Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-894/2016 ~ М-950/2016 от 11.08.2016

Дело № 2-894/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 октября 2016 г.                                                             г. Севастополь

Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи             Милошенко Н.В.,

при секретаре                          Кирничанском А.Ю.,

с участием представителя истца              Шалык А.И.,

представителя третьего лица                             Лавренова Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Севастополя к Сахарову В. Л. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта,

У С Т А Н О В И Л:

    Правительство Севастополя обратилось в суд с иском к ответчику об истребовании имущества из чужого незаконного владения и признании недействительным государственного акта на право собственности на земельный участок, мотивируя требования тем, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда. В соответствии с законодательством У. земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органа местного самоуправления предоставлялись в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства. Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относилось к полномочиям Кабинета Министра Украины в сфере лесных отношений. Законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам. В свою очередь, ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га не мог быть ему передан в рамках статьи 57 Земельного кодекса Украины, статьи 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольского городского Совета. Земельный участок общей площадью 4,5106 га не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, и не мог быть передан в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» в порядке статьи 56 Земельного кодекса Украины, а мог быть передан в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины. Однако такого распоряжения Кабинет Министров Украины не издавал, более того, не давал своего согласия на передачу в пользование указанного земельного участка в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1». Земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства. Истец полагает, что Севастопольским городским Советом при принятии решения о передаче земельного участка общей площадью 4,5106 га в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» и заключении соответствующего договора аренды были грубо нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины. Более того, Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться указанным земельным участком и передавать его кому-либо в пользование. В связи с чем, земельный участок, вопреки нормам действовавшего на момент его передачи законодательства, неправомерно предоставлен в собственность ответчику. Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет вид целевого назначения для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок). То есть вид целевого назначения земельного участка был изменен, однако решение об изменении целевого назначения земель, занятых лесом не принималось. В обоснование заявленных исковых требований Правительство Севастополя ссылалось на ст. 1 и 2, часть 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, ст. 1 Закона Севастополя от 23.04.2014 № 3-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя», ст. 2 Закона города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» № 46-ЗС от 25.07.2014, ч. 2 ст. 11, ч. 2 ст. 31 Закона города Севастополя от 14.04.2014 № 1-ЗС «Устав города Севастополя», ст. 1, п.2 ч. 1 ст. 23, п. 7 ст. 27 Закона города Севастополя от 30.04.2014 № 5–ЗС «О Правительстве Севастополя», ст. 3 Закона города Севастополя «Об основах управления государственным имуществом города Севастополя» от 07.08.2014 № 56-ЗС, требования Лесного и Земельного кодекса Украины. На основании ст. ст. 12, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации просили истребовать из незаконного владения Сахарова В. Л. земельный участок, площадью 0,0721 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя. Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации . Полагая, что незаконное предоставление ответчику земельного участка, причиняет ущерб экономическим интересам субъекта федерации - города федерального значения Севастополя в сфере рационального использования земель.

В судебном заседании представитель Правительства Севастополя, заявленные требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, возражений относительно заявленных требований не представили, в связи с чем суд с согласия представителя истца определил о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Управления лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя в судебное заседание явился, считал требования обоснованными по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Третье лицо Баяндуров А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном законом порядке.

    Суд в соответствии с ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, в установленном законом порядке, с учетом согласия представителя истца в порядке заочного производства.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с нормами Закона У. от ДД.ММ.ГГГГ -ВР «О местном самоуправлении в У.», Положением о порядке передачи в аренду земельных участков несельскохозяйственного назначения, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ , на основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ между Севастопольским городским Советом и обслуживающим кооперативом «Жилищно-строительное товариществу индивидуальных застройщиков «Орлиное’1» (далее – ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1») был заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор).

В соответствии с условиями Договора ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» в срочное платное пользование передан земельный участок для жилищного строительства, с отнесением земель к категории земель жилой и общественной застройки, который расположен по адресу: г. Севастополь, в районе жилого поселка Севастопольского ГЛОХ. Согласно пункту 2.1. договора в аренду передан земельный участок, общей площадью 4,5106 га, в том числе, земельный участок площадью 0,5653 га, земельный участок площадью 1,7094 га, земельный участок площадью 0,8071 га, земельный участок площадью 1,4288 га.

    На основании решения Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ в Договор были внесены изменения путем подписания дополнительного соглашения между сторонами, в соответствии с которым из Договора был исключен пункт 10, предусматривающий участие арендатора в создании социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры города Севастополя.

На основании постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 34,322 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «Севастопольское лесничество».

Заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от ДД.ММ.ГГГГ исх. установлено, что земельный участок расположен внутри лесного массива (комплекс земельных участков ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» расположен в квартале 15, выделы 6, 14-23, 25-27; в квартале 12, выделы 18,19 Орлиновского участкового лесничества).

Порядок бесплатной приватизации земельных участков гражданами определен частями 6-9 статьи 118 Земельного Кодекса Украины, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, согласно которым граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для индивидуального дачного строительства в пределах норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию или сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указывается целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры. К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указано желаемое место расположения земельного участка. Уполномоченное учреждение рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении. Проект отвода земельного участка разрабатывается по заказу граждан лицами, имеющими соответствующие разрешения (лицензии) на выполнение этих видов работ, в сроки, которые оговариваются соглашением сторон. Разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Районная, Киевская или Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской совет в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность.

Статьей 14 Конституции Украины установлено, что земля является основным национальным богатством, находящимся под особой охраной государства.

Земли Украины по основному целевому назначению подразделяются на соответствующие категории, в том числе земли лесного фонда (статья 19 Земельного Кодекса Украины.

В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, принимающих решения о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения. Изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Нарушение порядка установления и изменения целевого назначения земель является основанием для признания недействительными решений органов государственной власти и органов местного самоуправления о предоставлении (передаче) земельных участков гражданам и юридическим лицам; признание недействительными сделок относительно земельных участков; отказа в государственной регистрации земельных участков или признания регистрации недействительной; привлечения к ответственности в соответствии с законом граждан и юридических лиц, виновных в нарушении порядка установления и изменения целевого назначения земель (статья 21 ЗК Украины).

В соответствии с пунктом 1 ст. 55 Земельного кодекса Украины к землям лесохозяйственного назначения относятся земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для потребностей лесного хозяйства.

Порядок использования земель лесохозяйственного назначения определяется законом (пункт 2 статьи 57 Земельного кодекса Украины).

В соответствии со статьями 56, 57 Земельного кодекса Украины земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения. То есть, порядок использования земель лесного фонда определяется законом.

С учетом вышеизложенного, земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, ЗК Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами.

Кроме того, согласно статье 3 Земельного кодекса Украины земельные отношения, возникающие при использовании лесов, регулируются также нормативными правовыми актами о лесах, если они не противоречат ЗК Украины.

Основной чертой земель лесного фонда является назначение этих земель именно для ведения лесного хозяйства, по смыслу статьи 63 Лесного Кодекса Украины, заключается в осуществлении комплекса мероприятий по охране, защите, рациональному использованию и расширенного воспроизводства лесов.

Использованию лесохозяйственных земель по их целевому назначению законодательство отдает приоритет: составной охраны земель является защита лесных земель и кустарников от необоснованного их изъятия для других нужд (пункт «б» части первой статьи 164 Земельного кодекса Украины).

Таким образом, одной из основных особенностей правового режима земель лесного фонда является неразрывная связь их использования с лесопользованием.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Украины леса, которые находятся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности украинского народа.

Согласно статье 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

В силу статьи 13 Земельного кодекса Украины именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

В соответствии со статьей 84 Земельного кодекса Украины в государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся, в частности, земли лесного фонда, кроме случаев, определенных этим Кодексом (пункт «г» части четвертой статьи 84 ЗК Украины).

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 га в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).

Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства (статья 57 Земельного кодекса Украины, часть 1 статьи 17 Лесного кодекса Украины).

Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (статья 27 Лесного кодекса Украины). Аналогичное положение содержится и в статье 20 ЗК Украины. То есть, законодательство Украины содержало особый порядок передачи земельных участков лесного фонда (земельных участков лесохозяйственного назначения) в пользование юридическим лицам.

В данном случае, ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения, для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью 4,5106 га не мог быть ему передан в рамках статьи 57 Земельного кодекса Украины, статьи 17 Лесного кодекса Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.

Земельный участок общей площадью 4,5106 га не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, и не мог быть передан в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» в порядке статьи 56 Земельного кодекса Украины.

В данном случае, по мнению суда, истец обоснованно считает, что земельный участок общей площадью 4,5106 га мог быть передан в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» только на основании властного распоряжения Кабинета Министров Украины. Однако такого распоряжения Кабинет Министров Украины не издавал, своего согласия на передачу в пользование указанного земельного участка в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» не давал, доказательств обратному суду не представлено.

В соответствии с пунктом 5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью 4,5106 га из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.

Из вышеизложенного следует, что Севастопольским городским Советом при принятии решения о передаче земельного участка общей площадью 4,5106 га в пользование ОК «ЖСТИЗ «Орлиное’1» и заключении соответствующего договора аренды были грубо нарушены нормы земельного и лесного законодательства Украины. Более того, Севастопольский городской Совет не имел права распоряжаться указанным земельным участком и передавать его кому-либо в пользование.

Далее Севастопольским городским Советом ДД.ММ.ГГГГ принято решение «О прекращении у ОК ЖСТИЗ «Орлиное’1 права аренды на часть земельного участка площадью 0,0721 га по адресу: <адрес> и передаче в собственность Баяндурову А.А. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок)» (далее – Решение ).

На основании вышеуказанного Решения гр. Баяндуровым А.А. был получен государственный акт на право собственности на земельный участок серии АЖ от ДД.ММ.ГГГГ номер регистрации .

Вместе с тем согласно материалам лесоустройства ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» за 2011 год, переданный в собственность ответчика земельный участок площадью 0,0721 га расположенный по адресу: <адрес> (далее – Земельный участок) находился в составе земель Орлиновского участкового лесничества, что подтверждается заключением эксперта ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от ДД.ММ.ГГГГ исх. и постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП «Об установлении особенностей регулирования лесных отношений», исследованным в судебном заседании научным заключением, датированным августом 2004 года согласно которому земельный участок, площадью 4,5 га расположен по адресу: район жилого поселка ГЛОХ (13 квартал Орлиновского лесничества) <адрес> и предполагается для организации членами «ЖСТИЗ «Орлиное’1» индивидуального жилищного строительства.

Согласно пункту 5 Переходных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли, являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании ГП «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Таким образом, на момент передачи Севастопольским городским Советом спорного Земельного участка в собственность ответчика он входил в состав земель лесохозяйственного назначения (лесного фонда).

С учетом вышеустановленных обстоятельств, земельный участок был передан в собственность Баяндурова А.А. вопреки нормам действовавшего на момент его передачи законодательства.

В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ -р (далее – Распоряжение КМУ -р) с целью недопущения фактов нарушения интересов государства и общества во время отчуждения и изменения целевого назначения земельных лесных участков (дальше - участки) Министерству экологии и природных ресурсов, Министерству аграрной политики и продовольствия, Министерству обороны, Государственному агентству лесных ресурсов и Государственному агентству земельных ресурсов, до момента законодательного урегулирования вопросов предотвращения злоупотреблений в этой сфере остановить принятие решений о предоставлении согласия на исключения участков, их передачу, в собственность и аренду с изменением целевого назначения. В абзаце 3 указанного правового акта установлено, что отзывается ранее предоставленное согласие на изъятие участков, их передачу в собственность и аренду с изменением целевого назначения в случае, если местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не приняты соответствующие решения или, когда по результатам проверки установлено, что такие решения приняты с нарушением требований законодательства

При выделении земельного участка ответчику в собственность Государственное предприятие «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» своего согласия на изъятие земельного участка не давало, в связи с чем были нарушены положения Земельного кодекса Украины и распоряжения Кабинета Министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Согласно государственному акту о праве собственности на земельный участок спорный земельный участок имеет вид целевого назначения для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).

Согласно ст. 38 Земельного кодекса Украины указанный вид целевого назначения относится к землям жилой и общественной застройки – земельные участки в пределах населенных пунктов, которые используются для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования.

Из изложенного выше также усматривается, что вид целевого назначения Земельного участка был изменен. Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Украины отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти, Верховной Рады Автономной Республики Крым, Совета министров Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочий.

Пунктом 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины определено, что изменение целевого назначения земель осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление в пользование, изъятие (выкуп) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решение о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Пунктом 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земель, занятых лесами, производится с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства. Заключение органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды и лесного хозяйства о возможности изъятия спорного Земельного участка из состава земель лесного фонда, изменения его целевого назначения не выдавалось.

То есть, решение было принято Севастопольским городским Советом, вопреки действовавшим на тот момент Земельного кодекса У. и Распоряжения КМУ -р, с превышением установленных полномочий, и как следствие, право собственности на земельный участок у ответчика возникло незаконно.

Статьей 1 Закона города Севастополя от 23.04.2014 № З-ЗС «О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя» (с изменениями и дополнениями) установлено, что все земли в пределах территориальных границ города федерального значения Севастополя, за исключением земель, находящихся в частной собственности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, являются государственной собственностью города федерального значения Севастополя.

На основании изложенного, в связи с тем, что все земли, в пределах территориальных границ города Севастополя являются государственной собственностью города, Правительство Севастополя выступает в защиту интересов города федерального значения Севастополя.

Статьей 34 Устава города Севастополя предусмотрено, что Правительство Севастополя управляет и распоряжается собственностью города Севастополя в соответствии с законами города Севастополя, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление города Севастополя в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 27 Закона города Севастополя «О Правительстве Севастополя» № 5-ЗС от 30.04.2014 (далее – Закон № 5-ЗС), Правительство Севастополя осуществляет контроль за использованием и охраной земель и других объектов недвижимости на территории города Севастополя, осуществляет управление в области земельных отношений.

В соответствии со статьями 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса РФ установлено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.

Спорный земельный участок, на который было выдано государственный акт расположен на территории Орлиновского участкового лесничества.

Согласно пункту 2 статьи 6 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Положениями Лесного кодекса РФ, а также Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек.

Согласно ч. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

Законом города Севастополя «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» -ЗС от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон -ЗС) установлено, что право на объекты недвижимого имущества, независимо от государственной регистрации данных прав, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя в соответствии с нормативными актами, действовавшими до указанного момента, признаются правами, установленными законодательством Российской Федерации, в частности – все земли, кроме частной и муниципальной собственности, признаются собственностью города Севастополя (пп.4 п.1 ст. 2 Закона -ЗС).

Положения статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют способы защиты гражданских прав, которые обеспечивают восстановление нарушенных прав и стабильность гражданско-правовых отношений; перечень этих способов в силу абзаца четырнадцатого данной статьи, согласно которому защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, является открытым.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что приобретение Баяндуровым А.А. права собственности на спорный земельный участок не соответствует положениям ст. ст. 116, 118 ЗК У., правовые основания для возникновения у него права собственности на земельный участок отсутствуют.

На основании договора купли – продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, спорный земельный участок перешел в собственность Сахарова В. Л..

В свою очередь ответчиком Сахаровым В.Л. был получен государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).

Согласно ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Частью 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Поскольку спорный земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки земельному законодательству и воли государства в лице уполномоченного органа, он подлежит истребованию из незаконного владения ответчика.

На основании вышеизложенного суд полагает, что государственный акт о праве собственности на земельный участок был выдан в отсутствие законных оснований, в связи с чем подлежит признанию недействительным, из владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя подлежит истребованию спорный земельный участок.

Таким образом, доводы истца законны, обоснованы, требования подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, следовательно, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Правительства Севастополя к Сахарову В. Л. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании недействительным государственного акта удовлетворить.

Истребовать у Сахарова В. Л. земельный участок, площадью 0,0721 га, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

Признать недействительным государственный акт на право собственности на земельный участок серии ЯИ от ДД.ММ.ГГГГ, номер регистрации .

Взыскать с Сахарова В. Л. в доход местного бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со следующего дня после вручения ему копии данного решения.

Заочное решение также может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со следующего дня после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со следующего дня после вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                              Н.В. Милошенко

Мотивированный текст решения суд изготовлен 10.10.2016.

2-894/2016 ~ М-950/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Правительство Севастополя
Ответчики
Сахаров Владимир Леонидович
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя
Кайбуллаев Эдем Энверович
Управление лесного и охотничьего хозяйства города Севастополя
Баяндуров Александр Александрович
Суд
Балаклавский районный суд города Севастополя
Судья
Милошенко Надежда Владимировна
Дело на сайте суда
balaklavskiy--sev.sudrf.ru
11.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2016Передача материалов судье
15.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.10.2016Судебное заседание
10.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2016Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
16.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2016Копия заочного решения возвратилась невручённой
28.11.2016Регистрация заявления об отмене заочного решения
16.01.2017Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
17.01.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее