Мировой судья Шейкина Е.М. № 11-146/2022
№ 2-2408/2022
№ 64MS0090-01-2022-002911-07
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2022 г. г. Саратов
Октябрьский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Корчугановой К.В.,
при помощнике судьи Бекешевой А.С.,
с участием ответчика Талызина Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Талызина Н.Ю. на решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Саратова от 17 августа 2022 г. по гражданскому делу № 2-2408/2022 по исковому заявлению акционерного общества «Ситиматик» в лице Саратовского филиала АО «Ситиматик» к Талызину ФИО6 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО,
установил:
АО «Ситиматик» в лице Саратовского филиала АО «Ситиматик» обратилось к мировому судьей с иском к Талызину Н.Ю. о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО, мотивируя свои требования тем, что Талызин Н.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. АО «Ситиматик» осуществляет деятельность по обращению с ТКО на территории Саратовской области. Ответчик является потребителем коммунальной услуги, оказываемой региональным оператором. Единый тариф установлен и введен в действие с 12 августа 2018 г. Постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 г., от 20 декабря 2018 г., 14 февраля 2020 г. Согласно расчета задолженности по лицевому счету №, задолженность ответчика за предоставленную услугу за период с августа 2018 г. по май 2022 г. составляет 18036 руб. 40 коп., пени в размере 3350 руб. 99 коп. Поскольку задолженность не была оплачена, истец просил взыскать задолженность за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с августа 2018 г. по май 2022 г. в размере 18036 руб. 40 коп., пени в размере 3350 руб. 99 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 842 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района
г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Саратова от 17 августа 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
Талызин Н.Ю. не согласился с решением мирового судьи, подал апелляционную жалобу, указывая, что договор с истцом он не заключал; услуга АО «Ситиматик» ему не оказывалась; контейнеры расположены от его дома на значительном расстоянии, что является нарушением закона.
Учитывая изложенное, просил отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Саратова от 17 августа 2022 г., принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
Талызин Н.Ю. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить, дал пояснения аналогичные, что и в апелляционной жалобе.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав Талызина Н.Ю., проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое судебное постановление отмене не подлежит.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Талызин Н.Ю. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
23 января 2018 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО «Ситиматик» в лице СО АО «Ситиматик» (бывшее наименование ООО «Управление отходами») на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 г. заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Саратовской области.
12 июля 2018 г. в Саратовской областной газете «Регион 64» № 97 было опубликовано уведомление о публичной оферте, из которого следует, что в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, захоронение твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) на территории Саратовской области обеспечивается региональным оператором Саратовской области филиалом АО «Управление отходы» на основании соглашения от 23 января 2018 г. с уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области об организации деятельности. Потребители (собственники ТКО или уполномоченные ими лица) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Дата начала оказания услуг по обращению с ТКО 01 августа 2018 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, основываясь на нормах ст. ст. 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89 от 24 июня 1998 г., Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, исходил из наличия обязанности у ответчика, как собственника жилого помещения оплачивать спорную услугу, в связи с ее фактическим предоставлением.
Ответчиком сам факт неоплаты услуги не оспаривался, лишь указывалось на то, что он не пользуется данной услугой, поскольку утилизирует отходы по месту жительства, а также указывалось на несоблюдение нормативных требований по расположению контейнерной площадки.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, мировой судья, руководствуясь вышеуказанными положениями закона, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходил из того, что контейнерная площадка имеется, что не оспаривалось ответчиком. Возможность пользоваться указанной контейнерной площадкой у ответчика фактически имеется, то есть имеется возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО. Вывоз мусора с указанных площадок ответчик осуществляет надлежаще без нарушения нормативных требований. Определение места размещения контейнерных площадок не входит в компетенцию регионального оператора по обращению с ТКО, поэтому оно не несет ответственность за отсутствие контейнерных площадок на нормативно установленном расстоянии от жилого дома ответчика. Также обоснованно сделан вывод о фактическом существовании договорных отношений между истцом и ответчиком по обращению с ТКО, в связи с чем отсутствие договора в письменной форме не освобождает ответчика от оплаты данной услуги и не свидетельствует о нарушении его прав как потребителя.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" (далее - постановление от 19 декабря 2003 года N 23) разъяснено, что решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 постановления от 19 декабря 2003 года N 23).
Судебный акт мирового судьи соответствуют приведенным требованиям закона.
Доводы ответчика о том, что договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО с истцом не заключался, проверялись судом и получили оценку, оснований не согласиться с которой не имеется.
В силу части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
По смыслу пункта 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Из содержания пункта 8(17) раздела 1(1) Правил обращения с ТКО утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Частью 4 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Частью 4 указанной статьи Закона N 89-ФЗ установлена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя в срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно телекоммуникационной сети "Интернет".
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N 1156).
Суд первой инстанций пришел к правильному выводу о том, что отсутствие между сторонами договора в письменной форме не свидетельствует об отсутствии договорных отношений и не может являться основанием для неуплаты коммунальных платежей, поскольку в соответствии с действующим законодательством сложившиеся между сторонами отношения в отсутствие подписанного обеими сторонами письменного договора рассматриваются как договорные.
При отсутствии доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию отходов ответчиком, отсутствии соответствующих договоров с третьими лицами, суд также пришел к верному выводу о том, что ответчик пользуется коммунальной услугой, что предполагает возникновение у потребителя обязанности по ее оплате.
Доводы истца о том, что контейнерной площадкой у <адрес> он не пользуется, не освобождает его от несения расходов по оплате за коммунальные услуги по вывозу ТКО, поскольку материалами дела подтверждается, что ответчик является собственником жилого помещения, на нем как на участнике жилищных отношений лежит бремя расходов на содержание жилого помещения и оплаты коммунальных услуг, а также расходов по обращению ТКО.
При этом ответчик имеет возможность использовать для размещения ТКО имеющиеся контейнерные площадки, несмотря на то, что они расположены от его дома на расстоянии, превышающем предельные расстояния, установленные п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест». Обращение с ТКО на указанных контейнерных площадках ответчик АО «Ситиматик» осуществляет надлежащим образом в соответствии с нормативными требованиями, что ответчиком не оспаривалось.
Кроме того, хочется отметить, что в процессе жизнедеятельности ответчика образуются твердые бытовые отходы, которые он не имеют право утилизировать самостоятельно, в связи с чем довод о том, что он сам утилизирует отходы не может служить основанием к отмене судебного акта.
Выводы, изложенные в решение, мотивированы, соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.
Таким образом доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене судебного постановления, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергающих выводы суда, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), мировым судьей не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, суд
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 1 Октябрьского района г. Саратова, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 3 Октябрьского района г. Саратова от 17 августа 2022 г. по гражданскому делу № 2-2408/2022 по исковому заявлению акционерного общества «Ситиматик» в лице Саратовского филиала АО «Ситиматик» к Талызину ФИО8 о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО - оставить без изменения, апелляционную жалобу Талызину ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного постановления, исчисляемый со дня, следующего за днем принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Судья К.В. Корчуганова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 декабря 2022 г.