Дело № 2-1452/2020
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
17 августа 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Семёновой Л.Л.,
при секретаре судебного заседания Санджиевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия к Цыбулину Геннадию Владимировичу, Цыбулиной Ирине Ивановне, Цыбулиной Алине Геннадьевне, Цыбулину Дмитрию Геннадьевичу о признании незаконным решения о заключении найма жилого помещения недействительным,
у с т а н о в и л:
Главное управление МЧС России по Республике Калмыкия (далее – ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, Управление) обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ответчики проживают в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма от 25 октября 2018 года № 63. Данный договор был заключен с Цыбулиным Геннадием Владимировичем на основании решения жилищной комиссии Управления от 19 октября 2018 года № 39. Ссылаясь на нарушение порядка и условий предоставления жилого помещения по договору социального найма, указало, что решение жилищной комиссии и договор социального найма не соответствуют требованиям Жилищного кодекса РФ. Занимаемое ответчиками жилое помещение является собственностью Российской Федерации, отнесено в установленном законом порядке к жилищному фонду МЧС России и состоит в данном фонде по настоящее время. Решение об исключении спорной квартиры из состава ведомственных жилых помещений и отнесении к жилищному фонду социального использования собственником федерального имущества не принималось. Просило признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 10 октября 2018 года № 22 о заключении с Цыбулиным Г.В. договора социального найма жилого помещения; признать недействительным договор социального найма жилого помещения от 25 октября 2018 года № 63, заключенный между ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и Цыбулиным Г.В.
В судебном заседании представитель истца Иванова Д.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Цыбулина Г.В. - Атаева Н.Н. иск не признала, ссылаясь на недобросовестность и злоупотребление правом со стороны истца, а также на пропуск годичного срока исковой давности, установленного по искам о признании недействительной оспоримой сделки.
Ответчики Цыбулин Г.В., Цыбулина И.И., Цыбулина А.Г., Цыбулин Д.Г. в суд не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ), здесь и далее положения ЖК РФ в редакции Федерального закона от 01 июля 2017 г. № 149-ФЗ, действовавшей на момент принятия жилищной комиссией Управления решения о заключении с Цыбулиным Г.В. договора социального найма, жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05 декабря 2016 г. № 414-ФЗ, действовавшей на момент принятия жилищной комиссией Управления решения о заключении с Цыбулиным договора социального найма) уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 г. федеральным органом исполнительной власти, в котором проходили службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей, указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Как разъяснено в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14), использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ), которые определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным), решается в силу ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Как следует из п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом.
В п. 1 постановления Правительства РФ от 25 марта 2010 г. № 179 установлено, что решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда принимают федеральные органы исполнительной власти.
Исходя из разъяснений, изложенных в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14, основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч.ч. 3 и 4 ст. 57, ст. 63 ЖК РФ). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п. 6 ст. 12, п. 5 ст. 13, ч.ч. 3, 4 ст. 49 ЖК РФ).
Вместе с тем Жилищный кодекс РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным.
В связи с этим следует исходить из того, что нарушение требований Жилищного кодекса РФ при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 и ч. 4 ст. 57 ЖК РФ может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании этого решения, а также заключенного на его основании договора социального найма недействительными.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма подлежат разрешению исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам.
С требованием о признании недействительными решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма и заключенного на его основании договора социального найма вправе обратиться уполномоченный орган, принявший решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, если он считает, что этим решением и договором нарушены его права (п.п. 2, 6 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ, абзац пятый ст. 12 ГК РФ, п. 2 ст. 166 ГК РФ).
Суд вправе признать решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным, если будет установлено, что имели место иные нарушения порядка и условий предоставления жилых помещений по договору социального найма, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, федеральными законами.
Поскольку недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и она недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ), то в случае признания недействительным решения о предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма признается недействительным также и заключенный на основании данного решения договор социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципальных жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, государственным унитарным предприятием, государственным учреждением.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность заключения договора социального найма относительно жилого помещения, исключенного из специализированного жилищного фонда на основании соответствующего решения уполномоченного органа.
Согласно ч. 3 ст. 92 ЖК РФ специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ «Специализированный жилищный фонд».
В силу п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна.
В ст. 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167 ГК РФ).
Как разъяснено в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что Цыбулин Г.В. в период с 01 июня 1995г. по 29 декабря 2017г. проходил службу в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водитель Пожарной части № 1 ФГКУ «Первый отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия», с 01 декабря 1996 года состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
29 декабря 2017г. Цыбулин Г.В. уволен с должности старшего инструктора по вождению пожарной машины - водитель Пожарной части № 1 ФГКУ «Первый отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Калмыкия», (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы) по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ (достижение сотрудником предельного возраста пребывания на службе).
После увольнения Цыбулин Г.В. обратился в ГУ МЧС России по РК для заключения с ним договора социального найма жилого помещения.
По результатам рассмотрения обращения Цыбулина Г.В. жилищной комиссией ГУ МЧС России по РК 19 октября 2018 года принято решение № 39, в котором решено заключить с Цыбулиным Г.В. договор социального найма жилого помещения на занимаемую им и членами его семьи служебную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по РК 22 октября 2018 года было утверждено председателем жилищной комиссии Управления полковником Зыбкиным А.Л.
На основании данного решения жилищной комиссии 25 октября 2018 года ГУ МЧС России по РК заключило с Цыбулиным Г.В. договор социального найма жилого помещения № 63, согласно которому нанимателю Цыбулину Г.В. и члену его семьи в бессрочное владение и пользование передана трехкомнатная квартира общей площадью 69,9 кв.м по адресу: <адрес>
Между тем данная квартира является собственностью Российской Федерации, находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Республике Калмыкия, 23 июня 2017 г. включена в специализированный жилищный фонд МЧС России и по настоящее время относится к служебным жилым помещениям.
Так, приказом заместителя начальника Южного регионального центра МЧС России С. от 23 июня 2017 г. № 285 квартира, расположенная по адресу: <адрес>, включена в специализированный жилищный фонд с отнесением к служебным жилым помещениям, закрепленным на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по РК.
Как видно из п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42, предоставление органу, осуществляющему регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации о принятом уполномоченным органом решении об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда носит уведомительный характер.
Так, согласно выписке из ЕГРН от 14 июля 2017 года содержатся соответствующие сведения о присвоении квартире, расположенной по адресу: <адрес>, статуса «служебное жилое помещение».
При этом действующее законодательство не содержит каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении, право пользования им на условиях договора социального найма.
Таким образом, по состоянию на 14 июля 2017 года, то есть на момент принятия жилищной комиссией Управления решения о заключении с Цыбулиным Г.В. договора социального найма, спорная квартира была отнесена к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда МЧС России.
Доказательства, подтверждающие исключение данного жилого помещения из специализированного жилищного фонда либо его передачу в ведение органов местного самоуправления, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что решение о предоставлении ответчикам спорного жилого помещения на условиях договора социального найма принято жилищной комиссией Управления с нарушением требований ч. 4 ст. 57, ч. 3 ст. 92 ЖК РФ о недопустимости передачи специализированного жилого помещения на условиях договора социального найма.
Поскольку решение жилищной комиссии Управления не соответствует требованиям жилищного законодательства о порядке и условиях предоставления жилого помещения по договору социального найма, данное решение является недействительным в силу его ничтожности в соответствии со ст.ст. 166 и 168 ГК РФ, исходя из аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ).
Признание решения жилищной комиссии Управления недействительным влечет недействительность договора социального найма от 25 октября 2018 года, заключенного с Цыбулиным Г.В., на основании п. 1 ст. 167 ГК РФ с учетом положений п. 2 ч. 3 ст. 11 ЖК РФ.
Ссылка представителя ответчика Атаевой Н.Н. на то, что истец пропустил срок исковой давности по требованиям, основанным на оспоримой сделке, является несостоятельной ввиду неправильного толкования норм материального права.
Предоставление ответчикам на условиях договора социального найма служебного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда произведено с нарушением явно выраженного запрета, установленного законом (ч. 3 ст. 92 ЖК РФ) в отношении жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В связи с этим принятое жилищной комиссией решение от 22 октября 2018 г. является ничтожным как посягающее на публичные интересы, оснований для применения к заявленным истцом требованиям положений ст. 181 ГК РФ о сроке исковой давности по оспоримым сделкам и последствиях его пропуска, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
заявленные требования Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Калмыкия удовлетворить.
Признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по Республике Калмыкия от 22 октября 2018 года № 39 о заключении с Цыбулиным Геннадием Владимировичем договора социального найма жилого помещения.
Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от 25 октября 2018 года № 63, заключенный между ГУ МЧС России по Республике Калмыкия и Цыбулиным Геннадием Владимировичем.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: (подпись) Л.Л. Семёнова
Решение в окончательной форме изготовлено 24 августа 2020 года.