Дело № 2-3682/2023
44RS0001-01-2023-003036-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 сентября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием представителя истца Разина А.К., представителя ответчика ОГКУ «Центр социальных выплат» Тыщенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Торлоповой Ирины Германовны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» (ОГКУ «ЦСВ») о предоставлении меры социальной поддержки в виде денежной компенсации платы за электроотопление в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения,
УСТАНОВИЛ:
Торлопова И.Г. обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что является педагогическим работником с 01.08.1985. С 01.09.2012 и по настоящее время работает в сельской местности в муниципальном казенном общеобразовательном учреждении Островского района «Александровская средняя общеобразовательная школа» в должности воспитателя дошкольной группы (справка МКОУ «Александровская средняя общеобразовательная школа» № 61 от 14.06.2023). Проживает и зарегистрирована в сельской местности в частном жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее супругу, о чем свидетельствует справка администрации Островского сельского поселения и свидетельство о праве собственности. Отопление в жилом помещении, где проживает истец, осуществляется электрокотлом, что подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий. Этим же документом подтверждается отсутствие другого источника теплоэнергии в доме. Отдельное технологическое присоединение электроустановки (электрокотла) в квартире осуществлено 04.07.2017 и на электрокотел установлен отдельный счетчик, что подтверждается актом об осуществления технологического присоединения от 14.08.2017 №2829/2017. В расчетных документах электроотопление прописывается отдельной строкой с 04.07.2017. Фактически электрокотлом начали пользоваться только с 01.04.2023. Так как истец является педагогическим работником, проживающим и работающим в сельской местности, она в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в РФ» имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату отопления как педагогический работник, проживающий и работающий в сельской местности. Истец является получателем мер социальной поддержки по категории «Педагог, работающий и проживающий в сельской местности». Пользуясь данной мерой поддержки, она получала льготу только за электроснабжение. Когда в доме, где проживает истец, заработало электро-отопление, последняя обратилась к Ответчику с заявлением о компенсации электро-отопления в 100% размере. На данное заявление получен ответ от ответчика (Исх. №10711-02-05 от 19.04.2023), что истцу в течение отопительного периода (октябрь - апрель) будет компенсироваться только 485 кВт/час. в расчете на одного человека (на сегодняшний день супруг истца в ее жилом помещении не проживает и не зарегистрирован). За апрель 2023 года истец израсходовала 600 Квт энергии на сумму 2280 руб. Компенсировано ответчиком в июне 2023 года 1843 руб. (3,80 X 485). То есть не 100%. Истец считает такие действия ответчика незаконными и нарушающими ее права. Действия ответчика по предоставлению истцу, как педагогическому работнику муниципального образовательного учреждения Костромской области, проживающему и работающему в сельской местности меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате отопления жилого помещения истца (потребление электроэнергии электрокотлом в квартире) за период с 01.01.2020 в пределах нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 N 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» незаконны. Потребление электроэнергии электроконвекторами в квартире фиксируется отдельным счетчиком электроэнергии. Показания счетчика фиксируются в ОАО «Костромская сбытовая компания» и передаются в ЕИРКЦ. В соответствии с ними можно увидеть, сколько затрачено электроэнергии на отопление жилого помещения. Данная информация через единый расчетный центр поступает ответчику и на ее основании рассчитывается компенсация. На основании изложенного истец просит обязать ответчика предоставить меру социальной поддержки в виде денежной компенсации на оплату за отопление жилого помещения истца (потребление электроэнергии электрокотлом в жилом помещении), как педагогическому работнику муниципального казенного общеобразовательного учреждения Костромской области, проживающему и работающему в сельской местности, исходя из реально понесенных на это расходов без учета нормативов потребления электроснабжения, утвержденных Постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 №95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» с 01.04.2023.
В судебном заседании истец Торлопова И.Г., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не участвует.
Представитель истца Разин А.К. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Тыщенко Д.А. исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявление, согласно которому Торлопова И.Г. 24.09.1966 г.р. в ОГКУ «ЦСВ» с 01.12.2009 является получателем мер социальной поддержки на основании Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности» (далее - Закон) по категории «Педагогический работник» (пункт 7, части 1, статьи 3 Закона), Порядка предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденного постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а. В силу пункта 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. На основании пункта 2 статьи 4 Закона, педагогическим работникам предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за электроснабжение в пределах нормативов потребления, утвержденных исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов. В соответствии с постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит установлены нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющих право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству: в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) - 485 кВт/час; в неотопительный период (май-сентябрь) - 50 кВт/час. В связи с изложенным ОГКУ «ЦСВ» считает, что компенсация Торлоповой И.Г. за электроотопление должна предоставляться в пределах нормативов потребления, установленных для услуги «электроснабжение». Согласно п. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, в плату за коммунальные услуги включается: плата за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Следовательно, коммунальная услуга «электроотопление» Жилищным кодексом Российской Федерации не определена как отдельная коммунальная услуга и не включена в плату за коммунальные услуги. В подпунктах «е», «г» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, даны определения коммунальным услугам: «отопление» - это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, а также продажа топлива при наличии печного отопления; «электроснабжение» - это снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным сетям в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Определение «электроотопление» в Правилах отсутствует. Ответчик считает, что услуга «электроотопление» относится к коммунальной услуге «электроснабжение» и компенсация за данную услугу должна предоставляться исходя из нормы, установленной постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 г. № 95-а; просит исковые требования Торлоповой И.Г. оставить без удовлетворения в полном объеме.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что Торлопова И.Г. работает воспитателем дошкольной группы, осуществляет педагогическую деятельность в сельской местности в МКОУ «Александровская СОШ» с 01.09.2012 по настоящее время, что подтверждается справкой № 61 от 14.06.2023, копией трудовой книжки истца.
Согласно справке Администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, Торлопова И.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Указанное жилое помещение принадлежит ФИО1 на праве собственности, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 22.10.2010.
ФИО1 и Торлопова И.Г. состоят в зарегистрированном браке с <дата>.
Из материалов дела следует, что в жилом доме по адресу: <адрес> отопление (обогрев помещений) осуществляется собственным электрическим котлом, имеющим отдельный счетчик учета потребленной электроэнергии. Указанное обстоятельство подтверждается актом обследования жилищно-бытовых условий, составленным специалистом Администрации Островского сельского поселения Островского муниципального района Костромской области, актами об осуществлении технологического присоединения №2829/2017 А-Ц от 14.08.2017, о выполнении технических условий №2734/2017-Ц, техническими условиями для присоединения к электрическим сетям № 20457409 от 28.11.2016, составленными работниками ПАО «МРСК-Центра» - «Костромаэнерго».
Согласно справке ОГКУ «ЦСВ» от 19.04.2023, Торлопова И.Г. является получателем меры социальной поддержки, как педагогический работник, получает ежемесячную денежную компенсацию по оплате жилищно-коммунальных услуг: электроснабжение и отопление электрооборудованием.
Согласно справке ОГКУ «ЦРГ» от 24.08.2023, ЕДК за апрель 2023 года, выплаченная в июне, составила 1843 руб.
Согласно квитанции, представленной истцом, за апрель 2023 года начисления составили 380 руб. за электроэнергию, 2280 руб. за электроотопление.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют проживающие и работающие в сельской местности и городских поселках (поселках городского типа) педагогические работники областных государственных образовательных организаций и государственных организаций здравоохранения, находящихся в ведении Костромской области, муниципальных образовательных организаций и организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Костромской области.
Согласно ч. 2 ст. 4 данного Закона, для категорий граждан, указанных в п. 7 ч.1 ст. 3 настоящего Закона, устанавливаются следующие меры социальной поддержки:
1) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату жилого помещения без учета нормы предоставления площади жилого помещения;
2) ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов на оплату за следующие коммунальные услуги:
а) электроснабжение в пределах нормативов потребления, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов;
б) отопление жилого помещения (теплоснабжение) без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления;
в) газоснабжение в части расходования природного газа для отопления жилых помещений от газовых котлов в пределах нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых исполнительным органом государственной власти Костромской области в сфере государственного регулирования тарифов, в период отопительного сезона.
При наличии нескольких видов отопления мера социальной поддержки предоставляется по одному виду отопления.
Процедура выплаты компенсации урегулирована Порядком предоставления мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории Костромской области, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 04.05.2011 № 160-а (далее Порядок).
Согласно п.п. 7, 25, 26, Порядка, предоставление мер социальной поддержки осуществляется департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области через ОГКУ «Центр социальных выплат». Граждане производят оплату жилого помещения и коммунальных услуг в полном объеме в сроки, установленные ст. 155 ЖК РФ. Ежемесячная денежная компенсация назначается гражданам не более чем на одно жилое помещение. Размер ежемесячной денежной компенсации рассчитывается ОГКУ «ЦСВ» с учетом требований настоящего Порядка. Сведения о фактическом потреблении гражданами жилищно-коммунальных услуг за предыдущий месяц представляются в ОГКУ «ЦСВ» в порядке и по форме, предусмотренной соглашениями о взаимодействии между ОГКУ «ЦСВ» и поставщиками жилищно-коммунальных услуг.
В соответствии с п. п. 1, 1.3 постановления Администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области» в целях реализации мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством администрация Костромской области установила на территории Костромской области, для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нормативы потребления по электроснабжению в месяц на одного человека, имеющего право на получение такой поддержки согласно федеральному и областному законодательству, в частности, при использовании электроэнергии на работу электробытовых приборов, нужды освещения и электроотопления (для жилых помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными (квартирными) электроотопительными системами стационарного типа, при отсутствии электроплит): в течение отопительного периода (январь-апрель и октябрь-декабрь) - 485 кВт*час, в неотопительный период (май-сентябрь) - 50 кВт*час.
Анализируя приведенные положения законодательства, суд учитывает, что нормативы потребления электроэнергии в целях электроотопления установлены для оказания мер социальной поддержки без указания конкретных категорий лиц, для которых они подлежат применению. При этом вопрос применения либо неприменения данных нормативов к конкретной категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, следует разрешать, исходя из норм специального законодательства, которым предусмотрено право таких лиц на получение льгот и компенсаций.
На основании положений Закона Костромской области от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО «О мерах социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности» суд приходит к выводу, что указанные нормативы не подлежат применению при расчете компенсации лицам из категории «специалист, работающий и проживающий в сельской местности на территории Костромской области - педагогический работник» за отопление жилого помещения.
По смыслу приведенных положений данного Закона, компенсация предоставляется по одному виду отопления без учета нормы предоставления площади жилого помещения и нормативов потребления, за исключением отопления газовым котлом.
При таких обстоятельствах суд не находит состоятельными доводы ответчика, что в приведенных нормах Закона от 05.06.2006 № 31-4-ЗКО понятие «отопление» ограничено теплоснабжением от централизованной сети, а электроотопление подлежит отнесению к коммунальной услуге электроснабжение. В данном случае компенсации подлежат расходы на любой из видов отопления – централизованное теплоснабжение, газовое, электрическое, твердым топливом - исходя из цели потребления коммунального ресурса, при этом в отношении отопления с применением газоснабжения предусмотрена компенсация в пределах нормативов потребления. Предоставление компенсаций по иным видом отопления Законом не ограничено нормативами потребления.
Соответственно, исковые требования Торлоповой И.Г. подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в сумме 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Торлоповой Ирины Германовны к областному государственному казенному учреждению «Центр социальных выплат» удовлетворить.
Обязать областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» предоставлять Торлоповой Ирине Германовне, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, меру социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации оплаты за отопление жилого помещения (электроотопление) в размере фактических расходов без учета нормативов потребления услуги электроснабжения, утвержденных постановлением администрации Костромской области от 20.11.2006 № 95-а «Об утверждении нормативов потребления по электроснабжению для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в Костромской области», с 01.04.2023.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения «Центр социальных выплат» в пользу Торлоповой Ирины Германовны расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина