Дело № 2-194/2022
УИД 33RS0020-01-2022-000347-82
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Юрьев-Польский 25 мая 2022 года
Юрьев - Польский районный суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Гаврилина А.С.,
при секретаре Куприяновой Т.В.,
с участием прокурора Смирновой М.В.,
истца Антропова А.В.,
представителя ответчика Прокофьевой И.В.,
представителя третьего лица - Управления образования администрации МО Юрьев-Польский район Колосовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Юрьев - Польского района к администрации МО Юрьев-Польский район о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
прокурор Юрьев - Польского района в интересах Антропова А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Юрьев-Польский район (далее - администрация) о возложении на ответчика обязанности обеспечить Антропова А.В. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, отвечающим санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилищного фонда на территории Юрьев-Польского района.
Иск обоснован тем, что Антропов А.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, <данные изъяты>, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, включен в <данные изъяты>, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилого помещения. В нарушение требований законодательства до настоящего времени Антропов А.В. жильем не обеспечен.
В судебном заседании прокурор Смирнова М.В. иск поддержала по вышеуказанным основаниям.
Истец Антропов А.В. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Прокофьева И.В.с иском не согласилась, указала, что администрации МО Юрьев-Польский район как орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели финансовых средств. В Юрьев-Польском районе Антропов А.В. состоит в списке <данные изъяты> под №, поэтому его право на получение жилого помещения не нарушено.
Представитель третьего лица - управления образования администрации МО Юрьев-Польский район Колосова И.В. с иском не согласилась, сославшись на доводы, аналогичные доводам администрации.
Представитель Департамента образования администрации Владимирской области в суд не явился, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие и в иске отказать. Указал, что Антропов А.В. включен в областной список под №, по муниципальному образованию - №, законодателем не ограничен возраст реализации права на жилье и не предусмотрено немедленное предоставление жилья при наступлении соответствующего права. Считает, что права истца не нарушены. Ссылается на право истца на получение денежных средств на поднаем жилого помещения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены положениями Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений ст.8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории Владимирской области регулируются Законом Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 2 и ст. 3 Закона Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование Юрьев-Польский район наделено отдельными государственными полномочиями по исполнению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на неограниченный срок.
Порядок предоставления детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений утвержден Постановлением Губернатора Владимирской области от 20.05.2013 № 612.
Согласно п. 2 Порядка однократного предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Губернатора Владимирской обл. от 20.05.2013 № 612, жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 Порядка, включенным в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Владимирской области, при наступлении обстоятельств, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на основании решения органа местного самоуправления и в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Владимирской области от 04.06.2020 № 43-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 декабря 2020 г., обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Таким образом, федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Владимирской области не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.
Судом установлено, что Антропов А.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р. является лицом из числа <данные изъяты>.
Его родители А.С.А. и А.В.А. в 2007 г. лишены родительских прав.
Распоряжением Департамента образования администрации Владимирской области № 38 от 07.10.2019 Антропов А.В. включен в Список детей - <данные изъяты>, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Владимирской области.
Антропов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>, в котором проживают его родители, лишенные прав.
На праве собственности и по договору социального найма Антропов А.В. жилых помещений не имеет.
На иждивении Антропова А.В. находятся двое несовершеннолетних детей А.В.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения и А.А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В сформированном Департаментом образования администрации Владимирской области списке Антропов А.В. стоит под №, по Юрьев - Польскому району под №.
Поскольку иного жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма или на праве собственности, истец не имеет, суд приходит к выводу о том, что Антропов А.В., обладая статусом лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Ответчик в соответствии с Законом Владимирской области от 28.12.2005 № 201-ФЗ наделен отдельными государственными полномочиями Владимирской области по обеспечению лиц указанной категории жилыми помещениями, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию обязанность обеспечить Антропова А.В. жилым помещением в границах Юрьев-Польского района Владимирской области за счет средств бюджета Владимирской области.
Доводы ответчика и третьих лиц об очередности предоставления жилых помещений, хронологическом порядке формирования сводного списка, отсутствии ограничения по возрасту реализации права на жилье данной категории лиц, возможность денежной компенсации платы за поднаем одного жилого помещения, не опровергают выводы суда и не могут ограничивать право истца на предоставление жилого помещения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Юрьев - Польского района в интересах Антропова А.В. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Юрьев-Польский район предоставить Антропову А. В. ДД.ММ.ГГГГ года рожденияблагоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное в границах Юрьев-Польского района Владимирской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Юрьев-Польский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 мая 2022 года.
Судья А.С. Гаврилин