Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1393/2023 (2-10054/2022;) ~ М-9093/2022 от 16.12.2022

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2023 года                                                                    <адрес>

Балашихинский городской суд <адрес> в составе судьи Строчило С.В., при помощнике судьи ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки по месту фактического проживания по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Свои требования мотивировал тем, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части , является ветераном боевых действий, постоянно зарегистрирован с членами семьи: супругой, сыном и дочерью по месту прохождения военной службы, а именно: по адресу нахождения войсковой части - <адрес>, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ истцу и членам его семьи на основании договора пользования служебного жилого помещения заключенного между ФИО1 и войсковой частью было предоставлено служебное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, где он проживает по настоящее время и оплачивает жилищно-коммунальные услуги.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему как ветерану боевых действий мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг в размере 50%. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано решение об отказе в предоставлении указанных льгот на том основании, что адрес фактического проживания не соответствует адресу регистрации по месту жительства. С данным отказом он не согласен, поскольку считает, что имеет право на получение мер социальной поддержки вне зависимости от места регистрации жительства.

Просит суд признать незаконным отказ Балашихинского управления социальной защиты населения в предоставлении ему компенсации по оплате жилого помещения и обязать ответчика предоставить ему меру социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% по месту фактического проживания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ч. 1 ст. 41 ГПК РФ с согласия истца допущена замена ненадлежащего ответчика – Управление социальной защиты населения <адрес> надлежащим ответчиком – Министерство социального развития <адрес>.

В судебное заседание ФИО1 не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.

Представитель Министерства социального развития <адрес>, уведомленный надлежащим образом о дне и времени слушания дела в судебное заседание не явился.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», статьёй 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов боевых действий.

Как установлено п. 1 ст. 13 указанного выше Федерального закона, социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в том числе, получение и содержание жилых помещений, оплату коммунальных услуг.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах», ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда.

В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (часть 3 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По смыслу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»).

Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных ст. 14-19 и 21 данного Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п. 1 ст. 23.2 мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>», устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым, в том числе, относятся ветераны боевых действий в соответствии со ст. 3 ФЗ «О ветеранах».

В соответствии с преамбулой данного Закона, он в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>», ветераны боевых действий имеют право, в том числе, на ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% стоимости коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).

Статьей 1.1 данного Закона его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>.

Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, в том числе платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива в денежной форме определяются Порядком предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N

В силу п. 3 Порядка компенсация назначается территориальными структурными подразделениями Министерства социального развития <адрес> (далее - территориальное подразделение Министерства) по месту жительства получателя в размерах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.

Выплата компенсации носит заявительный характер. Компенсация назначается получателю с 1-го числа месяца, в котором поступило обращение со всеми необходимыми документами в соответствии с п.19 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. N

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является военнослужащим, ветераном боевых действий и имеет права и льготы, установленные пунктом 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах».

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрирован по адресу восковой части: мкр. <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ между войсковой частью и ФИО1 был заключен договор найма служебного жилого помещения , согласно которому ФИО1 и членам его семьи было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. С момента заключения договора и по настоящее время ФИО1 со своей семьей постоянно проживает в данной квартире, несет ответственность за сохранность имущества и оплату коммунальных платежей в занимаемом ими жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Балашихинское управление социальной защиты населения с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации по оплате жилого помещения по категории «Ветеран боевых действий» по месту фактического проживания, предоставив соответствующие документы.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> ФИО1 по результатам рассмотрения его обращения, был дан ответ об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации по оплате за жилое помещение по категории «Ветеран боевых действий» по причине отсутствия у него постоянной регистрации по адресу фактического проживания.

В силу п. 3 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

Согласно ст. 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Однако регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона установлено, что местом жительства гражданина является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

На основании анализа указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Из представленных истцом документов следует, что истец и его семья постоянно проживают по адресу: <адрес>, микрорайон Кучино, <адрес>, и оплачивают коммунальные платежи в занимаемом ими жилом помещении.

То обстоятельство, что истец и члены его семьи не имеют постоянной регистрации по данному месту жительства, не является основанием для лишения истца предоставления гарантированных ему законом мер социальной поддержки. Истцом предоставлено достаточно объективных доказательств, свидетельствующих о его фактическом проживании совместно с членами семьи по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позициях, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным Федеральным Законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.

Регистрация является не единственным доказательством постоянного места жительства гражданина, которое может быть установлено на основании совокупности иных доказательств.

Между тем, суд не находит оснований для обязания ответчика предоставить ФИО1 меру социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50% с момента заключения договора пользования служебного жилого помещения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку предоставление меры социальной поддержки носит заявительный характер, а с таким заявлением ФИО1 обратился в Управление социальной защиты населения по г.о. Балашиха лишь ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с чем, суд находит подлежащим, признать за ФИО1 право на получение мер социальной поддержки как ветерану боевых действий по месту его фактического проживания по адресу: <адрес>, микрорайон Кучино, <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что решение Министерства социального развития <адрес> не может быть признано незаконным, поскольку у Министерства социального развития <адрес> не имелось правовых оснований для вывода о постоянном проживании истца по месту пребывания по представленным документам. Министерство социального развития <адрес> не наделено правом устанавливать факты, имеющие юридическое значение.

Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным отказ в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на получение мер социальной поддержки – удовлетворить частично.

Признать за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт серии , право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ «О ветеранах» по адресу: <адрес>, микрорайон Кучино, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения об отказе в назначении денежной компенсации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Балашихинский городской суд <адрес>.

Судья:                                                         Строчило С.В.

Решение принято судом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:                                                         Строчило С.В.

2-1393/2023 (2-10054/2022;) ~ М-9093/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Попов Вячеслав Васильевич
Ответчики
Министерство социального развития МО в лице Балашихинского управления социальной защиты населения Министерства социального развития МО
Суд
Балашихинский городской суд Московской области
Судья
Строчило Светлана Владимировна
Дело на странице суда
balashihinsky--mo.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2023Подготовка дела (собеседование)
17.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее