Судья Черкашин В.В. Дело № 12-62/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ханты-Мансийск дело № 7-276/2022 23 марта 2022 года
Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Першаков Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Мазурека А.В. на решение судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автоном-ного округа - Югры, принятое 27.01.2022 по жалобе на вынесенное в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Ресторанно-гостиничный комплекс «МОЛЛИ» (ООО «РГК «МОЛЛИ») Гладкова Александра Владимировича постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об адми-нистративных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.11.2021, остав-ленным без изменения решением судьи Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.01.2022, генеральный директор ООО «РГК «МОЛЛИ» Гладков А.В. признан виновным в совершении админи-стративного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде наложения административного штрафа в размере 20000 рублей за нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», что выразилось в выплате 08.05.2020 через кассу ООО «РГК «МОЛЛИ» по адресу: (адрес) заработной платы в наличной валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках иностранному работнику-нерезиденту (ФИО)6
Защитник Мазурек А.В. обратился в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с жалобой, в которой ставит вопрос о необоснованности назначен-ного Гладкову А.В. административного наказания.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, рассматривающий жалобу на поста-новление (решение) по делу об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Руководствуясь данной нормой, изучив жалобу и проверив дело в полном объёме, нахожу оспариваемый судебный акт подлежащим отмене.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных осно-ваний для применения административного наказания, но и соблюдение установ-ленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом относятся к числу задач производства по делам об административных правонарушениях (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении в числе прочего выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти обстоя-тельства должны быть подтверждены относимыми, допустимыми и достаточными доказательствами в соответствии с требованиями статьи 26.2 того же Кодекса.
Допустимость доказательств по делу об административном правонарушении, включая протокол об административном правонарушении и иные документы, обусловливается законностью их получения.
Как показала проверка дела в суде автономного округа, судьёй районного суда не был надлежащим образом исследован вопрос о допустимости доказательств, положенных в основание принятого по делу решения.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» предусмотрено, что валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федераль-ным законом и иными федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.
Исполнение государственной функции по осуществлению уполномоченным органом валютного контроля производится на основании принятого соответствую-щим федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта – административного регламента, разрабатываемого и утверждаемого в порядке, пре-дусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373.
Положением о Федеральной налоговой службе (утв. Постановлением Прави-тельства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506) предусмотрено, что она осуществляет, среди прочего, функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Приказом ФНС России от 26.08.2019 № ММВ-7-17/418с утвержден Админи-стративный регламент осуществления Федеральной налоговой службой контроля и надзора за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соот-ветствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и пред-ставлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (далее – Админи-стративный регламент), в разделе III которого предусмотрены состав, последо-вательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требова-ния к порядку их выполнения.
Так, в рамках исполнения государственной функции осуществляются следую-щие административные процедуры: назначение проверки; проведение проверки; оформление результатов проверки; вынесение предписания об устранении вы-явленных нарушений валютного законодательства и осуществление контроля за своевременностью и полнотой исполнения предписания субъектом проверки (пункт 17 Административного регламента).
Решение о проведении проверки оформляется в виде поручения, которое подписывается руководителем и является основанием для начала администра-тивной процедуры по проведению проверки (пункты 23, 27 Административного регламента).
Результатом же административной процедуры по оформлению результатов проверки являются акт проверки, а также информационное письмо с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки, которые должны быть зарегистрированы в информационных ресурсах ФНС России с разъяснением субъекту проверки права на ознакомление с актом проверки (пункты 67, 68 Адми-нистративного регламента). Кроме того, указанное информационное письмо в срок не позднее пяти рабочих дней с даты оформления акта проверки должно быть направлено субъекту проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате его получения (вруче-ния) субъектом проверки либо его представителем (пункт 61 Административного регламента).
Законность привлечения руководителя юридического лица к административ-ной ответственности за нарушение этим юридическим лицом валютного законода-тельства Российской Федерации, выявленного в порядке выполнения налоговым органом государственной функции по осуществлению валютного контроля, обус-ловливается, в том числе, соблюдением налоговым органом процедур, предус-мотренных Административным регламентом.
Из материалов дела усматривается, что в отношении ООО «РГК «МОЛЛИ» Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 Ханты-Мансийского автономного округа - Югры фактически была проведена проверка соблюдения указанным юридическим лицом валютного законодательства Российской Федера-ции. Данная проверка налоговым органом производилась во взаимодействии с проверяемым лицом.
Между тем документов (поручения о проведении проверки, акта проверки, информационного письма с разъяснением субъекту проверки права на ознакомле-ние с актом проверки и т.п.), подтверждающих соблюдение налоговым органом положений Административного регламента при проведении указанной проверки, материалы дела не содержат, в связи с чем не представляется возможным дать оценку законности привлечения Гладкова А.В. к административной ответствен-ности и иным доказательствам, производным от результатов этой проверки.
Изложенное свидетельствует о неполноте исследования судьёй районного суда всех обстоятельств дела и о необоснованности приведённых в решении выводов о законности оспариваемого постановления, то есть о существенном нарушении судьёй требований, предусмотренных статьёй 24.1, частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание допущенное судьёй существенное нарушение процес-суальных требований Кодекса Российской Федерации об административных право-нарушениях, не позволившее всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, обжалуемый судебный акт подлежит отмене с возвращением дела об админи-стративном правонарушении на новое рассмотрение другим судьёй, правомочным рассмотреть данное дело.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 и статьёй 30.9 Кодекса Россий-ской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░░ 27.01.2022, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 15.25 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░