Дело № 2-2359/2022
УИД 35RS0010-01-2022-002096-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 17 мая 2022 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Качаловой Н.В.,
при секретаре Чурбановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мелтоняна Р. В. к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по Вологодской области об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии,
установил:
Истец Мелтонян Р.В. обратился в суд с иском к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по Вологодской области, мотивируя тем, что решением ответчика № от 24.12.2021 ему отказано в установлении страховой пенсии по старости, отказано в принятии к производству временного удостоверения (замена военного билета), отказано в оценке пенсионных прав по трудовой книжке, выданной в Грузии, по свидетельству о курсах, выданному <данные изъяты>
Ссылаясь на необоснованность отказа, просит суд, с учетом увеличения требований, возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж периоды работы: водителем с 01.06.1980 по 25.12.1991; период обучения на водителя с 01.10.1977 по 04.02.1978; период службы в армии с 17.05.1978 по 31.05.1980; назначить истцу страховую пенсию по старости с 10.03.2020 года.
В судебное заседание истец Мелтонян Р.В. не явился, извещен надлежаще, действует через представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Вершинина Н.Н. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором исковые требования не признал, сославшись на обоснованность и законность оспариваемого решения, а также по доводам отзыва.
Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела и оценив собранные по нему доказательства, пришёл к следующему.
Решением ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области № от 24.12.2021 года Мелтоняну Р.В. отказано в установлении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8, ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого страхового стажа не менее 12 лет и ИПК в размере не менее 21.
Страховой стаж на дату определения права – 13.09.2021 года - составляет 0 лет 5 месяцев 1 день и индивидуальный пенсионный коэффициент величиной 1,071.
Отказано в принятии к производству временного удостоверения (замена военного билета) Мелтоняна Р.В. № от 16.04.2007, т.к. дата рождения указана не полностью, отсутствует оригинал военного билета, а также временное удостоверение действительно до 16.04.2008.
Отказано в оценке пенсионных прав застрахованного лица по представленным документам:
- по трудовой книжке Мелтоняна Р.В. серия № от 01.06.1980 года (бланк 1989 года), выданной в Грузии, в связи с тем, что дата ее заполнения не соответствует данным по изготовлению трудовых книжек, представленных ФГУП «Гознак» Министерства финансов РФ;
- по свидетельству о курсах Мелтоняна Р.В. серия № от 21.11.1978 года, выданному <данные изъяты>, в связи с тем, что фамилия, имя и отчество гражданина вписаны чернилами другого цвета.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).
В силу частей 2, 3 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
С учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Мелтоняну Р.В. необходим страховой стаж продолжительностью 12 лет и величина индивидуального пенсионного коэффициента в размере 21,00.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Как следует из трудовой книжки истца № от 01.06.1980, Мелтонян Р.В. с 01.06.1980 принят на работу в качестве водителя 3-го класса на а/машину ГАЗ-52, 25.12.1991 освобожден от работы согласно личного заявления.
В соответствии со свидетельством № от 21.11.1978 года, выданному <данные изъяты>, Мелтонян Р.В. с 01.10.1977 по 04.02.1978 обучался по программе подготовки водителя транспортных средств категории «В, С».
Согласно временному удостоверению (замена военного билета) № от 16.04.2007, Мелтонян Р.В. проходил военную службу в период с 17.05.1978 по 31.05.1980, в том числе в должности водителя с 18.08.1978 по 31.05.1980. Временное удостоверение действительно до 16.04.2008.
1. Рассматривая период работы истца с 01.06.1980 по 25.12.1991 в <данные изъяты> суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанным в городе Москве 16.05.1997, вступившим в силу 28.06.2002, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Грузии, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства Стороны, на территории которого они имеют место постоянного жительства (ст. 2).
Для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации и Грузии (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991 (ч. 2 ст. 6).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в установленном порядке на территории государств Сторон (в том числе до вступления в силу настоящего Соглашения), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991, принимаются без легализации (ст. 8).
Согласно статье 1 Соглашения "трудовой (страховой) стаж" продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Российской Федерации или Грузии и во время осуществления которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение.
В соответствии пунктом 6 распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10.02.1995 и Соглашения от 16.05.1997, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республик Молдова или Грузия (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31.12.1991.
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10.02.1995 и в абзаце 5 статьи 1 Соглашения от 16.05.1997, периоды работы после 01.01.1991 (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" от 31.05.1991 N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение.
Указанные периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.
В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555 (действовал до 01.01.2015), а также Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (действует с 01.01.2015), в страховой стаж включаются (засчитываются), в том числе периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 N 1369-18, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, (в том числе Республика Грузия), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации. При этом учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от уплаты страховых взносов (Письмо Минтруда России от 15.01.2003 N 88-16), а периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Также судом учтено, что помимо трудовой книжки, которая не была принята пенсионным органом в качестве документа, подтверждающего рассматриваемый период работы истца, в материалы дела представлена справка от 25.12.1991 года, которая была предоставлена истцу работодателем. В данной справке указано, что истце работал в <данные изъяты>с 01.06.1080 (приказ о приеме на работы 01.06.1980) в качестве водителя; освобожден от работы 25.12.1991 (приказ № от 25.12.1991) согласно личного заявления. Указанный документ содержит подпись председателя объединения и печать.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для включения в страховой стаж Мелтоняна Р.В. периода работы на территории Грузии с 01.06.1980 по 31.12.1990 в <данные изъяты> В тоже время, оснований для включения в стаж работы периода с 01.01.1991 по 25.12.1991 не имеется, поскольку справка компетентного органа об уплате страховых взносов после 31.12.1990 в материалы дела не представлена.
2. Оценивая заявленные истцом требования о включении в страховой стаж периода военной службы с 17.05.1978 по 31.05.1980, суд приходит к следующему.
16.05.1997 заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, (далее также - Соглашение), ратифицированное Российской Федерацией Федеральным законом от 08.10.2000 г. N 128-ФЗ и вступивший в силу с 28.06.2002.
Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством Российской Федерации или Грузии, кроме пенсионного обеспечения лиц, указанных в статье 9 настоящего Соглашения (военнослужащих и приравненных к ним лиц, являющихся гражданами Российской Федерации и Грузии).
Одна Сторона предоставляет на территории своего государства гражданам, переехавшим (приехавшим) из государства другой Стороны на постоянное место жительства, такие же права в области пенсионного обеспечения, как и своим гражданам (статья 4 Соглашения).
Таким образом, названное Соглашение, как следует из его положений, в части пенсионного обеспечения лиц, проживающих на территориях Сторон, базируется на пропорциональном принципе: полное разделение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон, не только после распада СССР, но и в период его существования; за периоды стажа, приобретенного на территориях бывших РСФСР и ГССР, каждая Сторона начисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории, согласно своему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
7 октября 1977 г. Верховным Советом СССР была принята Конституция (Основной закон) СССР (действовала в период прохождения истцом действительной военной службы в рядах Вооруженных Сил СССР), в статье 63 которой устанавливалось, что воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан.
В статье 70 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г. провозглашалось, что Союз Советских Социалистических Республик есть единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. В Союзе Советских Социалистических Республик объединялись 15 союзных республик, в том числе Эстонская Советская Социалистическая Республика (статья 71).
Территория СССР была едина и включала территории союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию (статья 75 Конституции (Основной закон) СССР от 7 октября 1977 г.).
Прохождение военной службы гражданами СССР в спорный период (с 5 ноября 1979 г. по 6 ноября 1992 г.) регулировалось Законом СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности".
Статьями 3, 5 и 8 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" предусматривалось, что все мужчины - граждане СССР, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, обязаны были проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил СССР. Воинская обязанность состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. Солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие действительную военную службу в пределах сроков, установленных настоящим Законом, считаются состоящими на действительной срочной военной службе, а проходящие военную службу сверх установленных Законом сроков, - состоящими на действительной сверхсрочной военной службе.
В статье 73 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" закреплялось, что время нахождения граждан на действительной военной службе в рядах Вооруженных Сил СССР засчитывается в их трудовой стаж.
Пенсионное обеспечение граждан СССР в спорный период регулировалось Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" и Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.
Согласно абзацу четырнадцатому пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Из изложенного следует, что гражданин СССР, проходивший действительную военную службу в составе Вооруженных Сил СССР, выполнял возложенную на него Конституцией (Основным законом) СССР обязанность советского гражданина. Период прохождения службы в рядах Вооруженных Сил СССР подлежал включению в трудовой стаж гражданина независимо от места призыва его на военную службу в ряды Вооруженных Сил СССР и места прохождения им военной службы.
На изложенное обращено внимание в Определении Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2021 №91-КГ21-5-К3.
Период прохождения Мелтоняном Р.В. военной службы подтвержден временным удостоверением (замена военного билета) № от 16.04.2007, при этом, доводы пенсионного органа на тот факт, что временное удостоверение действительно до 16.04.2008 отклоняется судом, как несостоятельные, так как указанная дата свидетельствует о сроке действия данного документа, как временного, а не в части подтверждения периода прохождения военной службы.
Принимая во внимание изложенное, период действительной военной службы Мелтоняна Р.В. в составе Вооруженных Сил СССР с учетом норм Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" подлежит включению в страховой стаж.
3. Кроме того, истцом заявлено требование о включении в страховой стаж периода обучения на водителя с 01.10.1977 по 04.02.1978, однако, документов, достоверно подтверждающих факт прохождения обучения не представлено, в связи с чем, данные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Относительно представленного свидетельства о курсах № от 21.11.1978, выданному <данные изъяты>, то суд соглашается с позицией ответчика относительно оформления данного документа. Иных доказательств в подтверждение прохождения учебы не представлено ни в пенсионный орган, ни суду.
Учитывая периоды работы и военной службы, подлежащей включению в страховой стаж, право на страховую пенсию по старости возникло у Мелтоняна Р.В. 13.09.2021 года (т.е. с даты его обращения за назначением пенсии). Документов, на основании которых имеется возможность установить иную дату обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии, суду представлено не было.
Пенсия назначается с даты обращения лица за ее назначением, иного действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, исковые требования Мелтоняна Р.В. подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать недействительным и не порождающим правовых последствий решение ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Вологодской области № от 24.12.2021 года об отказе в назначении пенсии Мелтоняну Р. В. в части отказа в принятии к производству временного удостоверения (замена военного билета) № от 16.04.2007, отказе в оценке пенсионных прав застрахованного лица по трудовой книжке Мелтоняна Р.В. серия № от 01.06.1980 года, назначении пенсии.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области включить в страховой стаж Мелтоняна Р. В. периоды:
- работы с 01.06.1980 по 31.12.1990 в <данные изъяты>
- с 17.05.1978 по 31.05.1980 – период срочной службы по призыву в вооруженных силах СССР.
Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области назначить Мелтоняну Р. В. страховую пенсию по старости с 13.09.2021 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Качалова
Мотивированное решение изготовлено 23.05.2022.