Судья Безденежный Д.В. № 33-9821/2022
№ 2-802/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 октября 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Мельниковой О.А.,
судей Кривицкой О.Г., Дудовой Е.И.,
при секретаре Гилязовой Р.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области на решение Ставропольского районного суда Самарской области от 22 апреля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Кривицкой О.Г., объяснения в поддержание жалобы ФИО2 ответчика администрации м.р. Ставропольский Самарской области по доверенности ФИО6, возражения на жалобу представителей истца ФИО1 по доверенности ФИО7, пояснения ФИО2 третьего лица ООО «Газпром трансгаз Самара» по доверенности ФИО8, судебная коллегия суда апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о взыскании убытков, указав, что приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 № 261-п земельный участок с кадастровым номером № был в установленном порядке включен в границы села Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области, с установлением вида разрешенного использования: «под малоэтажное жилищное строительство».
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрел право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, образованного из земельного участка с кадастровым номером №, с местоположением: <адрес>
Земельный участок с кадастровым номером №, расположен в пределах зоны минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов ОАО "Газпром".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области сообщило о том, что в 2004 году проведена инвентаризация земельных участков под объектами ПАО «Газпром» (границы земельных участков под надземными элементами газопровода на территории Ставропольского района Самарской области утверждены постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ №), а в 2012 году муниципальным районом Ставропольский подписано двухстороннее соглашение об использовании земель, направленное на предотвращение нарушений охранных зон и минимальных расстояний магистральных газопроводов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Самара» сообщает главе администрации с. Ягодное о том, что на территории <адрес>, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду 1200 мм. 1 класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115 (Т.1 л.д.196).
Истец не был уведомлен о наличии каких-либо ограничений в использовании земельного участка по его целевому назначению.
При осуществлении строительства до момента, когда он мог узнать о нахождении спорного земельного участка в зоне минимально-допустимых расстояний, ФИО1 начал возводить на земельном участке индивидуальный жилой дом, создал неотделимые улучшения земельного участка.
По состоянию на текущий момент истец не вправе использовать по назначению и распоряжаться по своему усмотрению объектом капитального строительства, возведенным на участке. Более того, истец обязан осуществить полный демонтаж возведенных конструкций.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО1 просит суд взыскать с ответчика убытки в виде стоимости строительства: убытки в виде стоимости возведения объекта незавершенного строительством – жилого дома в размере 1363902 рубля; убытки в виде строительства бани с верандой в размере 968462 рубля; убытки в виде строительства сарая в размере 188831 рублей; убытки в виде строительства забора в размере 65 250 рублей; убытки в виде строительства скважины на воду в размере 198431 рублей, убытки в виде строительства септиков в количестве трех штук в размере 133 580 рублей; убытки в виде разницы рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:32:1603005:134 без учета ограничений прав на застройку и с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением в границах минимальных расстояний до газопровода в размере 291400 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 10000 рублей.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от 22 апреля 2022 года исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района Ставропольский Самарской области удовлетворено.
Взыскано с администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в пользу ФИО1:
- убытки в виде стоимости возведения объекта незавершенного строительством – жилого дома в размере 1363902 рубля;
-убытки в виде строительства бани с верандой в размере 968462 рубля;
-убытки в виде строительства сарая в размере 188831 рублей;
- убытки в виде строительства скважины на воду в размере 198431 рублей,
- убытки в виде разницы рыночной стоимости земельного участка с КН № без учета ограничений прав на застройку и с учетом установленных ограничений в связи с его нахождением в границах минимальных расстояний до газопровода в размере 291400 рублей,
- расходы на оплату государственной пошлины в размере 10000 рублей,
а всего: а всего 3 219856 рублей 00 копеек.
Взыскана с администрации м.р. Ставропольский Самарской области в пользу местного бюджета государственная пошлина в размере 13973 рубля.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении иска.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации м.р. Ставропольский Самарской области ФИО6 поддержала доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям с дополнительными пояснениями, просила решение суда отменить.
Представитель истца ФИО1 ФИО7 возражали относительно доводов апелляционной жалобы, представитель третьего лица ООО «Газпром трансгаз Самара» ФИО8 просили решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о деле на официальном сайте Самарского областного суда.
В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения ФИО2 сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Ставропольского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу № установлено, что Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 № 261-п «О включении земельного участка в границы села Ягодное муниципального района <адрес>», в границы <адрес> включен земельный участок сельхозугодий площадью 56003,00 кв.м. с кадастровым номером № с переводом данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов и установлением вида разрешенного использования земельного участка – под малоэтажное жилищное строительство.
Указанное решение принято на основании заключения и документов, представленных главой администрации сельского поселения Ягодное муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, полагавшего возможным включение земельного участка в состав земель сельского поселения.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области сообщило о том, что в 2004 году проведена инвентаризация земельных участков под объектами ПАО «Газпром» (границы земельных участков под надземными элементами газопровода на территории <адрес> утверждены постановлением главы от ДД.ММ.ГГГГ №), а в 2012 году муниципальным районом Ставропольским было подписано двухстороннее соглашение об использовании земель, направленное на предотвращение нарушений охранных зон и минимальных расстояний магистральных газопроводов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Самара» сообщает главе администрации <адрес> о том, что на территории <адрес>, планируемой к использованию, расположены действующие магистральные газопроводы ОАО «Газпром»: МГ Уренгой-Новопсковск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); МГ Уренгой-Петровск, Ду 1200 мм. 1 класс (Ру 75 кгс/см); МГ Челябинск-Петровск, Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); Г/п - отвод к ГРС-115, Ду 100 мм Ду1400 мм, I класс (Ру 75 кгс/см); ГРС-115 (т.1 л.д.196).
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному начальником ЛЭС Тольяттинского ЛПУМГ и главным архитектором Ставропольского района, газопроводы ООО «Газпром трансгаз Самара» нанесены на карты землепользования Ставропольского района правильно и в полном объеме.
Аналогичные акты составлялись также ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, каждые три года.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром Трансгаз Самара» и администрацией муниципального района Ставропольский заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района Ставропольский Самарской области, находящихся в охранных, санитарно-защитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон.
Согласно п. 1.5, соглашение является обязательным для исполнения ООО «Газпром трансгаз Самара» и органами власти и управления муниципального района Ставропольский.
В силу п.6.2 Соглашения муниципальный район Ставропольский обязан, в том числе, при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4 оборудованию опасных производственных объектов (п.п. «в»): давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний; получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах» (п.п. «д»).
Согласно п.п. «з» п.6.2 Соглашения, м.р. Ставропольский обязан не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара».
Такие акты составлялись ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителей администрации м.р. Ставропольский, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе, в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2); обеспечить соблюдение зон минимально-допустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3).
ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником земельного участка, площадью 913 кв.м., назначением земли населенных пунктов, под малоэтажное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно акту осмотра объекта, находящегося в зоне минимально-допустимых расстояний до магистральных газопроводов Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2) 909-910 км, Уренгой-Петровск (диаметр 1220 мм, рабочее давление 75 кг/см2) 2423-2424 км, Уренгой-Новопсков (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2) 2423-2424 км, акту о полевых геодезических измерениях земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, составленных с участием администрации муниципального района Ставропольский Самарской области, с приглашением ФИО1, не явившегося на осмотр, установлено, что на спорном земельном участке, принадлежащем ФИО1, расположено два одноэтажных здания, фундамент, подведено электроснабжение.
В результате обследования установлено, что земельный участок ФИО1 расположен на расстоянии 274 м, а фундамент на расстоянии 278 м. от магистрального газопровода «Челябинск-Петровск».
Градостроительным регламентом указанной территориальной зоны предусмотрен вид разрешенного использования «Индивидуальная жилая застройка» в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка.
Как на момент возникновения права собственности, так и по состоянию на текущий момент ограничения (обременения) в отношении указанного земельного участка не зарегистрированы.
В 2021 году ФИО1 стало известно о том, что используемый им земельный участок расположен в пределах зоны минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов ОАО «Газпром».
В 2004 году обществом проведена инвентаризация земельных участков, занятых имущественными комплексами газоснабжения ОАО «Газпром» и расположенными в <адрес>.
Дело инвентаризации земельных участков с указанием перечня недвижимого имущества ОАО «Газпром» в Ставропольском районе Самарской области на ДД.ММ.ГГГГ, сводных ведомостей площадей, а также межевые дела по каждому из объектов переданы Комитету по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> по акту государственного контроля за установлением границ и приемки землеустроительного дела от ДД.ММ.ГГГГ.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области письмом сообщило о том, что в 2004 году проведена инвентаризация земельных участков под объектами ПАО «Газпром» (границы земельного участка под надземными элементами газопровода на территории Ставропольского района Самарской области утверждены постановлением главы Ставропольского района от ДД.ММ.ГГГГ №).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 16.09.2009 № 261-п земельный участок с кадастровым номером № в установленном порядке включен в границы села Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области, с установлением вида разрешенного использования: «под малоэтажное жилищное строительство».
Согласно протоколу совещания по вопросам соблюдения зон минимально допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций ОАО «Газпром» на территории м.р. Ставропольский от 28.04.2010, проведенного с участием представителей администрации м.р. Ставропольский, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе, в случае, если в зонах минимально-допустимых расстояний магистральных газопроводов и газораспределительных станций планируется строительство зданий, строений и сооружений, перед получением разрешительной документации по строительству, рекомендовать застройщику (заказчику) согласовать размещение объекта с ООО «Газпром трансгаз Самара» (п. 1.2); обеспечить соблюдение зон минимально допустимых расстояний МГ на подконтрольной территории согласно требованиям СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* «Магистральные трубопроводы», а также охранных зон согласно «Правилам охраны магистральных трубопроводов» (п.3.3).
Решением Собрания Представителей сельского поселения Ягодное № от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок с кадастровым номером 63:32:1603005:153 отнесен к зоне Ж8 (зона комплексной застройки).
ФИО1 возвел на участке индивидуальный жилой дом, создал неотделимые улучшения земельного участка.
Согласно отчету ООО «РусОценка» № от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость незавершенного строительством жилого дома равна 1 363 902 рублей; баня с верандой – 968462 рубля, сарай - 188 831 рублей, забор - 65 250 рублей, скважина на воду с оборудованием - 198 431 рублей, септики в количестве 3 единиц - 133 580 рублей.
Согласно заключению экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного ООО «РусОценка» следует, что рыночная стоимость земельного участка с КН 63:32:1603005:134, общей площадью 913 кв.м., с разрешенным использованием - под малоэтажное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, без учета каких-либо ограничений - 485 700 рублей, земельного участка с КН №, общей площадью 913 кв.м., с разрешенным использованием - под малоэтажное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, с учетом ограничений, связанных с нахождением земельного участка в пределах минимального расстояния до магистрального газопровода 194 300 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером № находится в границах зоны минимальных расстояний объектов повышенной опасности - магистральных газопроводов Челябинск-Петровск (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой-Петровск (диаметр 1220 мм, рабочее давление 75 кг/см2), Уренгой-Новопсков (диаметр 1420 мм, рабочее давление 75 кг/см2), проходящих в одном коридоре.
Данные газопроводы находятся во владении и эксплуатации ООО «Газпром Трансгаз Самара». Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой-Петровск, Челябинск-Петровск построены под землями сельскохозяйственного назначения в соответствии с проектной документацией, нормативными требованиями, действовавшими в период строительства. Газопроводы введены в эксплуатацию в 1980-1982 гг. государственными приемочными комиссиями в установленном законодательством Российской Федерации порядке, задолго до включения исходного земельного участка с кадастровым номером № в границы с. Ягодное в 2009 году.
Магистральные газопроводы Уренгой-Новопсков, Уренгой-Петровск, Челябинск-Петровск внесены в реестр опасных производственных объектов (ОПО), что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А53-02649, выданным Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора Российской Федерации. Как ОПО, газопроводы определяются совокупностью опасных производственных факторов перекачиваемой среды: взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа, которые могут повлечь разрушение газопровода или его элемента, разлет металла и грунтов, возгорание продукта при разрушении газопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара, взрыв газовоздушной смеси, обрушение и повреждение зданий, строений, сооружений, установок, пониженную концентрацию кислорода, дым, токсичность продукции.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что сведения об охранной зоне в Единый государственный реестр (ЕГРН) не внесены; не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец знал или мог знать о наличии ограничений в использовании принадлежащего ему земельного участка. Администрация м.р. Ставропольский не уведомила ФИО1 о правовом статусе принадлежащей ей земли. ФИО1 приступил к освоению земельного участка с кадастровым номером №, возвел на участке индивидуальный жилой дом, создал неотделимые улучшения земельного участка. У истца отсутствовала обязанность обратиться к ответчику за выдачей разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства.
Указав, что до 2015 года действовавшее законодательство Российской Федерации относило охранные зоны и минимальные расстояния до объектов газоснабжения к объектам землеустройства, суд признал, что ответственность за непринятие мер по своевременному внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в государственный кадастр, равно как и по осуществлению муниципального земельного контроля, повлекшее негативные последствия для истца, лежит на ответчике, как муниципальном органе.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются, в том числе расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В силу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, по искам о взыскании убытков, являющихся результатом причинения вреда, доказыванию подлежат обстоятельства, совокупность которых определяется статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации: факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственная связь между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда.
Согласно статье 1069 названного Кодекса, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии с пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По своей юридической природе обязательства, возникающие в рамках гражданско-правового института возмещения вреда, в частности, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, представляют собой правовую форму реализации гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается причинитель вреда.
В случае сноса на основании решения суда, принятого до 4 августа 2018 года, здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, возведенного в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, лицо, которое не знало и не могло знать о действии соответствующих ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка, имеет право на возмещение убытков собственником такого трубопровода или органом государственной власти, органом местного самоуправления за счет соответствующей казны (пункт 11 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 июня 2021 г.).
При этом положения статей 57.1 и 107 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 342-ФЗ) не предусматривают возможности сноса объекта недвижимости, не являющегося самовольной постройкой, расположенного в границах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, сведения о которых внесены в ЕГРН после возведения такого объекта, без предварительного возмещения.
После 4 августа 2018 года лицами, участвующими в деле, соглашение о возмещении по правилам, установленным Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции Закона N 342-ФЗ), не заключалось.
Согласно части 41 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, в случае сноса зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, возведенных, созданных в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов) (за исключением зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (кроме случаев, если данное решение принято исключительно в связи с несоответствием указанных зданий, сооружений, объектов обязательным требованиям к количеству этажей и (или) высоте объекта) и такие решения не отменены), или приведения их параметров и (или) разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в соответствии с частью 40 настоящей статьи убытки, причиненные гражданам и юридическим лицам - собственникам этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства и определенные исходя из рыночной стоимости таких объектов недвижимого имущества и иных убытков, связанных со сносом таких объектов недвижимого имущества или приведением их параметров или разрешенного использования (назначения) в соответствие с установленными ограничениями, в том числе упущенная выгода, возмещаются:
собственниками магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), в целях предупреждения негативного воздействия которых устанавливаются минимальные расстояния до указанных трубопроводов, если земельные участки были приобретены или предоставлены и (или) здания, сооружения, объекты незавершенного строительства возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода либо после дня ввода в эксплуатацию соответствующего трубопровода при выполнении хотя бы одного из следующих условий: а) непредставление сведений о месте нахождения магистрального или промышленного трубопровода, в целях предупреждения негативного воздействия которого устанавливаются минимальные расстояния до соответствующего трубопровода, в уполномоченные орган государственной власти или орган местного самоуправления; б) наличие согласования с организацией - собственником системы газоснабжения, правообладателем магистрального или промышленного трубопровода или уполномоченными ими организациями, если будет установлено, что указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи (пункт 1);
уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления в случаях, если здания, сооружения, объекты незавершенного строительства возведены, созданы на основании необходимых для этого согласования и (или) разрешения, выданных этими уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, и в соответствии с ними, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 настоящей части (пункт 2);
уполномоченными органами государственной власти, органами местного самоуправления, предоставившими земельный участок, вид разрешенного использования которого допускает строительство зданий, сооружений, или принявшими решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка на вид разрешенного использования, предусматривающий такое строительство, в случаях, если для возведения, создания зданий, сооружений в соответствии с законодательством не требуется получения разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей части (пункт 3).
В соответствии с частью 10 статьи 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 года N 521-ФЗ) в случае, если имущественные обязательства, в том числе о возмещении ущерба, возникли вследствие действий (бездействия) как местных Советов народных депутатов (районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских), их исполнительных комитетов и должностных лиц, так и иных органов государственной власти и управления РСФСР и их должностных лиц и если на момент предъявления требований по обязательствам совершение таких или аналогичных действий осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной власти в соответствии с установленным законодательными актами Российской Федерации разграничением полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, то требования по указанным обязательствам удовлетворяются органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти в равных долях, если иное распределение бремени имущественной ответственности между ними не установлено федеральными законами.
Изложенное не снимает доли ответственности с органов публичной власти на местах как с допустивших возведение гражданами построек, которые впоследствии были снесены в связи с несоответствием их возведения нормативным требованиям, при том что граждане действовали добросовестно, разумно и осмотрительно. Названные органы и ранее обладали определенными возможностями в данной сфере, если не в части пресечения возведения таких построек, то в части предупреждения граждан о негативных для них последствиях такого возведения, что вытекает из природы этих органов как наиболее приближенных к населению. Тем не менее возложение в таких случаях исключительно на муниципальные образования обязанности возместить за счет средств местного бюджета ущерб, причиненный гражданам, не основывается на принципах справедливости, правовой определенности, разумности и соразмерности, не согласуется с существующим разграничением полномочий между уровнями публичной власти.
При этом оснований для возмещения убытков, причиненных сносом здания, сооружения или другого строения, не имеется, если застройщик знал или должен был знать о недопустимости возведения спорного объекта на земельном участке.
Спорный земельный участок приобретен истцом по договору купли-продажи, заключенному с другим физическим лицом. Администрацией района земельный участок истцу на каком-либо основании не предоставлялся; ею не принималось решение о переводе земельного участка, из которого образован спорный земельный участок, из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенных пунктов с установлением вида разрешенного использования земельного участка - под малоэтажное жилищное строительство; не давалось заключение о возможности такого перевода; а также разрешение на строительство на спорном земельном участке жилого дома.
Предусмотренная частью 7 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" возможность в упрощенном порядке зарегистрировать жилой дом, возведенный без получения соответствующего разрешения на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, сама по себе не отменяла предусмотренный порядок начала строительства после получения соответствующего разрешения, и не устраняла риски сособственника объекта, связанные с его строительством без получения такого разрешения, даже в случае, если отклонение собственника от установленного порядка не было пресечено.
Случаи и способы обеспечения публичного доступа к информации о зоне с особыми условиями использования территории определены частью 37 статьи 26 Закона N 342-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 Правил землепользования и застройки сельского поселения Ягодное муниципального района Ставропольский, утвержденных Решением Собрания Представителей сельского поселения Ягодное от 30.12.2013 перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для территориальной зоны "Ж8 Зона комплексной застройки" не применяется до вступления в силу постановления Администрации поселения об утверждении проектов планировки и межевания территории, находящейся в границах территориальной зоны "Ж8 комплексной застройки".
Вступившим в законную силу решением Ставропольского районного суда Самарской области от 20 февраля 2017 по делу № 2- 40\2017 исковые требования ООО "Газпром трансгаз Самара" к ФИО1 о сносе самовольного строения удовлетворены ( л.д.101-107 2).
Указанным решением постройки ответчиков по делу № признаны самовольными.
Решением установлено, что постройки ответчиков запроектированы и построены в то время, когда спорный магистральный трубопровод уже имелся в наличии и действовал.
Принадлежащий истцу производственный объект установлен ранее объектов, принадлежащих на праве собственности ответчикам, именно застройщики домов должны были соблюдать все действовавшие в период строительства правила охраны и защиты, а ответчики, приобретая право собственности на свои объекты, имели возможность оценить вероятность причинения им неудобств нахождением земельных участков вблизи трассы магистрального газопровода.
Обстоятельства. установленные решение суда по другому гражданскому делу, в силу статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение и не подлежат оспариванию теми же сторонами.
Причем такое значение имеют вывода суда, изложенные не только в резолютивной части решения, но и описательно-мотивировочной.
С учетом этого довод стороны истца о том, что суд в резолютивной части решения по делу №2-40\2017 не указал на признание строений ответчиков самовольными, не может быть основанием для иной оценки установленных ранее обстоятельств.
Суд по результатам рассмотрения указанного дела пришел к выводу о том, что постройка ФИО1 является самовольной, указал, что ее владелец, действуя добросовестно, перед началом возведения построек на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке должен был обратиться за получением разрешения на строительство в местные органы власти и за письменным согласованием на возведение построек к эксплуатирующей газопровод организации, и при совершении им этих обязательных действий он имел возможность узнать об ограничениях, действующих в отношении его земельного участка. Постройки ответчиков были запроектированы и построены в то время, когда спорный магистральный трубопровод уже имелся в наличии и действовал.
Ответчики (по делу №) добровольно приобретали в собственность имущество в указанном месте, при этом, проявляя должную степень заботливости и осмотрительности, они могли знать и знали о прохождении трубопровода на определенном расстоянии от их земельных участков.
Спорные постройки возведены ими в отсутствие разрешений на строительство и согласования с владельцем газопровода.
Принадлежащий истцу (ООО "Газпром трасгаз Самара") производственный объект был установлен ранее объектов, принадлежащих на праве собственности ответчикам, именно застройщики домов должны были соблюдать все действовавшие в период строительства правила охраны и защиты, а ответчики, приобретая право собственности на свои объекты, имели возможность оценить вероятность причинения им неудобств нахождением земельных участков вблизи трассы магистрального газопровода.
Судом апелляционной инстанции не установлено совокупности обстоятельств, приведенных в вышеуказанных нормах права, которые могли бы быть основанием для взыскания денежной компенсации по возмещению убытков истцу.
Истец, начав строительство дома без получения соответствующего разрешения компетентных органов, тем самым принял на себя соответствующие риски, неблагоприятные последствия которых должен нести без соответствующей компенсации.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ставропольского районного суда Самарской области от 22 апреля 2022 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым
в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о взыскании убытков отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев, через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.11 2022 г.