Дело № 2-62/2021 78RS0007-01-№-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Санкт-Петербург 29 марта 2021 г.
Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего Чуба И.А.
при секретаре Макарове А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО6, ФИО7, ФИО1 о государственной регистрации права на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к ФИО6, ФИО7, ФИО1, в котором, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, заявлено о государственной регистрацию перехода к истцу права собственности на долю 2/5 в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес> <адрес>.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что 10 мая 2012 года между истцом ФИО2 и ее бабушкой ФИО3 и дедушкой ФИО4 заключен договор дарения 2/5 долей в праве общей долевой собственности на квартиру с кадастровым номером №, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Данный договор удостоверен нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО12 Однако право собственности на квартиру на имя истца в установленном законом порядке зарегистрировано не было, поскольку ни истец, ни дарители не знали о необходимости такой регистрации. Помимо истца собственниками данного жилого помещения являются сын истца ФИО5 (2/5 доли) и мать истца ФИО6 (1/5 доли). 27.11.2012 умер ФИО4 11.06.2015 умерла ФИО3 По факту смерти дедушки и бабушки истца были открыты наследственные дела, однако принадлежащие им ранее доли в праве на квартиру в состав наследственного имущества включены не были по причине их отчуждения в пользу истца. Уведомлением Росреестра от 19.03.2020 истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации права по причине смерти ФИО4.
Истец в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Ответчик ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Ответчик ФИО7 направила в суд заявление, в котором указала о согласии с исковыми требованиями и просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела путем направления корреспонденции по адресу его регистрации.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – управления Росреестра по Санкт-Петербургу, в судебное заседание не явился, в представленном письменном отзыве на иск просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка).
В силу ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом (п. 1 ст. 572 ГК РФ).
Согласно с п. 3 ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляется по заявлению сторон договора при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации не регулируется порядок государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество в случае уклонения сторон договора дарения от такой регистрации.
В связи с этим в соответствии со ст. 6 ГК РФ по аналогии подлежит применению п. 3 ст. 551 ГК РФ, согласно которому в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзацах 1 и 2 п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 551 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
Одаряемый вправе требовать принудительной регистрации перехода права собственности на недвижимость, являющуюся предметом дарения, в случае уклонения дарителя от подачи заявления о регистрации перехода права, даже если даритель умер после заключения договора дарения.
Как следует из материалов дела, 10.05.2012 истцом ФИО2 и ФИО3, ФИО4 заключен договор дарения 2/5 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Договор удостоверен нотариусом нотариального округа Санкт-Петербурга ФИО12
Уведомлением управления Росреестра по Санкт-Петербургу от 19.03.2020 истцу сообщено о приостановлении государственной регистрации права на указанную доли в праве на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ в связи со смертью дарителя ФИО4
Как следует из материалов наследственных дел, ФИО4 и ФИО3 умерли 27.11.2012 и 11.06.2015 соответственно, оставшееся после их смерти имущество принято наследниками ФИО6, ФИО7, ФИО8.
ФИО8 умер 07.10.2018, его наследство приняли ФИО9 и ФИО7.
Как следует из материалов наследственных дел, свидетельства о праве на наследство в отношении спорной квартиры наследникам ФИО4 и ФИО3 не выдавались.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в настоящее время в отношении квартиры по адресу Санкт-Петербург, <адрес> зарегистрировано право общей долевой собственности со следующим распределение долей: 2/5 доли – ФИО5, 1/5 доли – ФИО3, 1/5 доли ФИО4, 1/5 – ФИО6.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что участники долевой собственности на спорную квартиру ФИО3 и ФИО4 при жизни совершили действия, свидетельствующие об их волеизъявлении на дарение принадлежащих им долей в праве собственности на квартиру в пользу истца ФИО2
Наличие такого волеизъявления удостоверено нотариусом при заключении сторонами договорам дарения, в ходе судебного разбирательства ответчиками не оспаривалось.
Истец также выразила волю на принятие в собственность соответствующих долей в праве, что следует из п. 5 договора дарения.
Доказательств того, что до своей смерти ФИО3 и ФИО4 отказались от намерения произвести отчуждение квартиры в пользу ФИО2, приходящейся им внучкой, в материалы дела не представлено.
Материалы дела свидетельствуют о фактическом переходе имущества от дарителей к одаряемому. По условиям договора дарения истец приняла на себя обязательство нести бремя содержания жилого помещения, соответствующего передаваемым ей долям в праве. Доказательств уклонения истца от участия в содержании жилого помещения в дело не представлено.
Поскольку ФИО3 и ФИО4 при жизни распорядились принадлежащими им долями в праве собственности на квартиру, произведя его отчуждение по договору дарения в пользу ФИО2, оснований для отказа в удовлетворении иска судом не усматривается.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Произвести государственную регистрацию перехода права собственности на долю в размере 2/5 долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу Санкт-Петербург, <адрес>, с кадастровым номером №, на ФИО2 по договору дарения от 10.05.2012, заключенному между ФИО3, ФИО4 и ФИО2.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд через Колпинский районный суд Санкт-Петербурга в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 02.04.2021