Дело № 2-1071/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2019 года гор. Махачкала
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего судьи Багандова Ш.Б.
при секретаре Малаалиевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Махачкала в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Гаджиеву ФИО11 и Гаджиагаеву ФИО12, третье лицо Министерство строительства и ЖКХ РД о признании правового акта противоречащим закону, обязании приостановить строительство, признании 8-ого этажа самовольной постройкой, обязании снести его и приостановить эксплуатацию объекта капитального строительства до ввода его в эксплуатацию,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Гаджиеву ФИО13 и Гаджиагаеву ФИО14, третье лицо Министерство строительства и ЖКХ РД о признании правового акта противоречащим закону, обязании приостановить строительство, признании 8-го этажа самовольной постройкой, обязании снести его и приостановить эксплуатацию объекта капитального строительства до ввода его в эксплуатацию.
В обоснование иска ссылается на то, что прокуратурой города по обращению Гасаниевой Ф.И. проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при возведении двух многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Проверкой установлено, что Гаджиеву ФИО15 на основании свидетельства о государственной регистрации права № 05-05-01/209/2013-167 от 14.06.2013 Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы 22.09.2016 выдан градостроительный план земельного участка № 05-308:000-1133 под строительство пяти и семи этажных многоквартирных жилых домов.
На основании указанного градостроительного плана, Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкалы 24.05.2017 за № 05-308-132-2017 выдано разрешение на строительство 7-этажных многоквартирных жилых домов (2 дома) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> -а. В настоящий момент согласно выписке из ЕГРН правообладателем данного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ является Гаджиагаев ФИО16, который совместно с Гаджиевым Ш.И. осуществляет возведение данных объектов капитального строительства.
Проведенная проверка показала, что разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ выдано с нарушением градостроительного законодательства и подлежит в соответствии со ст. 13 ГК РФ признанию недействительным.
Просит суд признать не соответствующим закону и недействительным разрешение № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Управлением архитектурно-строительного надзора по <адрес> Гаджиеву ФИО17 на строительство 7-этажных многоквартирных жилых домов (2 дома) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать Гаджиева Ш.И. и Гаджиагаева А.С. приостановить строительство 7-этажного многоквартирного жилого дома (позиция 1) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, до приведения возводимого объекта в соответствие требованиям градостроительного законодательства и получения соответствующих разрешительных документов (разрешения на строительство и проектной документации), соответствующих требованиям градостроительного законодательства.
Признать возведенный Гаджиевым Ш.И. и Гаджиагаевым А.С. 8-ой этаж многоквартирного жилого дома (2 позиция) на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, самовольной постройкой.
Обязать Гаджиева Ш.И. и Гаджиагаева А.С. снести самовольно возведенный 8-й этаж многоквартирного жилого дома (позиция 2) на земельном участке с кадастровым номером 05№ по адресу: <адрес>.
Обязать Гаджиева Ш.И. и Гаджиагаева А.С. приостановить эксплуатацию 8-этажного многоквартирного дома (позиция 2) на земельном участке с кадастровым номером 05№ по адресу: <адрес> до получения в установленном порядке разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию.
От представителя ответчика Гаджиагаева А.С. - Кадырова А.И. поступили возражения на иск, из которых усматривается, что требование истца считают не обоснованным по следующим основаниям.
Истец мотивирует свои требования, ссылаясь на ч. 3 ст. 34 Правил землепользования и застройки г. Махачкалы (ПЗЗ), действовавших на момент выдачи разрешения на строительство 24.05.2017.
Согласно правоустанавливающим документам, площадь земельного участка - 3959 кв.м., площадь застройки - 1462 кв.м., площадь квартир - 9757 кв.м.
В соответствии с п. 1. ч. 3 ст. 34 ПЗЗ г. Махачкалы (новая редакция от 22.12.2016). Предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства:
Минимальные размеры земельных участков для жилых домов этажностью от 6 до 8 этажей -1600 кв.м.
Общая площадь земельного участка, на котором расположен строящиеся жилой дом -3959 кв.м. (что превышает указанный выше норматив на 759 кв.м. (3959 - (1600*2).
Кроме того, в данной зоне разрешено строительство 8-ми этажного дома (п. 8)
В соответствии с п. 5 этой же статьи максимальный коэффициент застройки для многоквартирных жилых домов - 40%, фактически 36,9 %, что также превышает указанный норматив.
Таким образом, строительство жилого дома не нарушает ПЗЗ действующие на момент рассмотрения спора.
Изменения в ПЗЗ г. Махачкалы были произведены на основании решения собрания депутатов ГОсВД «Город Махачкала» от 27.12.2017 № 21-9 «Об обязании администрации города Махачкалы исполнить решение Верховного суда РФ и протест Прокуратуры г. Махачкалы о внесении изменений в правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «Город Махачкала», утвержденные решением собрания депутатов ГОсВД «город Махачкала» от 26.05.2016 № 9-5.
Частью 1 статьи 6 Правил землепользования и застройки предусмотрено, что действие Правил не распространяется на градостроительные планы земельных участков, выданные до вступления в силу Правил. Собственники земельных участков и арендаторы земельных участков имеют право осуществить любое строительство в соответствии с видами разрешенного использования и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, содержащимися в таком градостроительном плане земельного участка.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 2 закона РД от 16 апреля 1997 N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан" Законы и иные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Республики Дагестан и органами местного самоуправления, образуют единую систему нормативных правовых актов Республики Дагестан - законодательство Республики Дагестан.
Законом Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 «О нормативных правовых актах Республики Дагестан» (статья 73) также предусмотрено, что нормативный правовой акт Республики Дагестан не имеет обратной силы, то есть не распространяет своего действия на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он устраняет или смягчает ответственность за правонарушения, либо когда в самом акте предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Считает, что ссылка истца на редакцию ПЗЗ, которая ужесточает положение ответчика, неправомерна, тем более изменения, вносимые в ПЗЗ г. Махачкалы, осуществлялись, в том числе и на основании протестов прокуратуры.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать.
В судебном заседании помощник прокурора г. Махачкалы Кислицкая А. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, приведенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования городской округ с внутригородским делением «город Махачкала» Сыравова А.С. просила отказать в удовлетворении иска в части признания не соответствующим закону и недействительным разрешение № 05-308-132-2017 от 24.05.2017, в остальной части просила удовлетворить иск.
Представитель ответчика «Управления архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «Город Махачкала» Ахмедов М.М. просил отказать в удовлетворении иска в части признания не соответствующим закону и недействительным разрешение № 05-308-132-2017 от 24.05.2017 г., в остальной части просил удовлетворить иск.
Представитель ответчика Гаджиагаева А.С. – Кадыров А.И. просил отказать в удовлетворении исковых требований, по доводам возражений.
Ответчик Гаджиев Ш.И., извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела по месту жительства, на судебное заседание не явился, возражений не представил, об уважительности неявки на судебные заседания не сообщил.
Третье лицо Министерство строительства и ЖКХ РД, будучи надлежаще извещенным о рассмотрении дела, в суд своего представителя не обеспечило.
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч.1 ст.56 ГПК РФ).
В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства по гражданскому делу представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Согласно ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст.12 ГК РФ).
В соответствии со ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации.
На основании ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых федеральными органами исполнительной власти (за исключением Правительства Российской Федерации), представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и их должностными лицами.
Так, в соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со ст.3 Закона Республики Дагестан от 16.04.1997 N8 (ред. от 05.03.2013) "О нормативно-правовых актах Республики Дагестан" нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и гарантированных государством.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города по обращению Гасаниевой Ф.И. проведена проверка соблюдения градостроительного законодательства при возведении двух многоквартирных жилых домов на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000090:2409 по адресу: <адрес> «а».
ФИО1 на основании свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка № под строительство пяти и семи этажных многоквартирных жилых домов.
Как следует из градостроительного плана № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок расположен в зоне Ж2 - зона многоквартирной средне этажной жилой застройки и для данных земельных участков установлены градостроительные регламенты в количестве этажей от 4 до 8.
На основании указанного градостроительного плана Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ за № выдано разрешение на строительство 7-этажных многоквартирных жилых домов (2 дома) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из ЕГРН правообладателем данного земельного участка на основании договора купли-продажи земельного участка и передаточного акта от ДД.ММ.ГГГГ является Гаджиагаев ФИО18.
Судом установлено, что Гаджиагаев ФИО19 совместно с ФИО1 осуществляет возведение вышеуказанных объектов капитального строительства.
Согласно п.26 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешения на строительство.
Как усматривается из ч.1 ст.2, ч.1 ст.34, частей 1, 8 ст.37, ст.44 Закона N131-ФЗ, полномочиями по решению вопросов местного значения обладают органы местного самоуправления, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования. В структуре таких органов названа местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), в состав которой могут входить ее отраслевые (функциональные) и территориальные органы. Структура и полномочия органов местного самоуправления муниципального образования определяются в его уставе.
С учетом указанного Администрация г.Махачкалы в лице Управления по вопросам координации капитального строительства является уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства объектов), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 11 статьи 51 ГрК РФ определено, что уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления или уполномоченная организация в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:
проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка.
выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Как указано выше, данный градостроительный план земельного участка выдан под строительство пяти и семи этажных многоквартирных жилых домов.
Управлением по вопросам координации капитального строительства администрации г. Махачкалы выдано разрешение на строительство 2-х 7-этажных многоквартирных жилых домов.
Исходя из взаимосвязанных положений ст.ст. 7,14,16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 3, пункта 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ, утверждение правил землепользования и застройки поселения, городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) являются комплексным нормативным правовым актом, разработанным исполнительными органами местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального и регионального градостроительного законодательства, местных нормативных правовых актов при участии депутатов представительного органа местного самоуправления и иных заинтересованных лиц (входящих в комиссию по подготовке проекта), а также мнением местного населения, выраженным путем проведения публичных слушаний, что следует из положений статей 1,3,8 главы 4 (статьи 30-40) ГрК РФ.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
26.05.2016 Собранием депутатов городского округа «город Махачкала» утверждены Правила землепользования и застройки г. Махачкалы.
Частью 3 ст. 34 указанных Правил, действовавших на момент выдачи градостроительного плана земельного участка и разрешения на строительство установлено, что минимальные размеры земельных участков для размещения многоквартирного средне этажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 кв.м на 1 кв.м общей площади жилых помещений.
В соответствии с п. 1. ч. 3 ст. 34 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26 мая 2016 г. N 9-5 минимальные размеры земельных участков для размещения средне этажного жилого дома рассчитываются исходя из нормы 1,31 м.2 на 1 м.2 общей площади жилых помещений, максимальные размеры - из нормы 1,59 м.2 на 1 м.2 общей площади жилых помещений.
Максимальная этажность средне этажных жилых домов в данной зоне - 8 этажей.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 40 указанных Правил максимальный коэффициент застройки земельного участка под коммерческую деятельность составляет 60%.
Согласно правоустанавливающим документам, площадь земельного участка составляет 3959 кв.м., площадь застройки 1462 кв.м.
В акте проверки от 16 октября 2018г., указано, что общая площадь квартир составила 12 445 кв.м., минимальный размер земельного участка должен составлять 16 303 кв.м. (12445 х 1,31 = 16 302,95), а фактически площадь земельного участка составляет 3 959 кв.м.
Таким образом, разрешение на строительство № 05-308-132-2017 от 24.05.2017 выдано с нарушением градостроительного законодательства, в связи с чем исковые требования в части признания несоответствующим закону и недействительным выдачу ответчикам указанного разрешения на строительство 7-этажных многоквартирных жилых домов (2 дома) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> необходимо признать не соответствующим закону и недействительным.
Возражения ответчика, что на момент разрешения спора действующее ПЗЗ с внесёнными 27.12.2017 изменениями не нарушены, не могут быть приняты во внимание, поскольку установлено, что на момент выдачи разрешения на строительство 24.05.2017 нарушены Правила землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 26 мая 2016 г. N 9-5.
Относительно требований прокурора г. Махачкалы об обязании приостановить строительство, признать самовольными постройками и снести самовольно возведенные строения до ввода их в эксплуатацию суд приходит к следующему.
Согласно статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Из акта проверки от 16 октября 2018 г., усматривается, что застройщиком Гаджиевым Ш.И., на собственном земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по <адрес>, ведется строительство двух 8-ми этажных многоквартирных жилых домов (1-й корпус эксплуатируется). Разрешение на строительство № от 24.05.2017г. выдано на строительство двух 7-ми этажных жилых домов (по факту 1-ый корпус 8-ми этажный жилой дом).
Определением суда от 26.03.2019 г. по гражданскому делу назначена строительно-техническая экспертиза. По результатам судебной экспертизы дано заключение эксперта № 707-19.
Согласно выводам указанного экспертного заключения, конструктивная характеристика 1-го, 2-го и 3-го.... 8-го этажей исследуемого здания свидетельствует о достаточном запасе прочности несущих и ограждающих конструкций (установлено, что марка бетонная на 1-8 этажах 240-250), которая позволяет произвести надстройку 10 этажа.
В связи с тем, что на момент проведения осмотра все основные несущие и ограждающие конструкции исследуемого здания, как снаружи, так и изнутри, находятся в рабочем состоянии, надстройка 8-го этажа не оказывает негативное воздействие на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, расположенного по адресу: <адрес> На момент проведения осмотра, на поверхностях несущих и ограждающих конструкций, отсутствовали какие-либо трещины, изгибы, отклонения от вертикали и горизонтали, а также прочие деформации, которые могли бы свидетельствовать о ненадежности, неустойчивости и угрозе обрушения здания.
Фундаменты и ограждающие конструкции (наружные и внутренние стены) жилого дома не противоречат требованиям СП15.13330.2012 "Каменные и армокаменные конструкции", СП22.13330.2011 "Основания зданий и сооружений". Техническое состояние конструкций здания - хорошее.
Объемно-планировочное решение и набор конструктивных элементов жилого дома имеют функциональную пожарную безопасность класса Ф.1.3, что соответствует требованиям СП112.13330.2012 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
Строение жилого здания не угрожает жизни и здоровью людей, имеется проезд для пожарных машин, отсутствует препятствия для обслуживания объектов, расположенных по соседству, не нарушает архитектурный облик города.
Указанное заключение судебной экспертизы суд находит достаточными и достоверными доказательствами в совокупности, опровергающие требования истца в части признания незаконным строительство возводимого ответчиками 8-ми этажного жилого многоквартирного дома, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца в указанной части, у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора г. Махачкала в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования городской округ «город Махачкала», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», Гаджиеву ФИО20 и Гаджиагаеву ФИО21, третье лицо Министерство строительства и ЖКХ РД о признании правового акта противоречащим закону, обязании приостановить строительство, признании 8-ого этажа самовольной постройкой, обязании снести его и приостановить эксплуатацию объекта капитального строительства до ввода его в эксплуатацию удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и недействительным разрешение № 05-308-132-2017 от 24.05.2017, выданное Управлением архитектурно-строительного надзора по г. Махачкала Гаджиеву ФИО22 на строительство 7-этажных многоквартирных жилых домов (2 дома) на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Ленинский районный суд гор. Махачкалы в течение одного месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.
В мотивированном виде решение составлено 27 августа 2019 года
Судья Багандов Ш.Б.