Судебный акт #1 (Определение) по делу № 3а-1680/2023 ~ М-1069/2023 от 30.06.2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о передаче дела по подсудности

г. Самара                             28 августа 2023 года

Самарский областной суд в составе

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи

Букреевым В.Е.,

с участием прокурора Сергеевой Е.С.,

административного истца Фурсова И.Г.,

представителя административного истца Фисенко А.Ю.,

представителя административного ответчика Володиной М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1680/2023 по административному иску Фурсова Ильи Геннадьевича о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Самара № 491 от 24 мая 2023 года,

у с т а н о в и л:

Фисенко И.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Самара № 491 от 24 мая 2023 года № 491 «Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект межевания территории), занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара; в границах улиц Венцека, Степана Разина, Пионерской, Алексея Толстого, утвержденную постановлением администрации городского округа Самара от 24.12.2020 № 1012 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара».

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером по адресу: <адрес>. Оспариваемым постановлением сформированы смежные от объекта земельные участки ЗУ15.1, площадью 549 кв.м, и ЗУ15, площадью 257 кв.м, чем нарушены права Фурсова И.Г., в части отсутствия доступа в подвал и к стене здания лит. Б,Б1, к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также ограничения доступа со стороны входа, в пешеходном проходе к объекту и другое.

В судебном заседании представитель ответчика Володина М.В., действующая на основании доверенности, просила передать материалы административного дела по подсудности в районный суд, как неподлежащий рассмотрению Самарским областным судом.

Административный истец Фурсов И.Г. и его представитель Фисенко А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали против направления дела в районный суд, ссылаясь на длительность не разрешения вопроса и на практику рассмотрения дел данной категории областным судом.

Изучив материалы дела, выслушав участников дела, позицию прокурора, не возражавшей против передачи дела по подсудности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если: при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.

Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа перечислены в статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции, в том числе административные дела: 2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами осуществляется в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П, нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.

Пунктами 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Оспариваемое постановление не опубликовано в «Российской газете» и не размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2). Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3).

При определении компетенции административного органа следует исходить, в том числе, из полномочий, закрепленных за данным органом в нормативных документах.

Из положения статьи 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 (ред. от 25.05.2023), следует, что администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области, а также осуществляет полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации городского округа Самара - к полномочиям Администрации городского округа Самара.

Суд приходит к выводу, что администрация г.о. Самара не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации или представительным органом местного самоуправления, следовательно, правовые акты, в том числе обладающие нормативными свойствами, не могут быть оспорены в Самарском областном суде и в силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат рассмотрению районным судом в качестве суда первой инстанции.

Согласно части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Принимая во внимание, вышеизложенное в целях устранения нарушения правил родовой подсудности настоящее административное дело подлежит передачи для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары по месту нахождения административного ответчика.

Доводы стороны административного истца суд признает несостоятельными и не имеющими значения для решения вопроса о рассмотрении дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 22, 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л:

административное дело № 3а-1680/2023 по административному иску Фурсова Ильи Геннадьевича о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Самара от 24 мая 2023 года № 491 «Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект межевания территории), занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара; в границах улиц Венцека, Степана Разина, Пионерской, Алексея Толстого, утвержденную постановлением администрации городского округа Самара от 24.12.2020 № 1012 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» передать для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд г.Самары.

Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.

Определение в окончательной форме составлено 31.08.2023.

Судья:                             И.А. Щетинкина

3а-1680/2023 ~ М-1069/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Передано по подсудности, подведомственности
Истцы
Прокуратура Самарской области
Фурсов И.Г.
Ответчики
Администрация городского округа Самара
Другие
Департамент градостроительства городского округа Самара
Фисенко А.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
30.06.2023Регистрация административного искового заявления
03.07.2023Передача материалов судье
04.07.2023Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.07.2023Предварительное судебное заседание
17.08.2023Предварительное судебное заседание
28.08.2023Судебное заседание
22.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее