РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 ноября 2023 года рп Арсеньево Тульской области
Одоевский межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Деркача В.В.,
при секретаре Миляевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-783/2023 по иску Тришина Андрея Юрьевича к Тришиной Юлии Николаевне, Шарапову Даниилу Александровичу, Шарапову Константину Александровичу о признании утратившими право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета,
установил:
Тришин А.Ю. обратился в суд с иском к Тришиной Ю.Н., Шарапову Д.А., Шарапову К.А. о признании их утратившими право пользования жилым помещением расположенным по адресу: <адрес> и снятии с регистрационного учета по этому адресу.
Свои требования мотивировал тем, что он проживает по указанному адресу и совместно с ним зарегистрированы ответчики: Тришина Ю.Н. – его бывшая супруга, а также Шарапов Д.А. и Шарапов К.А. – сыновья бывшей супруги от первого брака. Дом принадлежит ему на праве собственности с 2014 года. 20 января 2020 года брак между ним и Тришиной Ю.Н. был расторгнут. Ответчики длительное время по адресу регистрации не проживают, не принимают участия в расходах по оплате коммунальных услуг, общее хозяйство не ведется, каких-либо вещей ответчиков в доме нет. В добровольном порядке они сняться с регистрационного учета отказываются. Считает, что ответчики утратили право пользования указанным жилым помещением.
Просит признать Тришину Ю.Н., Шарапова Д.А. и Шарапова К.А. утратившими право пользования жилым помещением, расположенного по адресу: <адрес>, обязать миграционный пункт (дислокация рп Арсеньево) отделения по вопросам миграции МО МВД России «Белевский» снять их с регистрационного учета по указанному адресу, а также взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.
В дальнейшем истец уточнил свои требования в части судебных расходов и просил дополнительно взыскать с ответчиков почтовые расходы в размере 692 рублей.
В судебное заседание стороны и третье лицо не явились, о времени и месте слушания дела были извещены надлежащим образом, при этом истец Тришин Ю.Н. представил суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал на полную поддержку заявленных требований, а ответчики Тришина Ю.Н., Шарапов Д.А., Шарапов К.А. и представитель третьего лица миграционного пункта (дислокация рп Арсеньево) отделения по вопросам миграции МО МВД России «Белевский» причин неявки суду не сообщили, своей позиции по иску не выразили.
Судом, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, определено о рассмотрении дела при состоявшейся явке.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, проанализировав их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть самовольно лишен жилища.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст.ст. 9, 10 и 12 ГК РФ участники гражданских правоотношений по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Не допускаются действия, осуществляемые с целью причинения вреда другому лицу. Защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существующего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Исходя из положений ч. 1 ст. 30 ЖК РФ, ч. 1 ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).
Положениями ст. 209 ГК РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1). Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2)
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ, право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.п
В силу положений ст. 304 ГК РФ предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьей 292 ГК РФ предусмотрено, что переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» по общему правилу, в соответствии с ч. 4 ст. 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (ч. 1 ст. 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение – двухэтажный индивидуальный жилой дом, 1967 года постройки, площадью 359,2 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с 10 июля 2014 года принадлежит на праве собственности истцу Тришину А.Ю., что подтверждается договором купли-продажи от 26 июня 2014 года и выпиской из ЕГРН.
Помимо собственника, в данном жилом помещении с 28 июня 2018 года зарегистрированы по месту жительства следующие лица: Тришина Юлия Николаевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, Шарапов Даниил Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Шарапов Константин Александрович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
При этом истец Тришин А.Ю. и ответчик Тришина Ю.Н. приходятся родителями несовершеннолетней <данные изъяты>, а ответчики Шарапов Д.А. и Шарапов К.А. являются детьми ответчика Тришиной Ю.Н. от первого брака.
Также истец и ответчик являются бывшими супругами брак между которыми был прекращен 20 января 2020 года, что подтверждается соответствующим свидетельством серии № от ДД.ММ.ГГГГ и решением мирового судьи судебного участка № 5 Одоевского судебного района Тульской области от 18 декабря 2019 года.
Учитывая это и то, что право собственности на спорное жилое помещение у истца Тришина А.Ю. возникло до регистрации брака с ответчиком Тришиной Ю.Н. в ДД.ММ.ГГГГ, то с момента прекращения между ними брачных отношений с 18 декабря 2019 года Тришина Ю.Н. и ее дети: Шарапов Д.А. и Шарапов К.А., утратили право пользования этим жилым помещением.
При этом, согласно характеристике от 1 ноября 2023 года, данной начальником ОП «Арсеньевское» МО МВД России «Белевский», ответчики Тришина Ю.Н., Шарапов Д.А. и Шарапов К.А. более четырех лет проживают в <адрес>, что подтверждено также письменными объяснениями соседей истца Г. и В., которые утверждают, что ответчики не проживают в доме истца более трех лет, в гости не приезжают.
Доказательств обратного суду не представлено.
В соответствии с п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, признание гражданина утратившим (не приобретшим) право пользования жилым помещением на основании решения суда является основанием для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства органами регистрационного учета.
Таким образом, основные требования истца Тришина А.Ю. являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Давая оценку требованиям истца о взыскании с ответчиков судебных расходов, суд исходит из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 88, ст. 94 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела к которым, в частности, относятся почтовые расходы, понесенные сторонами, и другие расходы признанные судом необходимыми.
Материалами дела подтверждено, что истцом понесены почтовые расходы на сумму 692 рубля 00 копеек по отправке ответчикам досудебных претензий с просьбой добровольного снятия с регистрационного учета, что подтверждается соответствующей квитанцией № 119 от 9 октября 2023 года, а так же им понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 рублей 00 копеек, что подтверждается соответствующим чеком-ордером операции № 322 от 24 июня 2021 года.
Таким образом, с ответчиков подлежат взысканию понесенные истцом судебные расходы в сумме 1 292 рубля 00 копеек (692,00 руб. + 600,00 руб.), по 430 рублей 66 копеек с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Тришина Андрея Юрьевича к Тришиной Юлии Николаевне, Шарапову Даниилу Александровичу, Шарапову Константину Александровичу о признании утратившей право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, удовлетворить.
Признать Тришину Юлию Николаевну, <данные изъяты>), Шарапова Даниила Александровича, <данные изъяты>, Шарапова Константина Александровича, <данные изъяты> утратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>
Настоящее решение является для отдела по вопросам миграции МО МВД России «Белевский» основанием для снятия Тришиной Юлии Николаевны, Шарапова Даниила Александровича и Шарапова Константина Александровича с регистрационного учета по адресу: <адрес>
Взыскать с Тришиной Юлии Николаевны, <данные изъяты> Шарапова Даниила Александровича, <данные изъяты>), Шарапова Константина Александровича, <данные изъяты>) в пользу Тришина Андрея Юрьевича, <данные изъяты> судебные расходы, по 430 (Четыреста тридцать) рублей 66 копеек с каждого.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления через Одоевский межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 9 ноября 2023 года.
Председательствующий В.В.Деркач