Дело №2-1783/2023
УИД 22RS0013-01-2023-000992-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 июня 2023 года город Бийск
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Шелковниковой А.А.,
при секретаре Неверовой Е.А.,
с участием истца Козлюка Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козлюка Ю.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
УСТАНОВИЛ:
Козлюк Ю.И. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 02.12.2022 он обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от 02.02.2022 № 717710/22 истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со ст. 8 Закона, в редакции, действующей с 01.01.2019, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30. В переходный период мужчинам 1961 года рождения страховая пенсия по старости может быть назначена по достижении возраста 63 года, при наличии в 2024г. страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 28,2.
Согласно части 1.2 статьи 8 Закона мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет. Мужчинам 1961 г.р., имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться в возрасте 61 год при требуемой в 2022г. величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 23,4.
Из полученных истцом сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица его стаж (учитываемый для целей назначения пенсии), без учёта не включённых периодов, установлен: 41 год 6 месяцев 22 дня, величина индивидуального пенсионного коэффициента, составила - 127.705.
Период работы, приобретенный в государствах, расположенных на постсоветском пространстве,- бывших союзных республиках Союза ССР может быть учтен за период до 1 января 1991 года для определения права на страховую пенсию по старости лицам, имеющим страховой стаж мужчинам не менее 42 лет.
В страховой стаж Козлюку Ю.И. для установления права на страховую пенсию по старости, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона, не засчитаны следующие периоды:
с 01.09.1976 по 26.02.1980 - период учебы, так как данный период не предусмотрен частью 9 статьи 13 Закона;
с 01.01.1991 по 15.06.1992 - период работы в Токмакском комбинате хлебопродуктов, т.к. данный период работы выполнялся на территории Республики Кыргызстан и за данный период работы не начислялись и не уплачивались страховые взносы в ПФР;
15 дней в 2002, 3 дня в 2003, 4 дня в 2004, 1 день в 2009, 05.05.2016 - отпуска без сохранения заработной платы, так как данные периоды не предусмотрены частью 1 статьи 11 Закона.
По представленным документам возраст Козлюка Ю.И. на 02.12.2022 составляет 61 год, по сведениям индивидуального лицевого счета подтвержден страховой стаж, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона, 41 год 5 дней.
С указанным решением истец не согласен.
Если годы учёбы по очной (дневной) форме пришлись на период действия законодательства о вхождении их в трудовой стаж (фактически до 2002 года), то согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ они также должны быть включены в трудовой стаж при его исчислении.
Период обучения с 01.09.1976 года по 26.02.1980 года (3 года 5 месяцев 25 дней) в Бийском механико-технологическом техникуме должен учитываться при исчислении страхового стажа, при назначении страховой пенсии по старости.
Так, до 1992 года пенсии назначались на основании Постановления Совета Министров СССР № 590 от 03.08.1972, с 1992 до 2002 года, по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 (ред. от 27.11.2001, с изм. от 05.11.2002) «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с сказанными законодательными актами годы учебы входили в общий трудовой стаж, если гражданин получал образование в высших или средних специальных учебных заведениях, но до 2002 года.
По Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1, в период с 1992 по 2001 годы в стаж для назначения пенсии засчитывалась учебы в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях без каких-либо условий, а до 1992 года без условий включалась учеба в профессионально-технических учебных заведениях.
Так Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета министров СССР от 03.08.1972 № 590, содержало следующее положения пункта 109, которые применялись при исчислении периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, а именно:
п. 109. Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
- в общий стаж работы засчитывается обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и других заведениях), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.
Соответственно, лица, у которых учеба пришлась на время действия данного Постановления (с 03.08.1972 по 01.01.1992), учитывается стаж при подсчете страхового стажа для начисления пенсии.
Согласно статьи 91 Закона РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 «О государственных пенсиях в РФ» - подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Статья 89 - В общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от её характера, индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.
Таким образом, действующее правовое регулирование до 1990 года предусматривало включение учебы в стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав гражданина в области пенсионного обеспечения.
В период с 1992 по 2001 год, действовал Закон «О государственных пенсиях», которым было предусмотрено включение периодов учебы в училищах, техникумах, и других высших и средних учебных заведениях в стаж без каких-либо дополнительных требований.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В страховой стаж подлежит также включению период с 01.01.1991 по 15.06.1992 (1 год 5 месяцев 14 дней) - период работы в Токмакском комбинате хлебопродуктов Министерства заготовок Киргизской ССР.
Страховой взнос в Пенсионный фонд РФ (ПФР) - обязательные выплаты российских работодателей на будущее пенсионное обеспечение сотрудников. Составляет определенный законодательством процент от фонда заработной платы.
Система обязательных страховых взносов введена в 2002 году (Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию с соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Согласно статье 7 Соглашения при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитывается стаж работы, приобретенный на ее территории, с учетом положений Соглашения.
Стоит принять во внимание и Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (Подписан в г. Москве
23.12.2014) (вместе с «Протоколом об исправлении текста Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г.» (Подписан в г. Москве 02.03.2015) )
В настоящее время имеются подписанные соглашения с 01.01.2021 о пенсионном обеспечении граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России, которое осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов ЕАЭС (подписано 20.12.2019 в г. Санкт-Петербурге). Ранее имевшееся Соглашение от 13 марта 1992 г. об установлении права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, утратило силу.
С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, подписанное 20 декабря 2019 года /Решение Совета ЕЭК от 23.12.2020 № 122 «О Порядке взаимодействия между уполномоченными органами, компетентными органами государств-членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией по применению норм Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года»/
Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей, каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения.
При этом за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г., а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.
Если стажа работы, приобретенного по законодательству Российской Федерации, требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, то для определения права на пенсию во внимание принимается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж совпадает по времени его приобретения.
Также относительно стажа работы до 1 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 1 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СЕСГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Предметом Соглашения для Российской Федерации являются страховые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, а также накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 г. № 320-0 указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит суд:
Признать решение Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от 02.02.2022 № 717710/22 об отказе в установлении страховой пенсии по старости Козлюку Ю.И. незаконным.
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю включить период обучения с 01.09.1976 по 26.02.1980 в Бийском механико-технологическом техникуме, период работы с 01.01.1991 по 15.06.1992 в Токмакском комбинате хлебопродуктов Министерства заготовок Киргизской ССР в страховой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости.
Признать за истцом право на страховую пенсию по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю назначить и выплачивать истцу страховую пенсию по старости с даты предъявления заявления о назначении страховой пенсии по старости - 02.12.2022.
Истец Козлюк Ю.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по доводам иска.
Представитель ответчика Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
В письменном отзыве представитель ответчика возражает против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости. Лицам, указанным в п. 1.2 ст.8 Закона № 400-ФЗ предоставляется своего рода льгота при назначении пенсии в связи с тем, что они «перевыполнили» требования к страховому стажу, установленные Законом № 400-ФЗ (ст. 35). Порядок исчисления страхового стажа, на эту досрочную пенсию, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на обычную страховую пенсию по старости в связи с льготным характером пенсии и его целевым предназначением.При назначении пенсии в соответствии с п. 1.2. ст. 8 Закона №400-ФЗ следует различать страховой стаж и стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение (в данном случае - длительный стаж).
Действительно, период обучения включается в страховой стаж при назначении пенсии на общих основаниях в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ. Но истец претендует на назначение пенсии на 24 месяца ранее установленного срока, в таком случае учитываются только те периоды, которые предусмотрены частью 1 статьи 11, пунктом 2 части 1 статьи 12, частью 9 статьи 13 Закона № 440-ФЗ. Включения периода обучения в длительный стаж законом не предусмотрено.
В длительный страховой стаж включаются исключительно периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись застрахованными лицами на территории России.
Представитель третьего лица КГБПОУ "Бийский государственный колледж" в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело рассмотрено при сложившейся явке.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Козлюк Ю.И. обратился в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю 02.12.2022 с заявлением о назначении пенсии согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю от 02.02.2023 № истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого страхового стажа, в соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ.
Согласно решению пенсионного органа в страховой стаж Козлюку Ю.И. для установления права на страховую пенсию по старости, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона, не засчитаны следующие периоды:
с 01.09.1976 по 26.02.1980 - период учебы, так как данный период не предусмотрен частью 9 статьи 13 Закона;
с 01.01.1991 по 15.06.1992 - период работы в Токмакском комбинате хлебопродуктов, так как данный период работы выполнялся на территории Республики Кыргызстан и за данный период работы не начислялись и не уплачивались страховые взносы в ПФР;
15 дней в 2002, 3 дня в 2003, 4 дня в 2004, 1 день в 2009, 05.05.2016 - отпуска без сохранения заработной платы, так как данные периоды не предусмотрены частью 1 статьи 11 Закона.
По представленным документам возраст Козлюка Ю.И. на 02.12.2023 составляет 61 год, по сведениям индивидуального лицевого счета подтвержден страховой стаж, в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Закона, 41 год 5 дней.
С указанным решением истец не согласен, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из положений части 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следует, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
Таким образом, из приведенных норм следует, что законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа. В целях определения их права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности на территории Российской Федедрации, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Из материалов дела следует, что Козлюк Ю.И. с 01.09.1976 по 26.02.1980 проходил обучение в Бийском механико-технологическом техникуме по основной образовательной программе среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) по очной форме обучения. По окончании обучения истцу выдан диплом Я-1 № регистрационный номер № от 26.02.1980 с присвоением квалификации: техник-электрик по специальности: 0318 «Электрооборудование элеваторов, складов и зерноперерабатывающих предприятий».
Указанные обстоятельства подтверждаются копией диплома Я-1 № регистрационный номер № от 26.02.1980 (л.д. 23), архивной справкой КГБПОУ «Бийский государственный колледж» от 25.05.2023 №.
Период обучения в Бийском механико-технологическом техникуме не относится ни к периодам работы, ни к иным периодам, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", следовательно, основания для включения указанного периода в страховой стаж для целей назначения пенсии в соответствии с ч. 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют.
Доводы истца о том, что период учебы подлежит включению в страховой стаж на основании пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, основаны на ошибочном толковании норм права.
Также из материалов дела следует, что Козлюк Ю.И. с 07.06.1982 по 09.06.1992 работал в должности электрика в Токмакском комбинате хлебопродуктов Министерства заготовок Республики Кыргыстан, что подтверждается копией трудовой книжки, архивной справкой Токмокского городского государственного архива Республики Кыргыстан от 26.04.2023 №.
В этой же архивной справке содержатся сведения о начисленной заработной плате с июня 1982 года по июль 1992 года.
Как следует из данных о стаже истца, представленных ответчиком, периоды работы с 07.06.1982 по 31.12.1990, с 01.01.1991 по 15.06.1992 включены в общий страховой стаж Козлюка Ю.И.
Вместе с тем, вопреки доводам истца, оснований для включения периода его работы с 01.01.1991 по 15.06.1992 в Токмакском комбинате хлебопродуктов в страховой стаж для целей назначении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не имеется.
Как следует из анализа вышеуказанных норм права, только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Закона в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Учитывая, что перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ограничен и расширению не подлежит, а периоды работы за пределами территории Российской Федерации в данный перечень не входят, у суда отсутствуют основания для включения периода работы истца на территории Кыргызской Республики с 01.01.1991 по 15.06.1992.
Доводы истца со ссылкой на Соглашения, заключенные между Российской Федерации и Кыргызской Республикой, судом во внимание не принимаются.
Так, согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Вместе с тем, для целей назначения пенсии на основании части 1.2 статьи 8 указанного Закона могут быть приняты во внимание только периоды работы, предусмотренные ч. 1 ст. 11 указанного закона, а именно периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации.
Таким образом, исходя из положений п.9 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды обучения с 01.09.1976 по 26.02.1980 в Бийском механико-технологическом техникуме, работы с 01.01.1991 по 15.06.1992 в Токмакском комбинате хлебопродуктов Министерства заготовок Киргизской ССР не подлежат включению в специальный страховой стаж – 42 года для целей назначения страховой пенсии по ч.1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях, поскольку не поименованы в ч.1 ст.11 и п.2 ч.1 ст. 12 Закона.
При этом действующее законодательство предусматривает возможность включения периода обучения, а также периодов работы и (или) иной деятельности, в том числе за пределами территории Российской Федерации, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).
Согласно решению пенсионного органа страховой стаж Козлюка Ю.И. для определения права на установление страховой пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составляет 41 год 5 дней вместо требуемых 42 лет. Поскольку право на назначение страховой пенсии по старости досрочно, в возрасте 61 года у Козлюка Ю.И. отсутствует, пенсионным органом обоснованно отказано в назначении страховой пенсии по старости решением пенсионного органа № от 02.02.2023.
При изложенных обстоятельствах, поскольку оснований для возложения на ответчика обязанности включить спорные периоды в страховой стаж истца не имеется, отсутствуют основания и для признании права истца на страховую пенсию по старости и возложении на пенсионный орган обязанности назначить Козлюку Ю.И. страховую пенсию по старости на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 02.12.2020.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ 2225008796) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░