Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-62/2023 от 21.08.2023

Дело № 11-62/2023

УИД 43MS0016-01-2023-001710-22

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кирово-Чепецк 13 сентября 2023 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Блохиной Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Перешеиной Н.А. к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о возмещении убытков,

установил:

Кирово-Чепецкий городской прокурор обратился к мировому судье судебного участка № 15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области с иском в защиту интересов Перешеиной Н.А. к Министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о взыскании убытков, понесенных по оплате жилья и коммунальных услуг, в размере 23935,56 руб.

Определением мирового судьи судебного участка №18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка №15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, от 11.05.2023 в связи с отказом процессуального истца – помощника Кирово-Чепецкого городского прокурора от исковых требований к КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая центральная районная больница», производство по настоящему гражданскому делу в указанной части прекращено.

Решением мирового судьи судебного участка № 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка №15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, от 11.05.2023 по делу №2-1412/2023, исковые требования Кирово-Чепецкого городского прокурора в интересах Перешеиной Н.А. удовлетворены частично. С субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации «Кировская область» в пользу Перешеиной Н.А. в счет возмещения расходов по оплате жилья и коммунальных услуг за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 взысканы убытки в размере 5286,05 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.

Не согласившись с решением мирового судьи, министерство финансов Кировской области в лице представителя по доверенности Поповой С.Г. обратилось с апелляционной жалобой, в обоснование которой указано, что установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтичеких работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ – Кировская область. Это дополнительная мера социальной поддержки указанных работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01.01.2005. Таким образом, если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2015, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005. Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 (т.е. одновременно работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами). Кроме того, на субъект РФ «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством ежемесячная 100 % компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для указанной категории граждан. Считают, что данные льготы должны предоставляться работника, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01.01.2005 за счет средств федерального бюджета. Просят отменить решение мирового судьи судебного участка № 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка №15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, от 11.05.2023 по делу №2-1412/2023 и принять по делу новый судебный акт.

Представитель ответчика - Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевремнно и надлежащим образом, в апелляционной жалобе дело просил рассмотреть без их участия.

Заместитель Кирово-Чепецкого городского прокурора Хлебникова Т.О. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу, считает решение мирового судьи законным и обоснованным. Просит апелляционную жалобу представителя министерства финансов Кировской области оставить без удовлетворения.

Перешеина Н.А. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, представила заявление, в котром просила рассмотреть жалобу без её участия. Требования прокурора поддерживает.

КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая центральная районная больница" своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в письменном отзыве по делу главный врач просит рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.

Суд, выслушав пояснения прокурора Хлебниковой Т.О., проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, статьи 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

До 1 января 2005 года врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели, согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 были внесены изменения.

Часть вторая, предусматривающая право медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, признана утратившей силу.

Статья 63 Основ была дополнена частью пятой следующего содержания: "Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации".

Таким образом, решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Исходя из положений пункта 1 статьи 155 Федерального закона № 122-ФЗ, вышеуказанные изменения статьи 63 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» вступили в силу с 1 января 2005 года.

Статьей 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с 1 марта 2005 года. Следовательно, ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающая право специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное жилье с отоплением и освещением, утратила силу с введением в действие Жилищного кодекса РФ.

Введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ в отличие от утратившего силу Жилищного кодекса РСФСР прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан, - в части 1 статьи 160 говорится только о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Как следует из преамбулы Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, муниципальные образования при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации должны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учётом специфики их правового и имущественного положения, а также других обстоятельств.

В соответствии с п. 2 ст. 153 указанного Закона при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Законом Кировской области от 03.11.2004 г. № 267-ЗО "О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских поселениях или поселках городского типа Кировской области" фармацевтическим и медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим, вышедшим на пенсию и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты. В соответствии со ст. 4 указанного закона размер частичной компенсации расходов составляет 400 рублей. Размер частичной компенсации расходов, установленный частью 1 настоящей статьи, увеличивается и утверждается Правительством области.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно излагал правовую позицию о том, что РФ как правовое социальное государство не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, отменять либо приостанавливать предоставление выплат, либо льгот компенсационного характера без установления надлежащего механизма соответствующего возмещения. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на РФ лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Бюджет субъекта РФ или местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые до 31.12.2004 были предоставлены медицинским работникам, продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должно ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований.

Таким образом, действующим с 01.01.2005 года законодательством обязанность по сохранению за медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности и поселках городского типа в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Федерации, того объема обеспечения, который был установлен ранее, возложена на органы государственной власти субъекта Федерации.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Перешеина Н.А. зарегистрирована и проживает по настоящее время по адресу: <адрес> 5, указанный жилой дом принадлежит ей на праве собственности (2/3 доли).

С 02.04.1979 по настоящее время Перешеина Н.А. является медицинским работником муниципальной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности.

Из копии трудовой книжки Перешеиной Н.А. следует, что по состоянию на 31.12.2004 она работала в должности медицинской сестры физиокабинета <данные изъяты> участковой больницы, соответственно пользовалась мерой социальной поддержки в виде бесплатного предоставления квартиры с отоплением и освещением.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Перешеина Н.А. продолжает работать и сохранять статус медицинского работника, проживающего в сельской местности, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что и после 01.01.2005 за ней сохраняются коммунальные социальные льготы в прежнем объеме, однако предоставленный истцу субъектом Российской Федерации объем льгот не обеспечивает сохранение прежнего уровня социальной защиты истца, которым она пользовалась до 01.01.2005.

За период с 01.01.2022 по 31.12.2022 документально подтвержденные затраты, понесенные истцом на оплату коммунальных услуг в виде отопления и электроснабжения, составили 14712,05 руб., частичная компенсация расходов за указанный период составила 9426 руб., разница между фактически уплаченными коммунальными услугами и полученной компенсацией составила 5286,05 руб. Расчет размера требуемой истцом ко взысканию разницы между фактически понесенными затратами и выплаченной Перешеиной Н.А. компенсацией, судом первой и апелляционной инстанции проверен и признан правильным, контррасчета стороной ответчика ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представлен.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, верно применив нормы материального права, мировой судья пришел к законному и обоснованному выводу об удовлетворении иска и взыскании в пользу Перешеиной Н.А. затрат по оплате коммунальных услуг за спорный период с субъекта Российской Федерации «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области за счет казны субъекта Российской Федерации «Кировская область», поскольку размер денежной компенсации, установленной законодательством Кировской области и выплаченной истцу за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 9426 руб., не соответствует прежнему уровню социальной защиты, который имел истец до 01.05.2005 года, предусматривающей бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, при фактических расходах истца на отопление и освещение за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 14 712,05 руб..

По существу изложенные в жалобе доводы Министерства финансов Кировской области не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта, влияли бы на его обоснованность и законность, либо опровергали бы изложенные в оспариваемом решении выводы, а потому признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не влекущими отмену оспариваемого судебного решения.

Мировым судьей при рассмотрении дела по существу верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, исследованы представленные по делу доказательства и им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, нарушений судом норм процессуального права, которые являются безусловным основанием к отмене решения суда, или норм материального права, которые могли привести к принятию неправильного решения, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах, суд не находит оснований для изменения или отмены решения мирового судьи судебного участка № 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка №15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, от 11.05.2023 и считает необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области - без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327-329 ГПК РФ, суд

определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 18 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области, и.о. мирового судьи судебного участка №15 Кирово-Чепецкого судебного района Кировской области от 11.05.2023 по иску Кирово-Чепецкого городского прокурора в защиту социальных прав Перешеиной Н.А. к министерству финансов Кировской области, КОГБУЗ «Кирово-Чепецкая ЦРБ» о возмещении убытков – оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья Л.А.Ефимова

Мотивированное решение составлено 19.09.2023.

Судья Л.А.Ефимова

11-62/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кирово-Чепецкий городской прокурор
Перешеина Наталья Алексеевна
Ответчики
КОГБУЗ "Кирово-Чепецкая ЦРБ"
Министерство финансов Кировской области
Суд
Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области
Судья
Ефимова Л.А.
Дело на странице суда
kirovochepetcky--kir.sudrf.ru
21.08.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
22.08.2023Передача материалов дела судье
24.08.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
13.09.2023Судебное заседание
19.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2023Дело оформлено
25.09.2023Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее