дело №
16RS0№-79
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 мая 2019 года гор. Казань
Мотивированное решение
изготовлено 17 мая 2019 года
Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи А.Х. Закировой,
при секретаре судебного заседания Л.А. Билаловой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Кириллов А.В. к Кириловой С.М. действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетнего Кириллова В.А. о прекращении право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учёта,
у с т а н о в и л :
Кириллов А.В. обратился в суд с иском к Кириловой С.М., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Кириллова В.А., о прекращении право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учёта. В обоснование иска указал, что по договору найма жилого помещения Кириллову В.В. и членам его семьи передано во владение и пользование жилое помещение - <адрес> по <адрес>. После смерти Кириллову В.В. в указанной квартире проживает Кириллов А.В. и несет бремя содержания жилого помещения. Также в квартире зарегистрированы бывшая супруга истца Кириловой С.М. и несовершеннолетний сын Кириллова В.А. Брак между супругами расторгнут. Ответчики с 2011 года в указанной квартире не проживают, личных вещей в квартире не имеют, коммунальные платежи не оплачивают. Истец считает, что регистрации ответчиков по указанному адресу нарушают его права пладения и пользования жилым помещением.
Истец просит прекратить право пользования Кириллова В.А. жилым помещением по адресу: <адрес> <адрес>; снять Кириллова В.А. с регистрационного учета по указному адресу. Прекратить право пользования Кирилловой С.М. жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес>; снять Кириловой С.М. с регистрационного учета по указному адресу.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Ответчик Кириловой С.М. действующая в своих интересах, и в интересах несовершеннолетнего Кириллова В.А. в судебном заседании с исковыми требованиями в отношении Кириловой С.М. согласилась. В удовлетворении требования в отношении несовершеннолетнего Кириллова В.А. просила отказать, пояснив, что нарушаются жилищные права его несовершеннолетнего сына.
Представитель ответчик поддержал доводы ответчика, представил возражение на исковое заявление.
Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного заседания третье лицо Кириллова Т.А. в суд не явилась.
Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, изучив имеющиеся материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст. 10 ЖК РФ).
Временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов его семьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностей по договору социального найма (часть 1 статьи 71 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 32 Постановления от 02.07.09 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК РФ). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица (наймодатель, наниматель, члены семьи нанимателя) вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании части 3 статьи 83 ЖК РФ в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма.
Разрешая споры о признании нанимателя, члена семьи нанимателя или бывшего члена семьи нанимателя жилого помещения утратившими право пользования жилым помещением по договору социального найма вследствие их постоянного отсутствия в жилом помещении по причине выезда из него, судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др. (абзац 2 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
При установлении судом обстоятельств, свидетельствующих о добровольном выезде ответчика из жилого помещения в другое место жительства и об отсутствии препятствий в пользовании жилым помещением, а также о его отказе в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору социального найма, иск о признании его утратившим право на жилое помещение подлежит удовлетворению на основании части 3 статьи 83 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с расторжением ответчиком в отношении себя договора социального найма (абзац 3 пункта 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Судом установлено, что <адрес>А по <адрес> передана Кириллову В.В. по договору найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-21)
Кирилов В.В. умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22).
Членами семьи нанимателя являлись сын - Кириллов А.В., сноха - Кириловой С.М. и внук - Кириллова В.А. Данные лица состоят на регистрационном учете в указанном жилом помещении (л.д. 23-24).
Согласно свидетельству о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ брак между Кириллов А.В. и Кириловой С.М. расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка №5 по Авиастроительному судебному району гор. Казани (л.д. 25).
С 2003 года ответчики выехали с указанного жилого помещения, вывезли личные вещи. Кириловой С.М. коммунальные платежи не оплачивает, попыток вселения в жилое помещение не предпринимает.
Данные обстоятельства ответчиком Кириловой С.М. не оспариваются.
Не проживание ответчицы по спорному адресу с 2011 года подтверждается и актом соседей (л.д. 27), актом о проживании обслуживающей организации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26).
Иск в этой части Кирилловой С.М. признан, суд принимает признание иска ответчиком.
Принцип равенства прав граждан, предусмотренный статьей 19 Конституцией РФ, подразумевает добросовестное пользование правами всех участников жилищных правоотношений. Участник жилищных правоотношений обязан понимать последствия не проживания и невыполнения обязанностей по договору найма, поскольку недобросовестным поведением нарушает права других лиц.
Таким образом, регистрация ответчицы является лишь административным актом, носит формальный характер, не влечет автоматического признания права на жилую площадь, не влияет на возникновение, изменение и прекращение жилищных правоотношений в соответствии с Законом РФ от 23 июня 1993 г. "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Поскольку формальная регистрация ответчицы нарушает права собственника жилого помещения, а ее действиями создаются возможности для злоупотребления правом со своей стороны, что противоречит основным началам гражданского законодательства (ст. 1 ГК РФ) и не может иметь места с учетом положений ч. 3 ст. 17 Конституции РФ (осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц) и п. 1 ст. 10 ГК РФ (недопустимость при осуществлении гражданских прав злоупотребления правом), то исковые требования в отношении ответчицы Кириловой С.М. подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований в отношении несовершеннолетнего Кириллова В.А. по следующим основаниям.
Истец просит признать несовершеннолетнего сына прекратившим право пользования спорным жилым помещением и снять его с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Между тем, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Семейные отношения между родителями и детьми (как несовершеннолетними, так и совершеннолетними) регулируются семейным законодательством (ст. ст. 2 и 4 СК РФ), основаны на факте происхождения детей от конкретных родителей (гл. 10 СК), прекращаются по основаниям, предусмотренным семейным законодательством (лишение родительских прав, усыновление (удочерение), смерть).
Как следует из пункта 14 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей, их обязанности заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка (пункт 1 статьи 55, пункт 1 статьи 63 СК РФ), в том числе на жилищные права. Поэтому прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением в контексте правил части 4 статьи 31 ЖК РФ.
Являясь сыном нанимателя спорной квартиры, то есть членом его семьи, несовершеннолетний Кириллова В.А. сохраняет право пользования указанным жилым помещением, поскольку был вселен и зарегистрирован по спорному адресу в качестве члена семьи истца в установленном порядке. А факт не проживания несовершеннолетнего на спорной жилой площади не влечет за собой изменение ее жилищных прав и обязанностей, поскольку ребенок в настоящее время в силу своего возраста не имеет возможности самостоятельно реализовывать свои жилищные права, в связи с чем живет с матерью. Факт не проживания на спорной жилой площади был обусловлен исключительно действиями родителей ребенка. Лишение ребенка права пользования жилым помещением может повлечь нарушение его прав, что противоречит действующему законодательству и Конвенции о правах ребенка.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные доказательства по делу в их совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
иск Кириллов А.В. к Кириловой С.М. действующей в своих интересах, и в интересах несовершеннолетнего Кириллова В.А. о прекращении право пользования жилым помещением со снятием с регистрационного учёта удовлетворить частично.
Прекратить право пользования Кириловой С.М. жилым помещением - квартирой <адрес> <адрес> со снятием с регистрационного учета.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: А.Х.Закирова.