Судья Лазарев Р.Н. дело № 12-586/2021
РЕШЕНИЕ
г. Самара 10 июня 2021 года
Судья Самарского областного суда Горьков Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием заявителя и защитника Радюхиной Е.А., действующей по доверенности в интересах ООО «Агроторг», жалобу защитника ООО «Агроторг» Аносовой А.В. на постановление Октябрьского районного суда г.Самары от 12.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Агроторг»,
установил:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 12.03.2021 ООО «Агроторг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Самарский областной суд, защитник Аносова А.В. просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, в обоснование чего ссылаясь на процессуальные нарушения, неверную квалификацию, принятие обществом всех необходимых и зависящих от него мер для недопущения совершения правонарушения.
В судебном заседании защитники Аносова А.В. и Радюхина Е.А., поддержав доводы жалобы, просили отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить.
Допрошенный в судебном заседании заместитель начальника профессионального аварийно-спасательного формирования МКУ «Поисково-спасательный отряд г.о. Самара» Зайцев О.П. возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив представленные материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитников Аносову А.В. и Радюхину Е.А., заместителя начальника профессионального аварийно-спасательного формирования МКУ «Поисково-спасательный отряд г.о. Самара» Зайцева О.П., прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Такие правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 3, подпунктам "в, г" пункта 4 Правил при введений режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций: при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а, у, ф" части 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Пунктом 1.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (зарегистрировано в Минюсте России 18.03.2020 N 57771) постановлено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) принять меры по введению режима повышенной готовности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Согласно пункту 2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020 N 150 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области" (действовавшего на момент совершения ООО «Агроторг» административного правонарушения) установлены ограничения, предусматривающие среди прочего, обязанность организаций не допускать в здания, строения, сооружения, в которых осуществляется их деятельность, граждан, не соблюдающих требования, предусмотренные абзацем третьим настоящего пункта по обязательному использованию гражданами средств индивидуальной защиты органов дыхания, в случаях, предусмотренных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом".
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 14.12.2020 в 10 час. 20 мин. ООО «Агроторг», осуществляя деятельность по организации торговли в магазине «Пятерочка» по адресу: г.Самара, Московское шоссе, 29, в период введенного Постановлением Губернатора Самарской области № 39 от 16.03.2020 режима повышенной готовности на территории Самарской области, повторно допустило не выполнение обязательных требований, установленных пунктом 1 Правил поведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, пунктом 2.5 Постановления Губернатора Самарской области от 30.06.2020 № 150, допустив в помещение магазина покупателей, не соблюдавших требования о масочном режиме и находившихся без средств индивидуальной защиты органов дыхания.
Указанные действия ООО «Агроторг» квалифицированы судьей районного суда по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Агроторг» подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают: протоколом об административном правонарушении № 656 от 21.01.2021; актом от 14.12.2020 с приложенным к нему фотоматериалом, копией постановления Самарского районного суда г.Самары от 09.09.2020.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ООО «Агроторг» в повторном невыполнение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Таким образом, обоснованность привлечения ООО «Агроторг» к административной ответственности по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, у суда апелляционной инстанции не вызывает сомнения.
Вопреки доводам жалобы, организации, в том числе ООО «Агроторг», обязаны обеспечить выполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Самарской области, установленных указанным выше Постановлением, а также иными документами, принимаемыми в соответствии с законодательством РФ в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Довод жалобы о том, что судом первой инстанции неверно установлен признак повторности, поскольку правонарушение в данной торговой точке ранее не выявлялось, не может быть принят во внимание, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.
Статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
При таких обстоятельствах, учитывая, что постановлением Самарского районного суда г. Самара от 09.09.2020, вступившим в законную силу 19.09.2020, юридическое лицо - ООО «Агроторг» ранее было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда обоснованно усмотрел в его действиях квалифицирующий признак указанной статьи в виде повторности совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения ввиду принятия Обществом надлежащих мер по обеспечению выполнения противоэпидемиологических мер являются несостоятельными, поскольку ООО «Агроторг» не осуществлялся надлежащий контроль за посетителями магазина, что привело к совершению административного правонарушения.
Учитывая, что на момент выявления 14.12.2020 административного правонарушения Постановление Губернатора Самарской области от 30.06.2020 № 150 не утратило законной силы, а с 16.12.2020 вступило в действие Постановление Губернатора Самарской области от 16.12.2020 № 365 "О дальнейших мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области", пунктом 2.5 которого также для юридических лиц установлена обязанность по недопущению в здания, строения, сооружения, в которых осуществляется их деятельность, граждан, не соблюдающих требования о масочном режиме, доводы жалобы о необходимости прекращения дела являются несостоятельными.
Принимая во внимание, что необходимость участия представителя юридического лица при составлении акта о выявлении фактов нарушения не предусмотрена действующим законодательством, доводы защиты о недопустимости использования в качестве доказательства указанного акта, ввиду его составления уполномоченным лицом в отсутствии представителя ООО «Агроторг», не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона..
Несогласие защитников ООО «Агроторг» с оценкой установленных судом обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
Административное наказание ООО «Агроторг», назначенное в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 указанного Кодекса, является справедливым и соразмерно содеянному.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление Октябрьского районного суда г. Самары от 12.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Агроторг» оставить без изменения, жалобу защитника Аносовой А.В. - без удовлетворения.
В соответствии со ст.30.12- 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение может быть обжаловано в Шестой кассационный суд.
Судья Самарского областного суда п/п Д.В. Горьков
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи______________________________ Наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции помощник судьи Н.В. Лебедева «_______»___________________________ 2021 г. |