Дело № 2-201/2020
УИД 32RS0028-01-2020-000082-58
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2020 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Геращенко О.А., при секретаре Табуновой Н.В., с участием прокурора Зайцевой Н.М., представителя ответчика Рубайло Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Стародубского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском, требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что автомобильная дорога, соединяющая с.Пятовск и п.Днепровка является грунтовой и находится на территории Стародубского района, однако в границы какого-либо населенного пункта не входит. В результате обследования указанной автомобильной дороги с участием сотрудника ОГИБДД МО МВД РФ «Стародубский» установлено, что на протяжении проезжей части автомобильной дороги, состоящей из уплотненного грунта, имеются повреждения покрытия (ямочность) и характерная колейность, обочины отсутствуют. Однако, в нарушение требований действующего законодательства, работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части, созданию обочин без добавления новых материалов дороги и профилировки грунтовой дороги не проводились, что нарушает право граждан на свободное и беспрепятственное передвижение по дороге. По результатам проверки прокуратурой района в адрес главы администрации Стародубского муниципального района внесено представление. Также прокурором установлено, что на кадастровый учет поставлен земельный участок, по которому проходит только часть грунтовой автомобильной дороги, соединяющей с.Пятовск и п.Днепровка, остальная часть указанной автомобильной дороги пролегает по земельным участкам с кадастровыми номерами № и №, данные участки находятся в частной собственности. Достаточных мер по обеспечению бесперебойной транспортной доступности в п.Днепровка администрацией района не принято. В весенне-осенний период повышена угроза размывания грунтовой дороги осадками, вследствие чего доступ к поселку может быть осуществлен только на автомобилях повышенной проходимости, других путей проезда к поселку не имеется. В случае возникновения чрезвычайной ситуации населенный пункт может оказаться недоступным для подъезда бригад скорой медицинской помощи, аварийно-спасательных служб и патрульных автомобилей правоохранительных органов, что ставит под угрозу здоровье и жизнь жителей поселка, приводит к нарушению их прав на надлежащее транспортное обеспечение и доступность. Бездействие администрации Стародубского муниципального района подвергает опасности жизнь и здоровье граждан, влечет за собой неоправданное нарушение конституционных прав неопределенного круга лиц. Прокурор просил суд обязать администрацию Стародубского муниципального района определить категорию грунтовой автомобильной дороги, соединяющей с.Пятовск и п.Днепровка, принять меры для установления сервитута в отношении участков дороги, расположенных на земельных участках с кадастровым номером № и №, принять меры, направленные на обеспечение и поддержание бесперебойной транспортной доступности в п.Днепровка.
В ходе судебного разбирательства прокурор требования уточнил, отказался от исковых требований в части определения категории грунтовой автомобильной дороги, соединяющей с.Пятовск и п.Днепровка; принятия мер для установки сервитута в отношении участков дороги, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами №, просил суд обязать администрацию Стародубского муниципального района принять меры, направленные на обеспечение и поддержание бесперебойной постоянной транспортной доступности в <адрес>. Отказ прокурора от части требований принят судом, о чем вынесено определение от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании прокурор Зайцева Н.М. уточненные заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Стародубского муниципального района Брянской области Рубайло Н.Н. против удовлетворения требований возражала, пояснила, что грунтовая автомобильная дорога, соединяющая с.Пятовск и п.Днепровка Стародубского района Брянской области находится в ненадлежащем состоянии, однако принять меры к устранению данных недостатков администрация в настоящее время не может, так как земельный участок, по которому проходит часть спорной автомобильной дороги пролегает по земельным участкам, которые находятся в частной собственности. Администрация принимает меры к установлению публичного сервитута, однако до его установления не вправе расходовать средства местного бюджета на улучшение состояния данной автомобильной дороги.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав прения, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории РФ.
В силу п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст.13 указанного закона полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Федеральным законом от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ч.1 ст.17). Ремонт автомобильных дорог осуществляется в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (ч.1 ст.18).
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что грунтовая автомобильная дорога, соединяющая с.Пятовск и п.Днепровка находится на территории Стародубского района Брянской области, в границы какого-либо населенного пункта не входит. Также признается ответчиком и подтверждается материалами дела, что на протяжении проезжей части указанной автомобильной дороги имеются повреждения покрытия (ямочность) и характерная колейность, обочины отсутствуют, что подтверждается актами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", принятым Постановлением Росстандарта РФ от 26.09.2017 N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за содержание дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В ходе проведенной прокурором проверки выявлено неудовлетворительное состояние проезжей части участка автодороги, соединяющей с.Пятовск и п.Днепровка Стародубского района Брянской области, протяженностью 1.4 км, данный участок не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (л.д. 12,18, 21).
Ненадлежащее качество автомобильной дороги нарушает права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе, ввиду повышения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан, что является недопустимым.
По результатам проверки прокурором в адрес главы администрации Стародубского района вносились представления об устранении нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Вместе с тем достаточных мер к обеспечению и поддержанию бесперебойной транспортной доступности в п.Днепровка Стародубского района Брянской области ответчиком не принято.
Суд отклоняет как не обоснованные доводы представителя ответчика об отсутствии возможности проведения ремонта дороги до установления публичного сервитута в связи с тем, что часть дороги расположена на земельных участках, находящихся в частной собственности, поскольку обязанность органа местного самоуправления обеспечить транспортную доступность указанного населенного пункта возникла в силу закона и является безусловной.
При таких обстоятельствах суд соглашается с доводами прокурора о том, что отсутствие транспортной доступности в п.Днепровка Стародубского района Брянской области свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, возложенной законодательством Российской Федерации, что нарушает интересы неопределенного круга лиц, ставит под угрозу жизнь и здоровье жителей поселка в случае возникновения чрезвычайной ситуации.
Учитывая изложенное, заявленные исковые требования прокурора суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Стародубского района Брянской области удовлетворить.
Обязать администрацию Стародубского муниципального района Брянской области принять меры направленные на обеспечение и поддержание бесперебойной транспортной доступности в п.Днепровка Стародубского района Брянской области.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Стародубский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.А. Геращенко
Изготовлено 22.07.2020.