УИД 16RS0007-01-2021-003228-06
Дело № 2-34/2022 ( 2-1002/2021)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2022 года г. Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Рахимова А.Х.,
при секретаре судебного заседания Валиуллиной А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал-Сервис» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению исполнения природоохранного законодательства при использовании источников водоснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Казанский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Водоканал-Сервис» об обязании в трехмесячный срок со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке: подготовить и представить в Министерство экологии и природных ресурсов РТ исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, с целью принятия решения об установлении зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного в <адрес>, <адрес>.
В обоснование иска указано, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки выявлено, что ответчик осуществляет добычу подземных вод с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на основании лицензии на право пользования недрами, участок недр расположен в <адрес>, <адрес> в <адрес>, однако ответчиком не выполняются предусмотренные законодательством санитарные мероприятия, поскольку зоны санитарной охраны указанного источника водоснабжения приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ не установлены. За указанное нарушение в марте 2021 года вынесено представление об устранении нарушений закона. Повторная проверка показала, что указанные в представлении требования до настоящего времени не исполнены, что создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Помощник Казанского природоохранного прокурора Хафизова Э.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, указав, что необходимую документацию для установления ЗСО источника должны направлять юридические лица, эксплуатирующие водозаборы. Кроме того, лицензия на право пользования недрами получена ООО «Водоканал-Сервис», по договору от 2010 года, заключенному с ПИЗО ИК Арского муниципального района РТ, данные водозаборы переданы в эксплуатацию ООО «Водоканал-Сервис» и соответствующая плата за коммунальные услуги поступает в ООО «Водоканал-Сервис».
Представитель ответчика ООО «Водоканал-Сервис» - Минзин И.Р. в судебном заседании исковые требования признал частично, так как в 2010 году объекты переданы без государственной регистрации прав, что не дает возможности полноценно подготовить документы для установления зоны санитарной очистки. В <адрес> обслуживание населения осуществляет крестьянско-фермерское хозяйство, денежные средства с жителей данного населенного пункта ООО «Водоканал-Сервис» не собирает. Согласно письменным возражениям на исковое заявление, водные объекты по договору от ДД.ММ.ГГГГ были переданы без соответствующей государственной регистрации прав на данное имущество. На сегодняшний день данное имущество является бесхозным. Просит обязать ПИЗО произвести государственную регистрацию прав на объекты водоснабжения, обязать Исполком Арского муниципального района РТ в равных долях с ООО «Водоканал-Сервис» подготовить и предоставить в Министерство экологии и природных ресурсов РТ исчерпывающий перечень документов с целью принятия решения об установлении зоны санитарной очистки.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора по РТ в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому поддержал исковые требования.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители ответчиков - Исполнительного комитета Арского муниципального района РТ, Палаты имущественных и земельных отношений Арского муниципального района РТ, привлеченные к участию в деле по ходатайству ООО «Водоканал-Сервис», в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что являются ненадлежащими ответчиками.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 17, 18 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание, применение законов и обеспечиваются правосудием.
Одними из таких прав, являются права каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду (ст. ст. 41, 42 Конституции РФ). В соответствии со статьей 2 Конституции РФ соблюдение и защита права каждого на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду обязанность государства.
Как указано в статьях 1, 2 Гражданского кодекса РФ, неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством. Гражданское законодательство основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Таким образом, право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья является неотчуждаемым, непосредственно действующим, защищается гражданским законодательством и обеспечивается правосудием.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Способы защиты гражданских прав изложены в ст. 12 Гражданского кодекса РФ, содержащей, в том числе такой способ защиты прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ безвозмездного срочного пользования земельным участком, находящимся в государственного или муниципальной собственности Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района РТ предоставила ООО «Водоканал-Сервис» в безвозмездное пользование в <адрес> и <адрес> земельные участки, площадью 3600 кв.м. каждый, для использования под водонапорными башнями.
Ответчик осуществляет добычу подземных вод в <адрес> и <адрес> с целью хозяйственно-питьевого водоснабжения населения на основании лицензии серия № на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, владельцы источников водоснабжения должны выполнять санитарные мероприятия в пределах 1-го пояса (строгого режима) санитарной охраны скважин.
Пунктом 1.4 этих же СанПин установлено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с п. 1.13 указанных СанПин проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, границ и режима зон охраны такого источника утверждаются в установленном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица ООО «Водоканал-Сервис» возбуждено производство по делу об административных правонарушениях по ст. 6.5 КоАП РФ, внесено представление об устранении нарушений требований законодательства. Согласно ответу на представление от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Водоканал-Сервис» приступило к работе по принятию решений об установлении зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения Арского муниципального района.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ, директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.5 КоАП РФ.
Истцом в ходе проверки установлено, что ответчиком не выполняется предусмотренные законодательством санитарные мероприятия, поскольку зона санитарной охраны источника водоснабжения, не установлена приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
В то же время, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, проводить санитарно- противоэпидемические мероприятия.
Согласно СанПиН 2.1.4.1110-02 основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения, а также территорий, на которых они расположены. Зона санитарной охраны организуется в составе трех поясов, в том числе первого пояса строгого режима. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора. Мероприятия предусматриваются для каждого пояса санитарной охраны в соответствии с его назначением. Территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 17.11.2021 года № 1251-П утвержден Административный регламент предоставления Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан государственной услуги по принятию решений об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Татарстан.
В соответствии с регламентом, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками водозаборных сооружений, юридические лица, эксплуатирующие водозаборные сооружения для принятия решения об установлении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставляют исчерпывающий перечень документов, установленный нормативно-правовым актом.
Срок предоставления государственной услуги составляет 26 рабочих дней со дня обращения заявителя.
Однако указанные требования нормативных правовых актов ответчиком не выполнены.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого водоснабжения, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Ответчиком необходимые документы для оформления и получения приказа об установлении зоны санитарной охраны водозабора подземных вод, расположенного и эксплуатируемого в <адрес> и <адрес>, в уполномоченный орган не направлены, ЗСО приказом Министерства экологии и природных ресурсов РТ не установлена.
Отсутствие установленной зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения, в предусмотренном законодательстве порядке границ и режима зон охраны такого источника нарушает интересы РФ, права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - граждан РФ, гарантированные статьями 42 Конституции РФ, статьей 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", согласно которым каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, поскольку эксплуатация подземных водозаборов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения учета санитарных требований создает угрозу безопасности здоровья людей; увеличивает риск возникновения массовых инфекционных заболеваний населения.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7 «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная деятельность должна осуществляться на основе принципа презумпции потенциальной экологической опасности осуществляемой хозяйственной деятельности, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также на основе принципа запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы и могут привести к негативным изменениям.
Несоблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Как установлено представленными доказательствами и выяснено в судебном заседании юридическим лицом, эксплуатирующим водозаборные сооружения является ООО «Водоканал-Сервис», соответственно возложить обязанность подготовить и представить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Административным регламентом необходимо возложить именно на ООО «Водоканал-Сервис».
Суд считает несостоятельными доводы ответчика ООО «Водоканал-Сервис» о необходимости обязать ПИЗО произвести государственную регистрацию прав на объекты водоснабжения, обязать Исполком Арского муниципального района РТ в равных долях с ООО «Водоканал-Сервис» подготовить и предоставить в Министерство экологии и природных ресурсов РТ исчерпывающий перечень документов с целью принятия решения об установлении зоны санитарной очистки, поскольку обязанность в подготовке документов лежит на эксплуатирующей водозаборные объекты организации, кроме того, соответствующих встречных исковых требований ответчиком ООО «Водоканал-Сервис» не заявлено. Соответственно, Исполнительный комитет Арского муниципального района РТ, Палата имущественных и земельных отношений Арского муниципального района РТ, являются ненадлежащими ответчиками.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Поскольку истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины в силу Закона, то судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в доход местного бюджета в размере 6 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Водоканал-Сервис» о присуждении к исполнению обязанности по обеспечению исполнения природоохранного законодательства при использовании источников водоснабжения, удовлетворить.
Обязать ООО «Водоканал-Сервис» в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке подготовить и представить в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан исчерпывающий перечень документов, предусмотренный Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-П, с целью принятия решения об установлении зоны санитарной охраны источника водоснабжения, расположенного в <адрес>, в <адрес> в <адрес>.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Сервис» в доход бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан через Арский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья ___________________А.Х. Рахимов