УИД: 05RS0038-01-2023-009031-79
№1-266/2024 (1-1050/2023)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Махачкала 01 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе: председательствующего- судьи Омарова У.О.,
с участием государственного обвинителя старшего помощника прокурора г.Махачкалы РД Ашырова А.Х.,
подсудимых Тагирова М.Я., Искендерова И.Р.,
защитников – адвокатов Омарова З.О., удостоверение № 2213, ордер № 137661, представляющего интересы Тагирова М.Я.; Ахмедова Н.Н., удостоверение №2236, ордер №135621 от 26.12.2023 года, представляющего интересы Искендерова И.Р.,
при секретаре Дациевой К.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Тагирова Меньзура Ярахмедовича родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: РД<данные изъяты>, ранее не судимого,
Искендерова Ильмеддина Расуловича родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее не судимого,
обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. ст.159.2 УК РФ,
установил:
в производстве Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан находится настоящее уголовное дело.
В судебном заседании судом поставлен вопрос о возвращении уголовного дела прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Государственный обвинитель возражал против возвращения дела прокурору, указывая на отсутствие оснований, предусмотренных ст. 237 УПК РФ.
Подсудимые и защитники не возразили против возврата уголовного дела прокурору.
Выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что настоящее уголовное дело подлежит возвращению прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом по следующим основаниям.
Согласно п.1 ч.1 ст.73 УПК РФ при производстве по уголовному делу подлежат доказыванию, в частности событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновность лица в совершении преступления, форма его вины и мотивы, размер причиненного ущерба.
Вышеуказанным требованиям закона, согласно материалам дела, как постановления о привлечении в качестве обвиняемых, так и обвинительное заключение по уголовному делу, не соответствуют.
В соответствии с требованиями п.п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения в случаях, если: обвинительное заключение составлено с нарушением требований уголовно-процессуального закона, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесение иного решения на основе данного заключения;
Согласно п.3 ст.171 УПК РФ в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого должно быть указано описание преступления с указанием времени, места его совершения, а также иных обстоятельств, подлежащих доказыванию в соответствии с п.п. 1-4 ч.1 ст.73 УПК РФ.
В соответствии с требованиями п.п.2,5,8 ч.1 ст.220 УПК РФ в обвинительном заключении следователь в числе иных сведений указывает существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для данного уголовного дела, данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением, перечень доказательств, подтверждающих обвинение, и краткое изложение их содержания.
Из этого следует, что соответствующим требованиям уголовно-процессуального законодательства будет считаться, в частности, такое обвинительное заключение, в котором изложены все предусмотренные законом обстоятельства, в том числе существо обвинения с обязательным указанием в полном объеме данных, подлежащих доказыванию и имеющих значение по делу.
В обвинительном заключении должны подробно излагаться объективная сторона совершенных обвиняемым преступлений.
Из обвинительного заключения следует, что Тагиров М.Я. и Искендеров И.Р. обвиняются в совершении одного преступления, преступления предусмотренного ч.3 чст.159.2 УК РФ.
Из обвинения предъявленного Тагирову М.Я. следует, что Тагиров М.Я. весной 2017 года, понимая, что самостоятельно не имеет возможности получить поддельные документы, содержащие заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения, которые служат основанием для предоставления ему социальных выплат, обратился к Искендерову И.Р., являвшимся в период с 01.05.2009 по 15.05.2018 на основании распоряжения №16 от 30.04.2009, ведущим специалистом МКУ «Отдел сельского хозяйства» администрации МР «Магарамкентский район», и осведомленному о порядке и условиях получения социальных выплат, который достоверно зная, что Тагировым М.Я. не осуществляется трудовая деятельность в сельской местности, дал свое согласие оказать ему содействие в совершении преступления - в незаконном получении социальных выплат.
Из обвинения предъявленного Искендерову И.Р. следует, что Тагиров М.Я. весной 2017 года, понимая, что самостоятельно не имеет возможности получить указанные поддельные документы, содержащие заведомо ложные, не соответствующие действительности сведения, которые служат основанием для предоставления ему социальных выплат, обратился к Искендерову И.Р., являвшимся в период с 01.05.2009 по 15.05.2018 на основании распоряжения №16 от 30.04.2009, ведущим специалистом МКУ «Отдел сельского хозяйства» администрации МР «Магарамкентский район», и осведомленному о порядке и условиях получения социальных выплат, который достоверно зная, что Тагировым М.Я., не осуществляется трудовая деятельность в сельской местности, вступил с ним в преступный сговор с целью совершения преступления - незаконного получения социальных выплат.
То есть одни и те же действия Тагирова М.Я. и Искендерова И.Р. описаны по разному, как Искендеров И.Р. дал согласие оказать Тагирову М.Я. содействие в совершении преступления - в незаконном получении социальных выплат; и как Искендеров И.Р. достоверно зная, что Тагировым М.Я., не осуществляется трудовая деятельность в сельской местности, вступил с ним в преступный сговор с целью совершения преступления - незаконного получения социальных выплат.
Далее, в обвинении Тагирова М.Я. указано, что продолжая реализовывать задуманное, Тагиров М.Я., весной 2017 года, более точное время следствием не установлено, вместе с трудовой книжкой AT-IX №, в которой Свидетель №1 учинена запись с недостоверными сведениями о его трудоустройстве Тагирова М.Я. в СПК «Куйсун» обратился к Искендерову И.Р., по месту его работы в администрации МР «Магарамкентский район» Республики Дагестан, расположенного по адресу: <адрес>, где последний изготовил подложный трудовой договор №5 от 10.09.2010, о принятии Тагирова М.Я. на работу в СПК «Куйсун» на должность разнорабочего, после чего передал их Тагирову М.Я. для проставления в графе работодатель подписи и печати бывшим на тот моментом председателем СПК «Куйсун».
В обвинении Искендерова И.Р. по тем же самым событиям указано, что весной 2017 года, более точное время следствием не установлено, Искендеров И.Р., действуя совместно и согласовано группой лиц по предварительному сговору с Тагировым М.Я., с целью совершения преступления - незаконного получения социальных выплат, действуя умышленно, из корыстных побуждений с целью облегчения совершения мошенничества при получении выплат, находясь по месту своей работы, в администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан, расположенного по адресу: <адрес>, изготовил подложный трудовой договор №5, в котором проставил дату 10.09.2010 о принятии Тагирова М.Я. на работу в СГЖ «Куйсун» на должность разнорабочего, которые передал Тагирову М.Я. для проставления в графе работодатель подписи и печати председателем СГЖ «Куйсун».
Одни и те же действия Тагирова М.Я. и Искендерова И.Р. описаны по разному, как Тагиров М.Я. обратился к Искендерову И.Р., по месту его работы в администрации МР «Магарамкентский район» Республики Дагестан, расположенного по адресу: РД, <адрес>, где последний изготовил подложный трудовой договор №5 от 10.09.2010; и как Искендеров И.Р., действуя совместно и согласовано группой лиц по предварительному сговору с Тагировым М.Я., с целью совершения преступления - незаконного получения социальных выплат, действуя умышленно, из корыстных побуждений с целью облегчения совершения мошенничества при получении выплат, находясь по месту своей работы, в администрации МР «Магарамкентский район» Республики Дагестан, расположенного по адресу: <адрес>, изготовил подложный трудовой договор №5.
Далее, в обвинении Тагирова М.Я. указано, что весной 2017 года, более точное время следствием не установлено, Тагиров М.Я., реализуя задуманное, в нарушение требований Постановления и Положения, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения материального ущерба государству в лице - МСХиП РД и желая их наступления, находясь в административном здании МКУ «Отдел сельского хозяйства» МР «<адрес>», расположенном по адресу: РД, <адрес>, действуя совместно и согласовано с Искендеровым И.Р., из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств при получении социальных выплат путем представления заведомо поддельных документов, содержащие ложные, не соответствующие действительности сведения, понимая, что своими действиями вводит сотрудников вышеуказанного Министерства в заблуждение относительно наличия оснований предоставления социальных выплат, представил Искендерову И.Р., оказывающему ему содействие в совершении преступления - в незаконном получении социальных выплат, заявление без даты составления, о включении его в состав участников мероприятий на строительство жилого дома, приложив к нему указанные поддельные документы, а также постановление главы администрации МО СП «село Куйсун» Магарамкентского района Республики Дагестан от 03.10.2012 № 11 о принятии Тагирова М.Я. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, копии страниц своего паспорта №, копии страниц паспорта серии № своей супруги ФИО1, копии свидетельств о рождении детей ФИО6 и ФИО7, копии свидетельства о заключении брака с ФИО8, справки о том, что действительно за Тагировым М.Я. и членами его семьи домовладение для постоянного проживания не числится, справки о том, что Тагиров М.Я. и члены его семьи в других программах для получения выплат на жилье не участвуют, справку о составе семьи.
В обвинении Искендерова И.Р. по тем же самым событиям указано, что Тагиров М.Я., в неустановленное следствием время, но не позднее 23 мая 2017 года, реализуя задуманное, в нарушение требований Постановления и Положения, осознавая общественную опасность и противоправность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде причинения материального ущерба государству в лице - МСХиП РД и желая их наступления, находясь в административном здании МКУ «Отдел сельского хозяйства» МР «Магарамкентский район», расположенном по адресу: РД, <адрес>, действуя совместно и согласовано по предварительному сговору с Искендеровым И.Р., из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств при получении социальных выплат путем представления заведомо поддельных документов, содержащие ложные, не соответствующие действительности сведения, понимая, что своими действиями вводит сотрудников вышеуказанного Министерства в заблуждение относительно наличия оснований предоставления социальных выплат, представил состоящему с ним в преступном сговоре Искендерову И.Р., заявление без даты составления, о включении его в состав участников мероприятий на строительство жилого дома, приложив к нему указанные поддельные документы, а также постановление главы администрации МО СП «<адрес>» <адрес> Республики Дагестан от 03.10.2012 № 11 о принятии Тагирова М.Я. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, копии страниц своего паспорта РФ серии №, копии страниц паспорта серии № своей супруги ФИО1, копии свидетельств о рождении детей ФИО6 и ФИО7, копии свидетельства о заключении брака с ФИО8, справки о том,- что действительно за Тагировым М.Я. и членами его семьи домовладение для постоянного проживания не числится, справки о том, что Тагиров М.Я. и члены его семьи в других программах для получения выплат на жилье не участвуют, справку о составе семьи.
Одни и те же действия Тагирова М.Я. и Искендерова И.Р. описаны по разному, в обвинении Тагирова М.Я. указано, что Тагиров М.Я. действуя совместно и согласовано с Искендеровым И.Р., из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств при получении социальных выплат путем представления заведомо поддельных документов, содержащие ложные, не соответствующие действительности сведения, понимая, что своими действиями вводит сотрудников вышеуказанного Министерства в заблуждение относительно наличия оснований предоставления социальных выплат, представил Искендерову И.Р., оказывающему ему содействие в совершении преступления - в незаконном получении социальных выплат, заявление без даты составления, о включении его в состав участников мероприятий на строительство жилого дома, приложив к нему указанные поддельные документы; в обвинении Искендерова И.Р. указано, что Тагиров М.Я. совместно и согласовано по предварительному сговору с Искендеровым И.Р., из корыстных побуждений, с целью хищения денежных средств при получении социальных выплат путем представления заведомо поддельных документов, содержащие ложные, не соответствующие действительности сведения, понимая, что своими действиями вводит сотрудников вышеуказанного Министерства в заблуждение относительно наличия оснований предоставления социальных выплат, представил состоящему с ним в преступном сговоре Искендерову И.Р., заявление без даты составления, о включении его в состав участников мероприятий на строительство жилого дома, приложив к нему указанные поддельные документы.
Далее, в обвинении Тагирова М.Я. указано, что Искендеровым И.Р. 23.05.2017 вынесено заключение об обоснованности предоставления, размере целевом использовании бюджетной субсидии Тагирову М.Я. и вместе с карточкой приема учетного дела участника мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014- 2017 года и на период до 2020 года», во исполнение своих служебных обязанностей представил указанные выше от Тагирова М.Я., поддельные и иные документы в МСХиП РД по адресу: <адрес>
В обвинении Искендерова И.Р. по тем же самым событиям указано, что в неустановленное следствием время, но не позднее 23 мая 2017 года Искендеров И.Р., действуя совместно и согласовано по предварительному сговору с Тагировым М.Я., с целью совершения преступления - незаконного получения социальных выплат, вместе с составленной им карточкой приема учетного дела участника мероприятия по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года», используя свое служебное положение, представил указанные, полученные им от Тагирова М.Я., поддельные и иные документы в МСХиП РД по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.
В предъявленном обвинении Тагирову М.Я., действия Искендерова И.Р. описаны как действия лица оказывавшего помощь, содействие Тагирову М.Я. в совершении мошенничества, без указания квалифицирующего признака « группой лиц по предварительному сговору», тогда как в предъявленном обвинении Искендерову И.Р. его действия описаны как мошенничество, совершенное по предварительному сговору с Тагировым М.Я., с указанием квалифицирующего признака « группой лиц по предварительному сговору».
Одни и те же действия Тагирова М.Я. и Искендерова И.Р. в предъявленных обвинениях указанных лиц, в обвинительном заключении изложены по разному.
Более того, местом совершения преступления, место совершения действий, направленных на незаконное изъятие денежных средств, место подачи заявления о распоряжении денежными средствами в МСХиП РД в обвинении Тагирова М.Я. указано: <адрес>, мкр. «Ветеран», тогда как в обвинении Искендерова И.Р. указано: <адрес>, ул.<адрес>.
В соответствии с положениями ст.252 УПК РФ судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению, при этом изменение обвинения в судебном порядке допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту.
С учетом данной нормы суд не вправе вносить уточнения выходя за рамки обвинения, указанного в обвинительном заключении.
Допущенные нарушения являются существенными, не могут быть устранены в судебном заседании и исключают принятие по делу судебного решения, отвечающего требованиям законности и справедливости.
Учитывая изложенное, уголовное дело в соответствии с требованиями п.1 ч.1 ст.237 УПК РФ подлежит возвращению прокурору <адрес> Республики Дагестан.
Возвращение уголовного дела по данным основаниям соответствует принципу состязательности уголовного судопроизводства, поскольку возложение на суд обязанностей по устранению недостатков обвинительного заключения, а также нарушений допущенных в ходе предварительного следствия косвенно возлагало бы на суд функцию стороны обвинения, что не допустимо.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 237,255, 256. 271, УПК РФ, суд
постановил:
уголовное дело в отношении Тагирова Меньзура Ярахмедовича и Искендерова Ильмеддина Расуловича, обвиняемых в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ, возвратить прокурору города Махачкалы Республики Дагестан для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Меру пресечения в отношении Тагирова М.Я. и Искендерова И.Р. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РД в течение 15 суток со дня его вынесения.
Председательствующий Омаров У.О.