УИД: 22RS0031-01-2024-000008-47
Дело №2-55/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года |
с. Кытманово |
Кытмановский районный суд Алтайского края в составе председательствующего судьи Дыренковой Е.Б., при секретаре Юрчиковой А.С., с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю Касаткиной И.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края и.о. главы администрации сельсовета Вялкиной О.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Луниной С.В. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, Администрации Кытмановского района Алтайского края о возложении обязанности согласовать рабочую программу производственного контроля качества воды с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Заринске; оборудовать водопроводное сооружение, расположенное в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды; оградить территорию первого пояса ЗСО, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием; водозабор скважин с.Червово оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины по адресу: МТФ №1 с.Червово, ул.Заречная, МТФ №2 с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2; разработать проект ЗСО 1,2,3 поясов источников водоснабжения скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам; на территории кладбища с.Червово обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, а именно: твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Истец Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах Луниной С.В. обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, Администрации Кытмановского района Алтайского края о возложении обязанности согласовать рабочую программу производственного контроля качества воды с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Заринске; оборудовать водопроводное сооружение, расположенное в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды; оградить территорию первого пояса ЗСО, дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием; водозабор скважин с.Червово оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины по адресу: МТФ №1 с.Червово, ул.Заречная, МТФ №2 с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2; разработать проект ЗСО 1,2,3 поясов источников водоснабжения скважины и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам; на территории кладбища с.Червово обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов, а именно: твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, на Администрацию Кытмановского района Алтайского края возложить обязанность профинансировать указанные мероприятия.
В процессе рассмотрения дела исковые требования были уточнены, в обоснование уточненных исковых требований указано, что 10.09.2021 ТО Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах выдано предписание №77 об устранении выявленных нарушений Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края. Согласно предписанию Администрации Червовского сельсовета необходимо было выполнить следующие мероприятия:
1. Обеспечить качество воды питьевой гигиеническим нормативам в разводящей сети с.Червово: кран в здании администрации ул.Школьная, д.69 по органолептическим показателям (мутность), по химическому составу (неорганическое вещество железо общее), кран в здании школы филиала Дмитро-Титовской СОШ с.Червово, ул.Молодежная, 34 по органолептическим показателям (мутность), крана в здании МБУМфКЦ «Червовский КЦ филиал» с.Червово, ул.Центральная, 34 по микробиологическим показателям (ОМЧ, ОКБ, ТКБ), по органолептическим показателям (мутность) до гигиенических нормативов, согласно п.5. табл. 3.1., п.556 табл.3.13, табл.3.5. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
2. Согласовать рабочую программу производственного контроля качества воды с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Заринске,согласно п. 77, СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 № 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды";
3. Оборудовать водопроводное сооружение, расположенное в первом поясе зоны санитарной охраны, с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная (забетонировать оголовок, установить павильон), согласно с п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
4.Территорию первого пояса ЗСО оградить. Дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием - на водозаборных сооружениях: скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул. Заречная, скважины МТФ №2 по адресу: с. Червово, ул. Нагорная, согласно с п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
5. Водозабор скважин с.Червово: МТФ №1 ул.Заречная, ул.Спортивная 2 оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании, согласно п. 3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
6.Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины по адресу: МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная 2, согласно с п.3 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999г.
7.Разработатьпроект ЗСО (зон санитарной охраны) 1, 2, 3 поясов источников водоснабжения скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная 2 и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам, согласно с п.5 абз. 2 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения»
8. На территории кладбища с. Червово расположенной на юго-восточной окраине с.Червово обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) а именно: твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, согласно п.65 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Срок исполнения предписания был установлен до 15.08.2023. Предписание не обжаловалось, вступило в законную силу.
На основании п.8 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 №366 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» срок предписания №77 от 15.08.2023 был продлен до 15.11.2023.
Согласно ответу на предписание от 10.11.2023 вх. № 22-05-13/5-549-2023, предписание №77 исполнено в части: п.1 (представлен протокол лабораторных исследований), п.2 (программа производственного контроля была представлена на согласование, согласована), п. 3 исполнен частично (забетонирован оголовок скважины с.Червово ул.Заречная), п. 4 исполнен частично (скважина по ул.Нагорная ограждена, по ул.Заречная частично ограждена), п. 5 исполнен частично (водозабор по ул.Спортивная оборудован аппаратурой для контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода. Водозабор по ул.Заречная не оборудован), п. 8 (оборудованы контейнерная площадка для сбора ТКО и ограждение контейнерной площадки кладбища, расположенного на юго-восточной окраине с.Червово, однако, твердого покрытия не выполнено). В остальной части предписание не исполнено.
В соответствии с Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 21.12.2022 Администрация Кытмановского района передала Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района полномочия в области организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Согласно п.2.1 указанного Соглашения финансовые средства, необходимые для исполнения указанных полномочий, предоставляются муниципальным районом сельскому поселению в форме межбюджетных трансфертов, установленных районным бюджетом на очередной финансовый год. Соглашение до настоящего времени не расторгнуто.
Ходатайства, заявления, иные документы в Администрацию Кытмановского района, в представительный орган о выделении финансовых средств на осуществление переданных полномочий Администрацией Червовского сельсовета не направлялись.
Таким образом, установлено систематическое неисполнение ответчиком требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Из п.4 ч.2 ст.90 Федерального закона №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» следует, что при неисполнении решения или исполнении его ненадлежащим образом, предусматривается принятие контрольным (надзорным) органом мер по обеспечению исполнения предписания, вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.52 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей входит предъявление исков в суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В соответствии с ч.1 ст.46 ГПК РФ, в случаях, предусмотренных федеральными законами, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пользуясь, указанным правом, начальник ТОУ Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Заринске, Заринском, Залесовском, Кытмановском и Тогульском районах, действуя в рамках предоставленных ей Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю обратилась в суд с иском и с учетом уточнения исковых требований просит обязать Администрацию Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края:
1. Оборудовать водопроводное сооружение, расположенное в первом поясе зоны санитарной охраны (ЗСО), с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул. Заречная (установить павильон), согласно с п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
2. Территорию первого пояса зон санитарной охраны (ЗСО) оградить. Дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытиемна водозаборных сооружениях: скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважины МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, согласно с п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
3. Водозабор скважин с.Червово: МТФ №1 ул.Заречная оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании, согласно п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
4. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта на скважины по адресу: МТФ №1 по адресу: с. Червово, ул. Заречная, МТФ №2 по адресу: с. Червово, ул. Нагорная, с. Червово, ул. Спортивная 2, согласно с п. 3 ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.
5. Разработать проект ЗСО (зон санитарной охраны) 1, 2, 3 поясов источников водоснабжения скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2 и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам, согласно с п. 5 абз. 2 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999 г., п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водоотведения питьевого назначения»
6. На территории кладбища с.Червово, расположенного на юго-восточной окраине с.Червово обустроить контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) а именно: твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, согласно п.65 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Просит установить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района срок для исполнения указанных требований до 01 ноября 2024 года.
Истец так же проситобязать Администрацию Кытмановского района выделить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района денежные средства на выполнение выше перечисленных требований, изложенных в предписании №77 от 10.09.2021 в соответствии со ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ в срок до 01 июля 2024 года.
В судебном заседании представитель истца Касаткина И.В. на удовлетворении уточненного иска настаивала, дополнительно пояснила, что в 2021 году Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района было выдано предписание №77 от 10.09.2021 об устранении нарушений требований санитарного законодательства до 15.08.2023. Впоследствии срок его исполнения был продлен до ноября 2023 года. Требования предписания выполнены только частично, хотя срок был установлен достаточный для исполнения предписания. С ходатайствами о продлении срока исполнения предписания Администрация Червовского сельсовета в Роспотребнадзор не обращалась, в том числе ввиду невозможности выполнить требования из-за недостаточности финансирования со стороны Администрации Кытмановского района. Каких-либо доказательств того, что сельсовет обращался в Администрацию Кытмановского района с заявками на финансирование указанных мероприятий и в этом ему было отказано, чтобы рассмотреть вопрос о продлении срока исполнения предписания, представлено тоже не было. Содержание кладбищ относится к расходным обязательствам бюджета поселения, а всё остальное - муниципального района в рамках Соглашения.
Представитель ответчика Администрации Червовского сельсовета и.о.главы администрации Вялкина О.Л. в судебном заседании полагала, что иск подлежит только частичному удовлетворению, так как в настоящее время качество воды обеспечено, рабочая программа производственного контроля качества воды с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласована, водопроводное сооружение, расположенное в первом поясе ЗСО оборудовано коробом в целях предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины МТФ №1 по ул.Заречная в с.Червово, территория первого пояса ЗСО скважины МТФ №2 по ул.Нагорная в с.Червово ограждена, а скважины МТФ №1 по ул.Заречная в с.Червово огорожена только частично. На кладбище оборудована контейнерная площадка и огорожена, но пока не обеспечена твердым покрытием. В подтверждение выполнения предписания представила фототаблицы и письмо ЦГСЭН о согласовании программы производственного контроля качества воды
Возможность оборудовать водозабор скважины МТФ №1 по ул.Заречная в с.Червово аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании согласно п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.41110-2 отсутствует, так как соответствующего проекта скважины не имеется, её никто не проектировал, колхоз сделал её хозспособом, никто не знает её потенциал. От этой скважины водоснабжается всего 29 человек и население уменьшается с каждым годом. Кроме того, само оборудование на этой скважине некуда разместить, она для этого не приспособлена. Разместить можно только снаружи. А снаружи оно замерзнет и придет в негодность. Счетчик туда уже по требованию контролирующих органов устанавливали, однако с наступлением зимы он замерз и пришел в негодность, фототаблицы этого счетчика суду представлены. Чтобы разместить указанное оборудование, нужно построить какое-то отапливаемое помещение, а это многомиллионные затраты. Скважина итак приносит только убытки, снабжает малое количество населения и тратить еще несколько миллионов бюджетных средств ради соблюдения формальных требований, является нецелесообразным. Эти деньги лучше потратить на реконструкцию водопроводных сетей в с.Червово, так как они изношены. На разработку проектов ЗСО тоже потребуется немало бюджетных средств, вложение которых нецелесообразно. Дорожки на водозаборных сооружениях твердым покрытием не обеспечены, на кладбище.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст.11 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон №52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Согласно ст.39 Федерального закона №52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно ст.1 Федерального закона №52-ФЗ несоблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Нормативы качества и безопасности воды содержатся в СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (таблицы 3.1 п. 5, таб. 3.13 п. 556, таб. 3.5).
Согласно ст.18 п.3 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п.3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, 3.2.1.4. водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Согласно п. 3.2.1.1СанПиН 2.1.4.1110-02, территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Согласно п. 3.2.1.5СанПиН 2.1.4.1110-02, все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Согласно п.1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центрагосударственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3
Утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".
Пунктом 65 СанПиН 2.1.3684-21 предусматривает, что на кладбище его владельцем должны быть оборудованы контейнерные площадки для накопления ТКО в соответствии с пунктом 3 Санитарных правил.
Согласно пункту 3 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и, которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие холодное водоснабжение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ (ред. от 01.04.2020) «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на охрану здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии со статьями 41 и 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Законодательство в сфере охраны здоровья и санитарно - эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции РФ и состоит из ФЗ № 52-ФЗ, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения (пункт 22 части 1 статьи 14).
В соответствии со ст.14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003, к вопросам местного значения городского, сельского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений не относятся функции по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, однако статьей 6.1 вышеназванного Федерального закона указана возможность перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно акту плановой проверки Администрации Червовского сельсовета от 10.09.2021, Администрация осуществляет деятельность в: с.Червово с численностью населения - 351 человек. От скважины по ул. Спортивная 2 запитано потребителей в количестве 315 человек, от скважины МТФ №2 по ул. Нагорная запитано потребителей в количестве 7 человек, от скважины МТФ №1 по ул.Заречная запитано потребителей в количестве 29 человек. Водопровод с. Червово протяженностью 8650 м.
В соответствии с Соглашением о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения от 21.12.2022 Администрация Кытмановского района передала Администрации Червовского сельсовета полномочия: п.1.2- организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ. Согласно п.2.1 - финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий, предусмотренных пунктом 1 Соглашения, предоставляются Муниципальным районом Сельскому поселению в форме межбюджетных трансфертов, а в случае продления действия Соглашения объем финансовых средств (приложение №2) корректируется в соответствии с размером межбюджетных трансфертов установленных районным бюджетом на очередной финансовый год. Если ни одна из сторон в течение 30 дней до истечения срока действия Соглашения не заявит о намерении его расторгнуть, Соглашение считается заключенным на тех же условиях на следующий год.
Меры по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства ответчиком Администрацией Червовского сельсовета Кытмановского района принимались с 2021 года, однако нарушения частично не устранены, предписание Роспотребнадзора №77 от 10.09.2021 исполнено только в части.
Так, судом установлено, что до настоящего времени не огорожена территория первого пояса ЗСО скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, дорожки к водозаборным сооружениям; дорожки к водозаборным сооружениям: скважине МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважине МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная не обеспечены твердым покрытием, водозабор скважины МТФ №1 с.Червово, ул.Заречная не оборудован аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта на скважину МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважину МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2; не разработан проект ЗСО 1, 2, 3 поясов источников водоснабжения скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважины МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2 и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам; на территории кладбища с.Червово контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных не обеспечена твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
Несоблюдение Администрацией Червовского сельсовета Кытмановского района санитарно-эпидемиологических требований к организации питьевого водоснабжения идет вразрез с целями государственной политики в сфере холодного водоснабжения, а также может вести к потреблению населением некачественной питьевой воды, опасной в эпидемиологическом отношении и вредной по химическому составу, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Поскольку ответчиком Администрацией Червовского сельсовета Кытмановского района нарушения до настоящего времени частично не устранены, а часть нарушений устранена после подачи иска, то суд полагает необходимым исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к ответчикпм удовлетворить частично и возложить на Администрацию Червовского сельсовета Кытмановского района обязанности устранить оставшиеся нарушения, а на Администрацию Кытмановского района возложить обязанность по выделению Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района денежных средств, необходимых на устранение оставшихся нарушений, за исключением обустройства твердого покрытия контейнерной площадки на территории кладбища с.Червово, так как это обязательство относится к расходным обязательствам бюджета поселения.
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (ст. 210 ГПК РФ).
Истец просил установить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района срок для устранения нарушений (исполнения решения суда) до 01.11.2024, Администрации Кытмановского района- до 01.07.2024.
Суд, с учетом положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающихся порядка формирования бюджета, необходимости проведения закупок и заключения контрактов, а так же времени, необходимого непосредственно на проведение работ по устранению недостатков, считает необходимым установить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края срок для исполнения решения суда до 01 июня 2025 года, а Администрации Кытмановского района Алтайского края выделить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района денежные средства, необходимые на исполнение решения - до 01.07.2024.
Суд находит указанные сроки достаточными для устранения выявленных нарушений, с учетом особенностей местного климата и необходимости изыскания бюджетных средств.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, с учетом их уточнения, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края исполнить следующие санитарно-эпидемиологические требования, изложенные в предписании №77 от 10.09.2021 года:
- территорию первого пояса ЗСО (зона санитарной охраны) скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная оградить;
- дорожки к сооружениям обеспечить твердым покрытием на водозаборных сооружениях: скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважины МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная в соответствии с п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- водозабор скважины МТФ №1 с.Червово, ул.Заречная оборудовать аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании согласно п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- Получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасности для здоровья населения использования водного объекта на скважины по адресу: МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважины МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2 в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Разработать проект ЗСО (зон санитарной охраны) 1, 2, 3 поясов источников водоснабжения скважины МТФ №1 по адресу: с.Червово, ул.Заречная, скважины МТФ №2 по адресу: с.Червово, ул.Нагорная, с.Червово, ул.Спортивная, 2 и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарным правилам в соответствии с п. 5 абз. 2 ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.11, п. 1.13 СанПин 2.1.41110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»;
- на территории кладбища с.Червово, расположенного на юго-восточной окраине с.Червово контейнерную площадку для накопления твердых коммунальных отходов обеспечить твердым (асфальтовое, бетонное) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод в соответствии с п. 65 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Установить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского края срок для исполнения решения до 01 июня 2025 года.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района Алтайского отказать.
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кытмановского сельсовета Кытмановского района Алтайского края, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Кытмановского района Алтайского края выделить Администрации Червовского сельсовета Кытмановского района денежные средства, необходимые на исполнение пунктов 1-5 настоящего решения в срок до 01.07.2024.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кытмановского района Алтайского отказать.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Кытмановский районный суд в течение 1 (Одного) месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.Б.Дыренкова
Дата вынесения решения в окончательной форме 28 февраля 2024 года.