, квитанции об оплате на сумму 60 501 рубль следует, что между Осиповой Л.А. и ИП Кривоус Т.В. был заключен договор на изготовление и установку памятника в соответствии со спецификацией, стоимость услуг составила 60 501 рубль.
<дата> <данные изъяты> выдала ИП Кривоус Т.В. патент на право применения патентной системы налогообложения в отношении осуществляемого ею вида деятельности – организация похорон и предоставление связанных с ними услуг.
Это обстоятельство дает ИП Кривоус Т.В. право на осуществление расчетов без применения ККТ, в соответствии с пп.43 п.2 ст. 346.43 НК РФ, при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым – двенадцатым п.1 ст. 4.7 Федерального закона № <номер>
В пункте 4 постановления Пленума ВАС РФ от <дата> <номер> разъяснено, что согласно п.2 ст. 2 ФЗ от <дата> <номер> «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, суд полагает доказанным факт несения Осиповой Л.А. затрат на изготовление и установку памятника её мужу Осипову А.А., которые в силу закона подлежат компенсации за счет средств федерального органа исполнительной власти.
Как установлено в судебном заседании, ответчик не оспаривает право Осиповой Л.А. на возмещение затрат на изготовление и установку памятника. Основанием для отказа в возмещение затрат является отсутствие кассового чека.
Между тем, в пункте 38 Порядка предусмотрена необходимость предоставления документов, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника. Данная норма не содержит в числе обязательных документов кассовый чек.
Поскольку памятник установлен и это обстоятельство не оспаривается ответчиком, факт несения Осиповой Л.А. расходов подтвержден надлежащими доказательствами, которые ответчиком не опровергнуты, требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования заместителя военного прокурора Уссурийского гарнизона в защиту интересов Осиповой Л. А. удовлетворить.
Возложить на ФКУ «Военный комиссариат Приморского края» обязанность возместить Осиповой Л. А. затраченные ею денежные средства на изготовление и установку надгробного памятника Осипову А. А., <дата> года рождения, умершему <дата>.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Е.А. Махонина