Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2365/2022 ~ М-2145/2022 от 15.08.2022

Дело № 2-2365/2022

УИД:55RS0026-01-2022-002726-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Омский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Бессчетновой Е.Л. при помощнике Сахаровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 12 сентября 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) к администрации Омского муниципального района <адрес> (ИНН ) о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Омский районный суд <адрес> с исковым заявлением к администрации Омского муниципального района <адрес> о признании права собственности на земельный участок и установлении границ земельного участка. В обоснование заявленных требований указано, что на основании решения Омского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу истцу принадлежит на праве собственности <адрес> по адресу: <адрес>, кадастровый площадью 110 кв.м. В жилом доме расположено два жилых помещения. Собственником помещения 1Ч площадью 99,2 кв.м. с кадастровым номером является ФИО2. Из технических паспортов жилого дома с кадастровым номером следует, что он состоит из двух частей, имеющих самостоятельные выходы, каждая из которых поименована в технической документации квартирой, помещения общего пользования в доме отсутствуют. Земельный участок, расположенный под квартирой в вышеуказанном жилом доме, с кадастровым номером , площадью 1583 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, принадлежит на праве собственности ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, относится к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, правообладатель отсутствует. Согласно свидетельству о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ, выданного администрацией Красноярского сельского ФИО7 <адрес> ФИО3 был предоставлен земельный участок для личного подсобного хозяйства площадью 0,06 Га в бессрочное пользование. Свои права на земельный участок в установленном законом порядке последний при жизни не оформил. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умер. При этом, нес расходы по содержанию данного земельного участка, оплачивал налоги. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением в администрацию Омского муниципального района <адрес> о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность с кадастровым номером . Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка в собственность по причине того, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка под помещением в многоквартирном доме со ссылкой на пункт 13 статьи 39.20 и пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Истец не согласен с отказом. Земельный участок под двухквартирным домом по вышеуказанному адресу в порядке, установленном законодательством для земельных участков под многоквартирными домами, никогда не формировался. Напротив, по сведениям ЕГРН в 2004-2005 гг. на кадастровый учет постановлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровыми номерами и , один из которых зарегистрирован на праве собственности за ФИО2 с 2016 года. Постановка на кадастровый учет земельных участков, на которых расположен жилой дом, производилась в 2004-2005 гг. при участии органов местного самоуправления, которые своими действиями фактически признали возможность предоставления отдельного земельного участка под квартирой (частью) и после введения в действие Земельного и Жилищного кодексов Российской Федерации. Земельный участок, расположенный под квартирой истца, является неделимым, земельные участки используются собственниками жилых помещений в жилом доме автономно, не являются территорией общего пользования, отказ в предоставлении истцу земельного участка в собственность не повлечет за собой восстановление единства земельного участка под многоквартирным жилым домом. Площадь испрашиваемого земельного участка соответствует фактическому использованию, а также предельным минимальным и максимальным размерам земельных участков на территории Красноярского сельского поселения Омского муниципального района <адрес>. На основании изложенного, уточнив исковые требования, просит признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>. Установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 со следующими координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что право пользования испрашиваемым земельным участком возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем право собственности подлежит признанию за истцом.

Представитель ответчика администрации Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего дела извещены надлежаще, возражений относительно заявленных исковых требований, в материалы дела не представлено.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в материалы дела заявление о рассмотрении дела без участия, указав, что спора по границам земельного участка не имеется, не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Росреестра по Омской области в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения настоящего судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

По смыслу пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участка, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, представляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (статья 25) права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». К числу таких оснований статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации отнесены, в частности, договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебное решение.

Судом установлено, что ФИО1 является правообладателем по праву собственности жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение - квартира с кадастровым номером расположена по адресу: <адрес>, площадью 110 кв.м, принадлежит на праве общей собственности ФИО1. Объект недвижимости расположен в пределах объекта недвижимости с кадастровым номером .

Право собственности возникло на основании решения Омского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО5 к Администрации Красноярского сельского поселения Омского муниципального района <адрес> о признании права собственности в порядке наследования.

Решением суда установлено, что жилой <адрес> в <адрес> был построен хозспособом, то есть с участием организации работодателя будущим жильцом, в частности ФИО3

ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Приватизировать квартиру не успел, однако владел ею как своей собственной на протяжении всей жизни - с 1992 года по 2020 год, впоследствии продолжил владение квартирой ФИО1

После смерти ФИО3 ФИО1 совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, проживал в жилом помещении, оплачивал коммунальные услуги.

Согласно выписке из похозяйственных книг на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в списке членов хозяйства значатся следующие граждане: похозяйственная книга № ДД.ММ.ГГГГ-1996 гг. - ФИО3, глава семьи, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (выбыл в <адрес>); похозяйственная книга № ДД.ММ.ГГГГ-2001 гг. - ФИО3, глава хозяйства, записан первым, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; похозяйственная книга № ДД.ММ.ГГГГ-2007 гг. - ФИО3, записан первым, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; похозяйственная книга № ДД.ММ.ГГГГ-2011 гг. - ФИО3, записан первым, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, жена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (умерла ДД.ММ.ГГГГ); похозяйственная книга № ДД.ММ.ГГГГ-2025 гг. - ФИО3, записан первым, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (умер).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером , площадью 600 кв.м. расположен по адресу: <адрес>, дата присвоения кадастрового номера - ДД.ММ.ГГГГ год, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. Объект недвижимости снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красноярского сельского ФИО7 выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей, в соответствии с которым ФИО3 в <адрес> для личного пользования предоставлено 0,06 Га в бессрочное (постоянное) пользование.

Указанное свидетельство выдано на основании постановления сессии сельского ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в администрацию Омского муниципального района <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка с кадастровым номером в собственность.

Рассмотрев заявление истца, ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку земельным законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка под квартирой.

На основании части 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Частью 2 указанной статьи закреплено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Из технического паспорта на многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, составленного ГП <адрес> «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, следует, что объект недвижимости состоит из двух квартир, общая площадь <адрес> составляет 99,2 кв.м, жилая - 52,3 кв.м., общая площадь <адрес> составляет 68,3 кв.м., жилая - 39,8 кв.м.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение - часть жилого дома с кадастровым номером по адресу: <адрес>, пом. 1Ч, имеет площадь 99,2 кв.м. Правообладателем является ФИО2.

Судом установлено, что жилой <адрес> в <адрес> представляет собой индивидуально-определенное здание, состоит из двух квартир.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 49 Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании, в том числе, выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

Согласно пункту 9, абзацу 1 пункта 9.1. статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 219 от 18 февраля 1998 года «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 1767 от 27 октября 1993 года «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 493 от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 177 от 19 марта 1992 года «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Само по себе наличие в доме жилых помещений, имеющих статус квартир, не свидетельствует о невозможности предоставления земельного участка истцу и третьим лицам в собственность.

В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частями 2-5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.

Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Между тем, земельный участок под частью жилого дома (помещение 1Ч) с кадастровым номером сформирован, поставлен на кадастровом учете, правообладателем является ФИО2, правопредшественникам которого земельный участок был предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства на основании постановления главы Омского муниципального образования -П от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Предоставление гражданам земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации регулировалось Законом РСФСР «О земельной реформе» 1990 года и Земельным кодексом РСФСР 1991 года.

Граждане РСФСР в соответствии с названными законами имели право по своему выбору на получение в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду земельных участков для личного подсобного хозяйства в городах, поселках и сельских населенных пунктах.

Предельные размеры земельных участков для личного подсобного хозяйства устанавливались сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.

При осуществлении компактной застройки населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами и проектами планировки и застройки земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства около дома (квартиры) предоставлялись в меньшем размере с выделением остальной части участка за пределами жилой зоны населенного пункта.

Таким образом, действовавшее на момент предоставления земельного участка в пользование семье истца земельное законодательство не только не устанавливало порядок предоставления земельных участков гражданам, проживающих в жилых домах, помещениях (квартиры), которые находятся в пользовании (собственности) нескольких лиц, но и допускало предоставление земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства около квартиры такого дома.

Земельный участок под квартирой истца в доме предоставлен семье истца в пользование до введения в действие как Земельного, так и Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом земельный участок под другой частью жилого дома в 2004 году предоставлен ответчиком третьим лицам в собственность.

Установлено, что под квартирами в <адрес> в <адрес> не было единого земельного участка. Под каждой квартирой указанного жилого дома сформирован самостоятельный земельный участок, стоящий на кадастровом учете.

Собственником <адрес> (помещение 1Ч) в указанном жилом доме, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , имеющий местоположение: <адрес>. Сведения об объекте имеют статус «Актуальные, ранее учтенные», о чем в материалы дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, указанный дом не расположен на неделимом земельном участке.

Совокупность представленных в материалы дела доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что земельный участок с кадастровым номером был предоставлен семье ФИО11 для ведения личного подсобного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в связи с чем, истец имеет право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно.

Поскольку иным способом, кроме как судебным решением признать право собственности на земельный участок не представляется возможным, учитывая, что истец использует земельный участок по назначению - для ведения личного подсобного хозяйства, исковые требования в части признания права собственности на земельный участок с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

Как ранее установлено в судебном заседании, объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.

Согласно статье 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

При необходимости внесения в кадастр изменений, вызванных ошибочностью ранее внесенных в него сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, такая ошибка исправляется органом кадастрового учета как ошибка в сведениях документов, представляемых по статье 21 Закона о государственной регистрации недвижимости для осуществления кадастрового учета изменений уникальных характеристик земельного участка.

Как следует из совокупности положений, предусмотренных частью 1 статьи 43 и частью 6 статьи 61 Закона государственной регистрации недвижимости, при согласии (отсутствии возражений) всех заинтересованных правообладателей земельного участка упомянутая ошибка исправляется в рамках административной процедуры, при несогласии хотя бы одного из них - по решению суда.

Поскольку земельный участок был снят с кадастрового учета, суд, с учетом установленных судом обстоятельств, полагает необходимым восстановить сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:090101:4103.

ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ФИО9 по заказу истца подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 55:20:090101:4103, расположенного: <адрес>.

В межевом плане содержится акт согласования местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , согласно которому границы земельного участка согласованы со смежными землепользователями, в том числе, с собственником земельного участка с кадастровым номером ФИО2

В силу статьи 17 Федерального закона № 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок установления на местности границ объектов землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года № 688, установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства (п. 2); установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п. 3).

Пунктом 9 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 514, карты (планы) и материалы межевания объектов землеустройства, полученные при изучении состояния земель материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель, а также тематические карты и атласы состояния и использования земель утверждаются Федеральной службой земельного кадастра России и ее территориальными органами после получения заказчиком землеустроительной документации необходимых согласований.

В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 1.3 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 года), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.

Согласно положениям статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В той же норме предусмотрено, что при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из положений статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости аннулирование (исключение) внесенных в Государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке влечет прекращение существования спорного земельного участка как объекта земельных отношений.

Статья 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что действия, нарушающие права на землю граждан или создающих угрозу их нарушения, могут быть пресечены в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, за исключением случаев, если государственный кадастровый учет осуществляется на основании разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, представленного органом государственной власти, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, в порядке, предусмотренном статьей 19 настоящего Федерального закона; образованием объекта недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 8 - 10 части 5 настоящей статьи и другое.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Статьей 22 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются: сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ, пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведение Единого государственного реестра недвижимости регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Исходя из частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», одним из принципов ведения Единого государственного реестра недвижимости (состоящего, в том числе из реестра объектов недвижимости - кадастра недвижимости и реестра границ) является достоверность сведений.

Истцом заявлены требования об установлении местоположения земельного участка с кадастровым номером , согласно координатам, представленным в межевом плане от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части 10 статьи 22 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании; в случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории; при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Приведенные положения законов направлены на обеспечение учета законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты уточнением местоположения границ земельного участка.

Установление границ заявленного земельного участка влечет к восстановлению нарушенных прав истца и не нарушает права ответчика и третьих лиц, так как фактически земельный участок истца более 15 лет используется в указанных координатах.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объекте недвижимости - земельном участке с кадастровым номером , снятом с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за ФИО1 право собственности на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Установить границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, согласно межевого плана, подготовленного кадастровым инженером ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, со следующими координатами:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                  Е.Л. Бессчетнова

Мотивированное решение изготовлено 13 сентября 2022 года.

2-2365/2022 ~ М-2145/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Самсонов Игорь Викторович
Ответчики
АОМР ОО
Другие
Управление Росреестра по Омской Области
Гусев Анатолий Николаевич
Суд
Омский районный суд Омской области
Судья
Бессчетнова Елена Леонидовна
Дело на сайте суда
omskiycourt--oms.sudrf.ru
15.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.08.2022Передача материалов судье
16.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2022Подготовка дела (собеседование)
29.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Судебное заседание
13.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2023Дело оформлено
14.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее