К делу № 2-474/2023;
УИД 75RS0031-01-2023-001048-48
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2023 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Н.В. Набережневой,
при помощнике судьи Т.В. Санниковой,
с участием помощника прокурора района С.Б. Милова, представителя администрации МР «Оловяннинский район» по доверенности В.В. Жамбал-Доржиева,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Оловяннинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» и администрации муниципального района «Оловяннинский район» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Оловяннинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к МБОУ «Ясногорская СОШ» и администрации муниципального района «Оловяннинский район» о возложении обязанности совершить определенные действия. Просит обязать МБОУ «Ясногорская СОШ» оборудовать оконные блоки здания школы, расположенной по адресу: п. Ясногорск, мкр. Советский,4 замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.
Обязать администрацию МР «Оловяннинский район» произвести финансирование на оборудование оконных блоков здания МБОУ «Ясногорская СОШ», расположенной по адресу п. Ясногорск, мкр. Советский,4 замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения из окон.
В обоснование требований заместитель прокурора указал, что прокуратурой района проведена проверка в сфере образования в части охраны здоровья воспитанников во время пребывания в здании дошкольных образовательных учреждений.
Проверкой установлено, что МБОУ «Ясногорская СОШ» в нарушение требований законодательства не принимаются меры по оборудованию окон здания школы устройствами, предотвращающими падение детей из окон, тем самым допускаются нарушения в части обеспечения охраны здоровья обучающихся во время пребывания в здании образовательного учреждения. Замки безопасности в оконных проемах в том числе, воспрепятствуют свободному доступу в образовательную организацию, отсутствие данных замков безопасности является нарушением законодательства о противодействии терроризму.
В нарушение изложенных требований законодательства 90 окон МБОУ «Ясногорская СОШ» не укомплектованы замками безопасности в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон.
По информации МКУ РКО и ДМ администрации МР «<адрес>» следует, что руководителям образовательных учреждений указано приобрести приспособления для блокировки и ограничения оконных рам в образовательных учреждениях района. Вместе с тем, до настоящего времени имеющиеся нарушения не устранены.
Выявленные нарушения создают угрозу для несовершеннолетних, поскольку не обеспечивают охрану их здоровья при реализации образовательных программ.
Осуществление деятельности образовательного учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда для жизни и здоровью учеников школы.
Поскольку для устранения выявленных нарушений закона необходимо значительное количество денежных средств от учредителя учреждения требуются дополнительные меры по финансированию МБОУ «Ясногорская СОШ».
Недостаточное финансирование не должно нарушать законные права несовершеннолетних на получение гарантированного государством доступного школьного образования и надлежащие условия образования.
МБОУ «Ясногорская СОШ» является образовательным учреждением, которое по характеру своей деятельности обязана оказывать образовательные услуги каждому, кто обратиться к ней с соблюдением установленного нормативными актами порядка. Предельная общая численность воспитанников в конкретной образовательной организации не предоставляет ни действительную общую численность таких обучающихся, ни их персональный состав. Оба эти элемента могут измениться в любой, произвольно взятый, момент времени в результате поступления обучающегося в образовательную организацию или отчисления из нее.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика МБОУ «Ясногорская СОШ» в судебном заседании участия не принимал, о дате и времени рассмотрения дела извещен ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО2 в судебном заседании с требованиями в отношении администрации не согласился, указав, что данные требования школа должна исполнять самостоятельно.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя администрации, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации (далее Конституция РФ) в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 41, 43 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и право на образование.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федерльный закон № - ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В силу положений, содержащихся в п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ указано, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с п.п. 7, 12 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий его проявления.
В силу п. 6, ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Согласно п.п. «а» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019№, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от категории обеспечивается, в том числе, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ № введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (далее - ГОСТ 23166-99).
В п. 5.1.1 ГОСТ 23166-99 указано, что оконные блоки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, стандартов на конкретные виды изделий и изготавливаться по конструкторской и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
При этом изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок (п. 5.1.8 ГОСТ 23166-99).
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм федерального законодательства в МБОУ «Ясногорская СОШ» оконные блоки не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Согласно информации директора МБОУ «Ясногорская СОШ» в кабинетах установлены деревянные окна, пластиковые окна установлены частично. Замки безопасности на окнах отсутствуют, деревянные окна закрываются с помощью шпингалета, пластиковые ручки фурнитурной ручкой. Заявка на выделение денежных средств на установку соответствующих замков в МКУ РКО и ДМ не подавалась. Необходимое количество замков 90, сумма одного замка 500 руб., итого 45000 руб. Выпад обучающихся из окон предотвращается дежурством в классах и коридорах дежурными учителями и дежурными администраторами, в соответствии с графиком дежурств.
Изложенное свидетельствует о нарушении предусмотренных законом условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья учащихся, неисполнении обязанности учреждения по обеспечению безопасного пребывания в нем учащихся, а также нарушением прав несовершеннолетних на благоприятные условия обучения.
Доказательств оборудования оконных блоков замками безопасности в МБОУ «Ясногорская СОШ» не представлено. Доказательств освобождения ответчиков в установленном законом порядке от обязанности по исполнению требований ГОСТ 23166-99 также не представлено.
Согласно п.1.6 Устава МБОУ «Ясногорская СОШ» учредителем и собственником имущества учреждений является администрация муниципального района «<адрес>».
В силу ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района ( п. 1 ч.1)
организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья ( п. 15 ч.1);
В соответствии с п.3 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, обладают полномочиями по созданию и финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.1 ст.37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Финансовое обеспечение основных видов деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.
На основании вышеизложенного, с учетом предложенных сроков прокурора, суд считает возможным обязать ответчиков в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать оконные блоки здания школы замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Оловяннинского района удовлетворить.
Обязать в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу:
МБОУ «Ясногорская средняя общеобразовательная школа» (ОГРН 1027500682923) оборудовать оконные блоки здания школы, расположенной по адресу: п. Ясногорск, мкр. Советский,4 Оловяннинского района Забайкальского края замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения детей из окон;
администрацию МР «Оловяннинский район» (ОГРН 1027500683242) произвести финансирование на оборудование оконных блоков здания МБОУ «Ясногорская СОШ», расположенной по адресу п. Ясногорск, мкр. Советский, 4 Оловяннинского района Забайкальского края замками безопасности, предотвращающими травматизм и возможность выпадения из окон.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2023.
Судья Н.В. Набережнева.