О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче дела по подсудности
г. Самара 28 августа 2023 года
Самарский областной суд в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Букреевым В.Е.,
с участием прокурора Сергеевой Е.С.,
административного истца Фурсова И.Г.,
представителя административного истца Фисенко А.Ю.,
представителя административного ответчика Володиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1680/2023 по административному иску Фурсова Ильи Геннадьевича о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Самара № 491 от 24 мая 2023 года,
у с т а н о в и л:
Фисенко И.Г. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Самара № 491 от 24 мая 2023 года № 491 «Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект межевания территории), занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара; в границах улиц Венцека, Степана Разина, Пионерской, Алексея Толстого, утвержденную постановлением администрации городского округа Самара от 24.12.2020 № 1012 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником нежилого помещения с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Оспариваемым постановлением сформированы смежные от объекта земельные участки ЗУ15.1, площадью 549 кв.м, и ЗУ15, площадью 257 кв.м, чем нарушены права Фурсова И.Г., в части отсутствия доступа в подвал и к стене здания лит. Б,Б1, к сетям водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также ограничения доступа со стороны входа, в пешеходном проходе к объекту и другое.
В судебном заседании представитель ответчика Володина М.В., действующая на основании доверенности, просила передать материалы административного дела по подсудности в районный суд, как неподлежащий рассмотрению Самарским областным судом.
Административный истец Фурсов И.Г. и его представитель Фисенко А.Ю., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали против направления дела в районный суд, ссылаясь на длительность не разрешения вопроса и на практику рассмотрения дел данной категории областным судом.
Изучив материалы дела, выслушав участников дела, позицию прокурора, не возражавшей против передачи дела по подсудности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если: при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности.
Административные дела, подсудные верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа перечислены в статье 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции, в том числе административные дела: 2) об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами осуществляется в соответствии с главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 31 марта 2015 года № 6-П, нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения.
Пунктами 8 и 9 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную, или сведения конфиденциального характера. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в течение 10 дней после дня их государственной регистрации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» или на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Оспариваемое постановление не опубликовано в «Российской газете» и не размещено на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (пункт 2). Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц (пункт 3).
При определении компетенции административного органа следует исходить, в том числе, из полномочий, закрепленных за данным органом в нормативных документах.
Из положения статьи 25 Устава городского округа Самара Самарской области, принятого Решением Думы городского округа Самара от 10.07.2006 № 294 (ред. от 25.05.2023), следует, что администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области, а также осуществляет полномочия, отнесенные федеральным законодательством и законодательством Самарской области к полномочиям исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и настоящим Уставом, решениями Думы городского округа Самара, постановлениями Администрации городского округа Самара - к полномочиям Администрации городского округа Самара.
Суд приходит к выводу, что администрация г.о. Самара не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации или представительным органом местного самоуправления, следовательно, правовые акты, в том числе обладающие нормативными свойствами, не могут быть оспорены в Самарском областном суде и в силу статьи 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежат рассмотрению районным судом в качестве суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий (ч. 2 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Принимая во внимание, вышеизложенное в целях устранения нарушения правил родовой подсудности настоящее административное дело подлежит передачи для рассмотрения по подсудности в Ленинский районный суд г. Самары по месту нахождения административного ответчика.
Доводы стороны административного истца суд признает несостоятельными и не имеющими значения для решения вопроса о рассмотрении дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 19, 22, 27 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
административное дело № 3а-1680/2023 по административному иску Фурсова Ильи Геннадьевича о признании недействующим в части постановления администрации городского округа Самара от 24 мая 2023 года № 491 «Об утверждении документации по планировке территории (проект межевания территории) по внесению изменений в документацию по планировке территории (проект межевания территории), занимаемой многоквартирными жилыми домами в городском округе Самара; в границах улиц Венцека, Степана Разина, Пионерской, Алексея Толстого, утвержденную постановлением администрации городского округа Самара от 24.12.2020 № 1012 «Об утверждении документаций по планировке территорий (проектов межевания территорий, занимаемых многоквартирными жилыми домами) в городском округе Самара» передать для рассмотрения по существу в Ленинский районный суд г.Самары.
Определение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение 15 дней со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Определение в окончательной форме составлено 31.08.2023.
Судья: И.А. Щетинкина