Дело № 2-644/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2014 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Касацкой Е.В. при секретаре судебного заседания Богдановой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Александровой Л.В. к Администрации города Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома,
установил:
Истец обратилась в суд с данным исковым заявлением к Администрации г. Омска, Департаменту городского хозяйства Администрации города Омска о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома. В обоснование требований указав, что является собственником квартиры № в многоквартирном доме № по <адрес> и проживает по указанному адресу. Дом введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ г. С момента сдачи дома в эксплуатацию до настоящего времени капитальный ремонт дома не производился. Дом находится в неудовлетворительном техническом состоянии - требует капитального ремонта.
Основываясь на ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», просит суд обязать Администрацию г. Омска за счет средств соответствующего бюджета, без привлечения средств собственников помещений в многоквартирном доме, провести капитальный ремонт многоквартирного дома № по <адрес> в срок до 01 января 2015 г. Взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.
Истец Александровой Л.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ЗАО «УК «Левобережье» Зелинская Н.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования считала обоснованными, просила удовлетворить.
Представители Администрации г. Омска, Департамента городского хозяйства Администрации г. Омска в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, проанализировав собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судебным разбирательством установлено, что истцу Александровой Л.В., согласно регистрационного удостоверения № от ДД.ММ.ГГГГг., принадлежит на праве частной собственности квартира №, расположенная по адресу: <адрес> (л.д. 6).
Указанный дом находится на балансе обслуживающей организации ЗАО «УК «Левобережье».
Согласно сведениям Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в Реестре муниципального имущества г. Омска по адресу: <адрес> учитывается жилой дом, включенный в состав муниципальной собственности г. Омска на основании постановления Законодательного собрания Омской области от 27 сентября 2001г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства». Наименование предприятия, на балансе которого находилось домостроение до передачи в муниципальную собственность города Омска – <данные изъяты> (л.д.49).
Министерством регионального развития РФ письмом от 20 декабря 2006 г. № 14316-РМ/07 даны разъяснения, что учет многоквартирного дома, помещения в котором принадлежат двум и более различным собственникам, в реестре муниципального (государственного) имущества или бухгалтерский учет многоквартирного дома на балансе управляющей или иной организации следует считать неправомерным.
По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и государственного предприятия Омской области «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства» - проведена инвентаризация на выявление приватизированных жилых помещений. В результате инвентаризации жилой дом исключен из Реестра, в Реестр включены неприватизированные жилые помещения, на текущий момент объектом учета в Реестре являются 5 жилых помещений (л.д. 49).
Согласно ст. 681 ГК РФ, капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения.
Статьей 141 ЖК РСФСР (действовавшей до 01 марта 2005 г.) было определено, что наймодатель обязан своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования домов и придомовой территории.
Аналогичные правила прописаны в п.п. «б» п. 16 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных постановлением СМ СССР от 25 сентября 1985 г. № 3515, утративших силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 января 2006 г. № 25.
В силу ст. 39 ЖК РФ (действующего с 01 марта 2005 г.) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №3591 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 13 Правил определено, что осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы.
Результаты осмотра общего имущества оформляются актом осмотра, который является основанием для принятия собственниками помещений или ответственными лицами решения о соответствии или несоответствии проверяемого общего имущества (элементов общего имущества) требованиям законодательства РФ, требованиям обеспечения безопасности граждан, а также о мерах (мероприятиях), необходимых для устранения выявленных дефектов (неисправностей, повреждений) (п. 14 Правил).
Текущий ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для предупреждения преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (без замены ограждающих несущих конструкций, лифтов) (п. 18 Правил).
Капитальный ремонт общего имущества проводится по решению общего собрания собственников помещений для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (в том числе ограждающих несущих конструкций многоквартирного дома, лифтов и другого оборудования) (п. 21 Правил).
Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (п. 28 правил).
Мотивируя решение, суд исходит из того, что обязанность проведения капитального ремонта жилого дома, где проживает истец, действительно возникла у его первого собственника до приватизации квартир жильцами.
Вместе с тем, при смене собственника обязанность по проведению капитального ремонта жилого дома должен нести новый собственник муниципальное образование городской округ город Омск, который не лишен возможности, с учетом того, в каком состоянии был передан дом, ставить перед бывшим собственником вопрос о принятии участия в проведении капитального ремонта.
В соответствии со ст. 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу приведённых норм за гражданами сохраняется не только право на приватизацию жилых помещений, но и право требовать проведения капитального ремонта от бывшего наймодателя при приватизации жилых помещение в домах, которые на момент приватизации требовали проведения такого ремонта, но данная обязанность исполнена не была наймодателем.
С 01 марта 2005 г. введен в действие Жилищный кодекс РФ, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса РФ.
Исходя из системного толкования ст. 16 вышеназванного Закона, ст. 158 ЖК РФ и ст. 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе, на гражданах, приватизировавших жилые помещения, только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.
Судебным разбирательством установлено и подтверждается материалами дела, а именно, техническим паспортом, что спорный жилой дом построен в ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 51-78).
В Реестре муниципального имущества г. Омска по адресу: <адрес> учитывается жилой дом, включенный в состав муниципальной собственности г. Омска на основании постановления Законодательного собрания Омской области от 27 сентября 2001г. № 247 «Об объектах жилищного фонда и жилищно-коммунального хозяйства». Наименование предприятия, на балансе которого находилось домостроение до передачи в муниципальную собственность города Омска – <данные изъяты>» (л.д.49).
Данных о том, что на момент передачи домов в муниципальную собственность составлялись какие-либо передаточные акты, проводились сверки, не представлено.
В 2012 г. <данные изъяты>» выполнено обследование технического состояния многоквартирного жилого дома № по <адрес>, в результате которого установлено, что общий физический износ здания на момент обследования составил 28 %. Необходимо провести ремонт строительных конструкций, а именно: ремонт сытков стеновых панелей наружных стен, ремонт крыши и кровли, восстановление защитного слоя бетона плит перекрытия в подвале, ремонт отмостки, цоколя, замену окон и дверей в местах общего пользования, восстановление поврежденных участков бетона ступеней лестничных маршей. Необходимо выполнить ремонт инженерных сетей и оборудования, по следующему перечню: частичная замена трубопроводов и арматуры систем горячего и холодного водоснабжения (стояки, кроме замененных при предыдущих ремонтах, ориентировочно замене подлежит 90% стояков, полотенцесушители, водоразборный узел), частичная замена трубопроводов и арматуры систем отопления (стояки, кроме замененных при предыдущих ремонтах, ориентировочно замене подлежит 90 % стояков, приборов отопления, подводок от стояков к приборам отопления), восстановление изоляции трубопроводов системы отопления, окраска стальных трубопроводов, замена трубопроводов системы канализации, прочистка вентиляционных каналов, замена питающих кабелей проводов внутри здания, системы электроснабжения (л.д.7-15).
Данное заключение составлено на основании лицензии на право выполнения работ по обследованию технического состояния зданий и сооружений.
При составлении заключения специалист руководствовался ВСН 57-88 (р), ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р).
Действующим законодательством предусмотрен как комплексный, так и выборочный капитальный ремонт, так, согласно Методическим рекомендациям по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (утв. 17 сентября 2009 г.), капитальный ремонт подразделяется на комплексный капитальный ремонт и выборочный.
Комплексный капитальный ремонт - это ремонт с заменой конструктивных элементов и инженерного оборудования и их модернизацией. Он включает работы, охватывающие все здание в целом или его отдельные секции, при котором возмещается их физический и функциональный износ.
Выборочный капитальный ремонт - это ремонт с полной или частичной заменой отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений или оборудования, направленный на полное возмещение их физического и частично функционального износа.
Отнесение к виду капитального ремонта зависит от технического состояния зданий, назначенных на ремонт, а также качества их планировки и степени внутреннего благоустройства.
Проанализировав по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ представленные по делу доказательства, при том, что ни одна из сторон не ходатайствовала о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы, суд полагает, что в представленном суду сторонами объеме доказательств, материалами дела подтверждается необходимость проведения выборочного капитального ремонта спорного жилого дома.
Суду стороной ответчика не представленного каких-либо контратчетов о состоянии дома на момент первых приватизаций, не приведено доказательств проведения как текущего, так и капитального ремонтов дома с момента ввода дома в эксплуатацию, не заявлено о проведении государственной экспертизы отчета специалиста, выводы специалиста не опровергнуты, иные специалисты не приглашены, акты обследования дома не представлены, таким образом с учетом представленной совокупности доказательств суд приходит к выводу, что стороной ответчика Администрации г. Омска не приведено доказательств, опровергающих позицию стороны истца о том, что дом требовал капитального ремонта по состоянию на 1992 г.
При этом судом как при подготовке дела к судебному разбирательству, так и на стадии судебного разбирательства неоднократно сторонам и их представителям разъяснялась обязанность в порядке ст. 56 ГПК РФ предоставлять доказательства в обоснование требований и возражений, что стороной ответчика осуществлено не было, в связи с чем, именно на ответчика ложится бремя негативных последствий, связанных с непредставлением доказательств и рассмотрением дела по имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязанность по проведению выборочного капитального ремонта дома № № по <адрес> по отношению к собственникам, приватизировавшим квартиры в спорном доме, которые поддержали заявленный иск, выступает именно Администрация г. Омска, которая обязанность по производству капитального ремонта дома до настоящего времени не исполнила, в связи, с чем возлагает на нее обязанность, выполнить такой ремонт.
Расширение круга бывших наймодателей или их правопреемников является необоснованным, поскольку при указанном толковании любой субъект, являвшийся наймодателем по отношению к истцу в период когда, истец являлся нанимателем, может ссылаться на предыдущего наймодателя и требовать замены ненадлежащего ответчика. Однако переход прав и обязанностей в отношении передаваемого жилищного фонда, предполагает в том числе и переход обязанности по проведению капитального ремонта дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
При таких обстоятельствах судом делается вывод, что возложение обязанности по проведению капитального ремонта на собственника жилого помещения возможно только в случае исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом суд отмечает, что в спорном доме в порядке приватизации первые регистрационные удостоверения выданы в ДД.ММ.ГГГГ г.
В рассматриваемом случае такая обязанность не была исполнена бывшим наймодателем – Администрацией г. Омска.
Указанный вывод подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного суда РФ за второй квартал 2007 г., утвержденным постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01 августа 2007 г.
Поскольку на момент приватизации жилой дом нуждался в капитальном ремонте, а бывший наймодатель собственник дома Администрация г. Омска – муниципальное образование г. Омск, обязанность по производству капитального ремонта дома не исполнил, то на Администрацию г. Омска возлагается обязанность по проведению капитального ремонта.
Согласно Приложению № 1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных Приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. № 312 (далее по тексту - ВСН 58-88 (р)), капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью, восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В силу п. 5.1, 5.2., 5.8. ВСН 58-88 (р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и реконструкцию зданий (объектов) должна предусматривать:
- проведение технического обследования, определение физического и морального износа объектов проектирования;
- составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
- технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
- разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции и проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.
Положениями п. 2.1., 2.2. ВСН 58-88 (р) установлено, что системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции зданий и объектов представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, направленных на обеспечение сохранности зданий и объектов. Эта система должна включать материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также необходимую нормативную и техническую документацию.
Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации.
Из Приложения № 3 ВСН 58-88 (р) следует, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены) стропил и обрешетки /деревянные/ составляет 50 лет, утепляющих слоев, совмещенных бесчердачных крыш вентилируемых (невентилируемых) /из керамзита или шлака/ составляет 40 лет, покрытий крыш (кровля) из асбестоцементных листов и волнистого шифера – 30 лет, шахты и короба на чердаке: из шлакобетонных плит - 60 лет, из деревянных щитов, обитых кровельным железом по войлоку – 40 лет, приставных вентиляционных вытяжных каналов: из гипсовых и шлакобетонных плит – 30 лет, из деревянных щитов, оштукатуренных по тканой металлической сетке – 20 лет, трубопроводов канализации: чугунных – 40 лет, керамических - 60 лет, пластмассовых – 60 лет, радиаторов чугунных (стальных) при схемах: закрытых -40(30) лет, открытых - 30(15) лет, конвекторов – 30 лет, оконных и балконных заполнений /деревянные переплеты/- 40 лет, /металлические переплеты/ - 50 лет.
Учитывая приведенные положения ВСН 58-88 (р), а так же установленные в судебном заседании сроки эксплуатации отдельных элементов здания на момент передачи дома, применительно к информации, предоставленной управляющей компанией, суд полагает возможным включить в капитальный ремонт элементы конструкций в выборочном порядке, согласно ВСН 58-88: герметизированные стыки, система водоотвода: водосточные трубы и мелкие покрытия по фасаду, дверные заполнения входные на лестничную клетку, внутренняя и наружная отделка, водоразборные и туалетные краны, водомерные узлы, задвижки и вентили, изоляция трубопроводов и скоростные водонагреватели, электрооборудование: сети дежурного освещения, электроприборы, асфальтобетонное (асфальтовое) покрытие.
В части предложения обеими сторонами об установлении срока для проведения капитального ремонта вышеуказанного дома до 01 января 2015 г., суд с учетом согласия истцов – собственников общего имущества в многоквартирном доме, считает возможным проведение капитального ремонта в указанные сроки.
Доказательств иного суду не представлено.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истец заявила ходатайство о взыскании с ответчика судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере 200 руб., что подтверждается чеком-ордером № от 05 декабря 2013 года (л.д. 2). Суд считает данные требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию города Омска произвести за счет средств соответствующего бюджета выборочный капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома № по <адрес> в части следующих конструктивных элементов здания: герметизированные стыки, система водоотвода: водосточные трубы и мелкие покрытия по фасаду, дверные заполнения входные на лестничную клетку, внутренняя и наружная отделка, водоразборные и туалетные краны, водомерные узлы, задвижки и вентили, изоляция трубопроводов и скоростные водонагреватели, сеть дежурного освещения, электроприборы, асфальтобетонное (асфальтовое) покрытие отмосток, в срок до 01 января 2015 года.
Взыскать с Администрации города Омска в пользу Александровой Л.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска.
Судья Е.В. Касацкая