УИД №
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сосногорск Республики Коми |
ДД.ММ.ГГГГ |
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Тарасова А.А., при секретаре Мухиной Г.А., с участием прокурора Жиряковой Е.П.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сосногорска к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сосногорска центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму,
установил:
Прокурор г. Сосногорска обратился в суд с иском к ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», с учетом уточнений, просил обязать ответчика устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму, а именно:
- в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здании взрослой поликлиники Нижнеодесская больница ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющую с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; создать резерв материальных средств для ликвидации последствий террористического акта;
- здание главного корпуса Нижнеодесской больницы ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>; детский поликлиники Нижнеодесской больницы ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>; главного корпуса Войвожская больница № ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>; детской консультации Войвожская больница №, расположенное по адресу: <адрес>, детской поликлиники ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
- в здании детской поликлиники ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес> обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка в деятельности ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ» на предмет соблюдения законодательства о противодействии терроризму, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности структурных подразделений учреждения, осуществляющих медицинскую деятельность в пгт.Нижний Одес и пгт.Войвож, которые приводят к нарушению прав пациентов, в частности несовершеннолетних, на комплексную безопасность их жизни и здоровья, а также свидетельствуют о нарушениях ч.3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ, ст.ст.4,19 Закона №323. В адрес главного врача учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако, фактически нарушения до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора Жирякова Е.П. на исковых требованиях настаивала.
Ответчик своего представителя в суд не направил, извещен, просил рассмотреть дело без его участия, представил отзыв на иск, из которого следует, что в адрес Министерства здравоохранения Республики Коми 19.07.2021 направлена информация о потребности финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности. Также Учреждением было направлено письмо с информацией о потребности в финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности в Министерства здравоохранения Республики Коми ДД.ММ.ГГГГ. При выделении денежных средств мероприятия по соблюдению нарушенных пунктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8, будут проведены.
Третье лицо Министерство здравоохранения Республики Коми, будучи надлежаще извещено, своего представителя в суд не направило.
Суд, заслушав пояснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ).
Согласно ст.4 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – закон №323-ФЗ), основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
В силу ст.19 Закона №323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
В силу ст. 2 Закона №35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с ч.3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ, юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35 Правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
В силу п.11 разд.II Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является, в том числе выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Постановлением Правительства РФ от 13.01.2017 №8 (в ред. от 05.03.2022) утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).
Данные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий) (п. 1 Требований).
Согласно п. 2 Требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, отдельных зданий (строений и сооружений), части зданий (строений и сооружений), имеющие отдельные входы (выходы), правообладателями которых являются Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство и его территориальные органы, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальные органы, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству организации, подведомственные Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения организации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере охраны здоровья, и иные организации, осуществляющие медицинскую и фармацевтическую деятельность (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий)).
Согласно ч.4 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
На основании ч.5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится их категорирование.
Категорирование осуществляется, в частности при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.
В соответствии с п. 1.7, 1.8 Устава ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», учредителем и собственником имущества ГУБЗ РК «Сосногорская ЦРБ» является Республика Коми. Функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство здравоохранения Республики Коми.
В силу положений п. 1.16 Устава ГУБЗ РК «Сосногорская ЦРБ» в ее состав входят территориально обособленные структурные подразделения, в том числе детская поликлиника, <адрес>; Нижнеодесская больница, <адрес>; Войвожская больница №, <адрес>.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой города Сосногорска, выявлены нарушения в деятельности структурных подразделений учреждения, осуществляющих медицинскую деятельность в пгт.Нижний Одес и пгт.Войвож.
Так, на объекте взрослая поликлиника Нижнеодесская больница, расположенная по адресу: <адрес> (третья категория) выявлены нарушения п.16 «б» Требований в части невыполнения мероприятий по оборудованию объекта системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение объекта не менее 1 месяца; п. 16.1 «г» Требований в части необеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; п.16.1 «и» в части создания резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
На объектах главный корпус Нижнеодесская больница, расположенном по адресу: <адрес> (четвертая категория), детская поликлиника Нижнеодесская больница, расположенном по адресу: <адрес> (четвертая категория) выявлено нарушение п. 16 «б» Требований в части невыполнения мероприятий по оборудованию объекта системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
На объектах Войвожская больница №, расположенном по адресу: <адрес>третья категория) детская консультация Войвожская больница №, расположенном по адресу: <адрес> (четвертая категория) выявлены нарушения п.16 «б» Требований в части невыполнения мероприятий по оборудованию объекта системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца.
В соответствии с пп. «б», «н» п. 16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия в том числе по оборудованию системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; а также по своевременному оповещению работников и посетителей (пациентов) объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечение технических возможностей эвакуации.
В судебном заседании установлено, и не отрицается ответчиком, что ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ» мероприятия по антитеррористической защищенности территориально обособленных структурных подразделений, а именно: детской поликлиники, <адрес>; Нижнеодесской больницы, <адрес>; Войвожской больницы №, <адрес> не выполняются.
В соответствии с п. 7 Требований для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия). В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники объекта (территории), а также представители территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).
Таким образом, судом установлено, что ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ» нарушает положения федерального законодательства о противодействии терроризму.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города Сосногорска в адрес главного врача ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ» внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако, фактически нарушения до настоящего времени не устранены.
Поскольку установлено, что выявленные нарушения приводят к нарушению прав пациентов, в частности несовершеннолетних, на комплексную безопасность их жизни и здоровья, а также свидетельствуют о нарушениях ч.3.1 ст.5 Закона №35-ФЗ, ст.ст.4,19 Закона №323, требования прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок до ДД.ММ.ГГГГ для оборудования системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; создания резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта, суд исходит из требований ст. 206 ГПК РФ, а также из требований разумности и достаточности, объема необходимых работ, а также количества структурных подразделений, которые требуют приведения их в соответствие с положениями законодательства об антитеррористической защищенности.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Сосногорска к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Сосногорска центральная районная больница» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о противодействии терроризму – удовлетворить.
Обязать государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Коми «Сосногорская центральная районная больница» в срок до ДД.ММ.ГГГГ в здании взрослой поликлиники Нижнеодесская больница ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать систему видеонаблюдения, позволяющую с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца; обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны; создать резерв материальных средств для ликвидации последствий террористического акта;
- здание главного корпуса Нижнеодесской больницы ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>; детский поликлиники Нижнеодесской больницы ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>; главного корпуса Войвожская больница № ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>; детской консультации Войвожская больница №, расположенное по адресу: <адрес> детской поликлиники ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенное по адресу: <адрес>, оборудовать системой видеонаблюдения, позволяющей с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения обеспечивать непрерывное видеонаблюдение потенциально опасных участков и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных не менее 1 месяца;
- в здании детской поликлиники ГБУЗ РК «Сосногорская ЦРБ», расположенной по адресу: <адрес> обеспечить охрану объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья А.А. Тарасов
Копия верна: А.А. Тарасов