Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3629/2022 ~ М-3124/2022 от 26.05.2022

Дело № 2-3629/2022 УИД 53RS0022-01-2022-005318-83

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июня 2022 года                   Великий Новгород

    

Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

при секретаре Гуляевой Н.А.

с участием представителя прокуратуры Матьяшко А.В., законного представителя несовершеннолетней В. – Савельева В.В., представителей ответчика Карпова В.О., Барановой Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора Великого Новгорода, действующего в интересах несовершеннолетней В., к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить медицинским изделием,

установил:

Первый заместитель прокурора Великого Новгорода, действующий в интересах несовершеннолетней В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Новгородской области об обязании обеспечить В. медицинским изделием – системой длительного мониторинга глюкозы и расходными материалами к ней. В обоснование заявленных требований указано, что несовершеннолетняя В. является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГОБУЗ «ЦГКБ» с диагнозом «<данные изъяты>», ей на постоянной основе требуется использование средств самоконтроля с помощью систем непрерывного мониторирования глюкозы. В. данным медицинским изделием бесплатно не обеспечена, что нарушает право ребенка на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Представитель третьего лица Министерства финансов Новгородской области в суд не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании представитель прокуратуры Матьяшко А.В., законный представитель несовершеннолетней В. – Савельев В.В. требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика Карпов В.О., Барановой Д.Н. иск не признали.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон N 323-ФЗ).

В силу ст. 4 вышеназванного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ст. 19 Федерального закона N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 того же Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее также - Федеральный закон № 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ в состав набора социальных услуг входит социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Частью 2 вышеуказанной статьи предусмотрено, что перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ.

При этом согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 указанного выше Федерального закона при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.Из положений Областного закона Новгородской области от 10.05.2007 № 97-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и наделении органов местного самоуправления Новгородской области отдельными государственными полномочиями в области здравоохранения» (далее также - Областной закон от 10.05.2007 № 97-ОЗ) следует, что одной из мер социальной поддержки граждан в области здравоохранения является бесплатное лекарственное обеспечение, предоставляемое категориям граждан, которые указаны в приложение 2 к данному Областному закону.

В соответствии с п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 2 данного Областного закона гражданам в области здравоохранения в качестве меры социальной поддержки оказываются такие меры социальной поддержки, как бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями. Категории граждан, которым предоставляются данные меры социальной поддержки, устанавливаются в приложении 2 к Областному закону от 10.05.2007 № 97-ОЗ.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Новгородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. При этом инвалиды, страдающие указанными заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, наблюдается в ГОБУЗ «ЦГКБ» с диагнозом «<данные изъяты>», ей на постоянной основе требуется использование средств самоконтроля с помощью систем непрерывного мониторинга глюкозы.

Согласно информации, представленной Министерством здравоохранения Новгородской области и ГОБУЗ «ЦГКБ» несовершеннолетней В. рецепты на медицинское изделие - систему длительного (непрерывного) мониторинга глюкозы не выписывались, поскольку указанное медицинское изделие не включено в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, а также в Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023, 2024 годов, утвержденную постановлением Правительства Новгородской области от 21.02.2022 №78.

Согласно заключения врачебной комиссии ГОБУЗ «ЦГКБ» от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетней В. необходима система непрерывного мониторирования глюкозы для достижения компенсации заболевания и профилактики осложнений сахарного диабета.

Как следует из представленной медицинской документации, исходя из состояния здоровья несовершеннолетней В., жизненных показаний и ее возраста, с учетом клинических рекомендаций и медицинских стандартов оказания медицинской помощи по указанному виду заболевания, В. рекомендовано применение непрерывного средства мониторинга уровня глюкозы в крови для применения жизненно необходимых лекарственных препаратов.

Перечнем медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 №3053-р, а также Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и плановый период 2023,2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 21.02.2022 №78, медицинские изделия непрерывного мониторинга глюкозы в крови не предусмотрены. Вместе с тем, в указанные перечни входят препараты для лечения сахарного диабета.

Встроенный глюкометр подразумевает имплантируемый сенсор для системы непрерывного мониторирования глюкозы в крови.

Указанное медицинское изделие необходимо несовершеннолетней В. для своевременного и правильного применения жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые рекомендованы ей лечащими врачом — эндокринологом ГОБУЗ «ЦГКБ».

Самоконтроль гликемии является одной из форм лечения сахарного диабета.

Согласно п.п. 1.1, 3.1.2, 3.1.49 Положения, утвержденного постановлением Администрации Новгородской области от 21.12.2017 № 455, Министерство здравоохранения Новгородской области является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере охраны здоровья и обязательного медицинского страхования на территории области, осуществляет полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, субвенций из федерального бюджета, предусмотренных на реализацию переданных полномочий.

Таким образом, Министерство здравоохранения Новгородской области должно принимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению медицинскими изделиями лиц, страдающих сахарным диабетом.

Поскольку В. по жизненным показаниям необходимо использование системы длительного (непрерывного) мониторинга глюкозы, то обеспечение ее расходными материалами, без которых функционирование этой системы и применение ее по назначению невозможно, должно осуществляться бесплатно, за счет средств соответствующих бюджетов, из расчета 1 датчик на 14 дней.

В противном случае В. фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантируемом объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.

Не обеспечение ребенка системой длительного (непрерывного) мониторинга глюкозы свидетельствует о нарушении ст.ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нарушении провозглашенных и гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальные гарантии на лекарственное обеспечение на льготных условиях в случае болезни.

С учетом обстоятельств дела, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Принимая во внимание, что отсутствием системы длительного мониторинга глюкозы может неблагоприятным образом отразиться на состоянии здоровья несовершеннолетней В., имеются основания для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд

решил:

Иск первого заместителя прокурора Великого Новгорода удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Новгородской области обеспечить несовершеннолетнюю В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, медицинским изделием – системой длительного (непрерывного) мониторинга глюкозы и расходными материалами к ней.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий                 Н.А. Галкина

Мотивированное решение составлено: 20 июня 2022 года.

2-3629/2022 ~ М-3124/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Великого Новгорода
Информация скрыта
Савельев Владимир Валерьевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Новгородской области
Другие
Министерство финансов Новгородской области
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Галкина Наталья Александровна
Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
26.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.05.2022Передача материалов судье
31.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее