УИД 59RS0042-01-2021-001711-75
Судья Дьякова Н.В.
Дело № 7-452/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 07 апреля 2022 г.
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев жалобу Лобачева Андрея Сергеевича на постановление судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 31 января 2022 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 31 января 2022 г. (резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 27 января 2022 г.) Лобачев А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Лобачев А.С. выражает несогласие с постановлением судьи районного суда, просит прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании в краевом суде Лобачев А.С., извещенный надлежаще, участие не принимал.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Ш., направил возражения на жалобу, просит постановление судьи районного суда оставить без изменения, жалобу Лобачёва А.С. - без удовлетворения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, просмотрев видеозаписи, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Распоряжением Председателя Правительства Пермского края от 14 марта 2020 г. № 5-рпп «О введении для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС Пермского края режима функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС) Пермского края введен режим функционирования «Повышенная готовность» и установлен региональный уровень реагирования с 00.00 часов 15 марта 2020 г.
В связи с введением в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» издан Указ Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае»
В соответствии с пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (Правительство Российской Федерации в случае, предусмотренном подпунктом "а" пункта 2 настоящей статьи) или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе: осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Согласно статье 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На основании пункта 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417 граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
На основании пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417 при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны в том числе: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417 при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается, в том числе: осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 7.2 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121 «О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае» (в редакции по состоянию на 24 ноября 2021 г.) физические лица, находящиеся на территории Пермского края обязаны использовать средства индивидуальной защиты (маски) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах при участии в массовых мероприятиях, разрешенных в соответствии с настоящим Указом.
Как усматривается из материалов дела, 24 ноября 2021 г. около 18 час. 35 мин. Лобачев А.С. находился в общественном месте в магазине «***», расположенном по адресу: ****, без средств индивидуальной защиты (маски) в нарушение требований пункта 10 статьи 4.1, статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, пунктов 1, 3, 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. № 417, пункта 7.2 Указа Губернатора Пермского края от 20 августа 2020 г. № 121.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Лобачева А.С. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности по данной норме.
Факт совершения Лобачевым А.С. правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 24 ноября 2021 г., который составлен с участием Лобачева А.С.; рапортом сотрудника полиции Ш., из которого следует, что в ходе работы по материалу КУСП № 8727 совместно с сотрудниками полиции Б., Н. им был замечен Лобачев А.С., который 24 ноября 2021 г. в 18:35 находился в общественном месте по адресу: ****, в магазине «***» без средств индивидуальной защиты – маски; сообщением в полицию от директора магазина К. от 24 ноября 2021 г., из которого следует, что в магазине «***» по ул. ****, покупатель не одевает маску, ведет себя неадекватно; видеозаписями; показаниями свидетеля, директора магазина «***» К., данными в судебном заседании в районном суде, предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ, из которых следует, что 24 ноября 2021 г. Лобачев пришел в магазин на ул. **** г. Чернушка, хотел совершить покупки, подойдя на кассу, отказался надеть маску, все время находился без СИЗ в магазине.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Выводы судьи районного суда о наличии в действиях Лобачева А.С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, являются правильными. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о виновности Лобачева А.С. в совершении правонарушения, а его действиям дана верная юридическая оценка по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается факт нахождения Лобаче ва А.С. 24 ноября 2021 г. в период введенного в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в общественном месте в магазине «***», расположенном по адресу: ****, без средств индивидуальной защиты (маски).
Согласно частям 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно части 1 статьи 26.7 КоАП РФ документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 24 ноября 2021 г. соответствует положениям статьи 28.2 КоАП РФ, составлен уполномоченным должностным лицом, существо нарушения в нем надлежащим образом описано, все сведения о событии, месте и времени совершения правонарушения и о Лобачеве А.С., как лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе имеются.
Оснований не доверять сведениям, изложенным сотрудником полиции в протоколе об административном правонарушении от 24 ноября 2021 г., не имеется. Изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства согласуются с другими доказательствами по делу об административном правонарушении.
Таким образом, собранные доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости, в своей совокупности достаточны для установления вины Лобачева А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что органы местного самоуправления, органы государственной власти РФ Пермского края должны были обеспечить Лобачева А.С. сертифицированными средствами индивидуальной защиты органов дыхания, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на ошибочном толковании норм закона.
Из анализа положений ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, п. 1 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в их системной взаимосвязи следует, что граждане подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Поскольку распоряжением Председателя Правительства Пермского края № 5-рпп от 14 марта 2020 г. на территории Пермского края введен режим повышенной готовности, который на момент выявления административного правонарушения – 24 ноября 2021 г. не был отменен, обязанностью Лобачева А.С. являлось соблюдение связанных с ним ограничений, чего сделано не было, в связи с чем его действия содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Вопреки убеждению заявителя жалобы, действующие Правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации не предусматривают обязательного обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления граждан средствами индивидуальной защиты при введении режима повышенной готовности.
Ссылка автора жалобы на то, что сотрудники магазина «***» не предоставили ему сертифицированные средства индивидуальной защиты органов дыхания, не освобождает Лобачева А.С. от привлечения к административной ответственности, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность самого гражданина по обеспечению себя средствами защиты при пребывании в общественных местах.
Доводы жалобы на то обстоятельство, что обычные маски не являются средствами индивидуальной защиты и не защищают органы дыхания от коронавирусной инфекции, в связи с чем, требование одевать на лицо маску неизвестного происхождения и качества, закрывать ею органы дыхания незаконно, не освобождает Лобачева А.С. от привлечения к административной ответственности, поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность гражданина по использованию средств индивидуальной защиты.
Доводы жалобы заявителя о не разъяснении прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не принимаются, опровергаются протоколом об административном правонарушении. 24 ноября 2021 г. Лобачёв А.С. присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении, ему были разъяснены ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, от подписей он отказался в присутствии двух понятых К., И., а также показаниями в судебном заседании лица, составившего протокол об административном правонарушении.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, являлись предметом исследования и оценки судьи районного суда, не опровергают наличие в деянии Лобачева А.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта о привлечении Лобачева А.С. к административной ответственности.
Доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы привлекаемого и проверке законности обжалуемого акта не установлено.
Несогласие Лобачева А.С. с правовой оценкой его действий не свидетельствует о том, что судьей районного суда при вынесении в отношении него постановления о назначении административного наказания были допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Постановление о привлечении Лобачева А.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Лобачеву А.С. в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Лобачева А.С., судьей районного суда допущено не было.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены постановления судьи районного суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Чернушинского районного суда Пермского края от 31 января 2022 г., вынесенное в отношении Лобачева Андрея Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Лобачева А.С. - без удовлетворения.
Судья - (подпись)