УИД 04RS0010-01-2021-000632-78
Дело № 2-69/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2024 г. с. Иволгинск
Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Раднаевой Т.Б., при секретаре Тихоновой А.В., с участием представителя истца по доверенности Бидагаевой Д.В., представителя ответчика по доверенности Дамбаева Ц.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к ФИО2 о понуждении выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с указанным иском, представитель Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия ФИО6, действующая на основании доверенности, просит обязать ответчика выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения <данные изъяты> (далее - Памятник), расположенного по адресу: ФИО3, <адрес>, в течение 1-го года с момента вступления в законную силу решения по данному делу: разработать научно-проектную документацию; установить информационную надпись; выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации в течение 2-х лет с момента вступления в законную силу решения по данному делу.
В обоснование требований указано, что объект культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> расположенный по адресу: ФИО3, <адрес>, поставлен на государственную охрану на основании постановления Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры». Согласно выписке из ЕГРН собственником объекта является Цыбикова С.Ж. Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено охранное обязательство на Памятник, в соответствии с п.25 раздела 6 которого пользователю предписано проведение определенных работ. В установленный срок пп.1 п.25 раздела 6 охранного обязательства ответчиком не исполнен. Комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ № о принятии необходимых мер по исполнению требований охранного обязательства. В настоящее время ответчиком не приняты меры по сохранению объекта культурного наследия. Непринятие ответчиком мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты Памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства. Кроме того, неисполнение пп.1 п.25 раздела 6 охранного обязательства в установленный срок неизбежно повлечет неисполнение пп.2 п.25 раздела 6 охранного обязательства, поскольку ремонтно-реставрационные работы необходимо выполнить на основании разработанной научно-проектной документации.
Представитель истца Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия Бидагаева Д.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Цыбикова С.Ж. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Дамбаев Ц.Д., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что заключены договоры подряда, выполнены работы по ремонту фасада и цоколя на объекте культурного наследия, а также установлена информационная таблица.
Представителем ответчика было заявлено ходатайство о передаче дела по подсудности по месту нахождения объекта культурного наследия по адресу: ФИО3, <адрес>, в Советский районный суд Республики Бурятия. Однако суд полагает, что данное ходатайство не подлежит удовлетворению, поскольку правила исключительной подсудности, предусмотренные ст. 30 ГПК РФ, к данным правоотношениям не применимы.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом
Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ).
В силу положений п.1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ,выданныхорганом охраны объектов культурного наследия, указанным впункте 2настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенногов реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным впункте 2настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
В соответствии со ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия (п.1). Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определеннымпунктом 7 статьи 47.6настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п.2).
В подп. 6 п. 6 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено право должностных лиц органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предъявлять в суд иски о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект культурного наследия регионального значения № расположенный по адресу:ФИО3, <адрес>, поставлен на государственную охрану на основании Постановления Правительства Республики Бурятия «О постановке на государственную охрану вновь выявленных недвижимых памятников истории и культуры» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости собственником помещения с кадастровым №, расположенным по адресу:ФИО3, <адрес>, являетсяЦыбикова С.Ж., площадь принадлежащей ее квартиры составляет 21,6 кв.м.
Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>.», расположенного по адресу:ФИО3, <адрес>.
Пунктом 25 указанного охранного обязательства предусмотрен перечень работ по сохранению объекта культурного наследия.
Так, в перечне указано: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно-проектную документацию, в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации, регулярно проводить текущий ремонт занимаемых помещений, текущий ремонт фасадов, содержание дворовой территории в чистоте.
Доказательств тому, что указанные работы проведены, стороной ответчика не представлено.
Представленные ответчиком документы не свидетельствуют о том, что собственником объекта культурного наследия проведены указанные в охранном обязательстве работы по сохранениюобъекта культурного наследия, данными документами подтверждается лишь факт выполнения ремонта фасада и цоколя указанного объекта.
Довод о том, что на объекте культурного наследия установлена информационная надпись, и представленные об этом фотографии судом не принимаются во внимание, поскольку установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия осуществляет в соответствии с Правилами установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утв. Постановлением Правительства РФ № 1178 от 10.09.2019.
Пунктом 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Исходя из положений, закрепленных в п. 11 ст. 47.6 Федерального закона №73-ФЗ именно собственник обеспечивает исполнение охранного обязательства.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии собычаямиили иными обычно предъявляемыми требованиями.
Вместе с тем, работы, предусмотренные охранным обязательством до настоящего времени не выполнены, доказательств обратному суду не представлено.
Между тем, непринятие мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, его утраты, ввиду чего, нарушаются права и интересы государства.
При таких обстоятельствах, суд полагает заявленные истцом требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Обсуждая заявленный истцом срок для устранения нарушений, суд также находит его разумным и достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░2 (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>░.», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░3, <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░