Дело № 2-897/2023
УИД 50RS0044-01-2023-000289-30
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 марта 2023 года Серпуховский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Козловой Е.В.,
При секретаре судебного заседания Леонтьевой М.О.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-897/2023 по иску Алиевой Ларисы Александровны к Министерству социального развития Московской области о выдаче социальной карты жителя Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Истец Алиева Л.А. обратилась в суд с иском к ответчику Окружному управлению социального развития №17 Министерства социального развития Московской области и просит обязать Министерство социального развития Московской области выдать Алиевой Л.А. социальную карту жителя Московской области на период временной регистрации по месту пребывания, до 12.07.2027.
Свои требования истец мотивирует тем, что решением Серпуховского городского суда истец была снята с регистрационного учета по <адрес>. Решением суда установлен факт проживания истца на территории Московской области с 28.07.2015. В настоящий момент истец имеет регистрацию по месту пребывания по <адрес> 11, на период с 19.07.2022 по 12.07.2022. Ранее истец состояла на учете в органе социальной защиты населения как пенсионер по старости и пользовалась льготой бесплатного проезда по социальной карте жителя Московской области, но в настоящий момент карта блокирована. 08.12.2022 истец обратилась в отдел социальной защиты населения с предоставлением решения суда с заявлением о выдаче социальной карты жителя Московской области, но ей было отказано, так как она не имеет постоянной регистрации в Московской области. Истец фактически проживает в Московской области, имеется решение суда об установлении юридического факта проживания в Московской области, в связи с чем, полагает, что ее права нарушены.
Истец Алиева Л.А. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении, пояснив, что при обращении в орган социальной защиты совместно с заявлением ею было представлено решение суда об установлении юридического факта проживания на территории Московской области, как того требовал ответчик, однако социальную карту ответчик так и не возобновил.
Представитель ответчика Окружного управления социального развития №17 Министерства социального развития Московской области по доверенности Нагейкина Ю.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что согласно Закону Московской области от 23.03.2006 №36/2006-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» право бесплатного проезда по социальной карте жителя Московской области имеют отдельные категории граждан, в том числе лица, получающие пенсию в соответствии с законодательством РФ. Закон распространяется на граждан РФ, имеющих место жительства в Московской области, а так же иностранных граждан и лиц, без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которых установлена законодательством РФ. Порядок и условия выдачи социальной карты жителя Московской области регулируются положением о социальной карте жителя Московской области, утвержденные Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2005 №600/31. Алиева Л.А., ранее зарегистрированная по <адрес>, состояла в Окружном управлении социального развития №17 Министерства социального развития Московской области на учете как лицо, получающее пенсию в соответствии с законодательством РФ. Алиевой Л.А. были назначены меры социальной поддержке по бесплатному проезду на территории Московской области. Предоставление указанных мер социальной поддержки было прекращено в июле 2022 года в связи с отсутствием у Алиевой Л.А. регистрации по месту жительства в Московской области. Алимева Л.А. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги «Выдача, замена, прекращение действия социальных карт жителя Московской области», но ей было отказано, так как она имела только регистрацию по месту пребывания в г. Серпухове (л.д. 19-21).
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации установлено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Закон Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальных поддержки граждан, имеющих место жительства в Московской области, а также определяет порядок установления мер социальной поддержки Правительством Московской области для иных категорий граждан.
В соответствии со статьей 1.1. Закона Московской области указанный Закон распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно постановлению Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области" получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.
Судом установлено, что истец Алиева Л.А. имеет регистрацию по месту пребывания по <адрес> на срок с 19.07.2022 по 12.07.2027 (л.д. 11).
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 30.08.2022 установлен юридический факт постоянного проживания Алиевой Л.А. на территории муниципального образования «городской округ Серпухов Московской области» с 28.07.2015 по настоящее время. Решение вступило в законную силу 07.10.2022 (л.д. 8-10).
Из справки ГУ – ГУ ПФР №4 установлено, что на расчетный счет Алиевой Л.А., открытый в АО «Почта Банк» перечисляется страховая пенсия по старости (л.д. 12).
08.12.2022 Алиева Л.А. обратилась в Окружное управление социального развития №17 Министерства социального развития Московской области с заявлением о перекодировке социальной карты жителя Московской области (л.д. 35).
Решением Министерство социального развития Московской области Окружного управления социального развития №17 от 12.12.2022, Алиевой Л.А. отказано в предоставлении государственной услуги «выдача, замена и прекращение действия социальной карты жителя Московской области» в соответствии с Административным регламентом представления Министерством социального развития Московской области государственной услуги по причине – несоответствие категориям лиц, имеющих право на получение услуги, льготодержатель должен постоянно зарегистрирован на территории Московской области или в заявлении есть решении суда (л.д. 13, 29).
Согласно сервиса получения данных из МВД от 09.12.2022. Алиева Л.А. зарегистрирована по адресу: г. Тула, п. Овсянниково, ул. Железнодорожная, д. 5, с 24.02.2015 (л.д. 28). Из ответа МУ МВД России «Ефремовский» установлено, что Алиева Л.А. была зарегистрирована по указанному адресу в период с 24.02.2015 по 07.06.2022. Снята с регистрационного учета по месту жительства на основании заявления собственника Э. (л.д. 38).
Согласно представленной копии паспорта Алиевой Л.А., последняя была зарегистрирована по адресу: г. Тула, п. Овсянниково, ул. Железнодорожная, д. 5, с 24.02.2015, 28.07.2015 была снята с регистрационного учета (л.д. 40). С 28.07.2015 была зарегистрирована по <адрес>, и снята с регистрационного учета 27.05.2022 (л.д. 41).
В соответствии с п. 28 ст. 1, ст. 14 настоящего Закона лицам, получающим пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, установлена мера социальной поддержки в виде бесплатного проезда на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области по маршрутам регулярных перевозок по регулируемом тарифам по социальной карте жителя Московской области". Между тем ст. 1.1. настоящего Закона определяет, что действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в Московской области, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Статьей 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (в ред. от 28.13.2013 года) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", определено понятие - место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. В той же статье определено понятие - место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно. Согласно п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 г. N 713, место жительства удостоверяется отметкой регистрационных органов в паспорте о регистрации по месту жительства либо выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста. Таким образом, законодатель субъекта РФ распространил действие указанного Закона на отдельную категорию граждан, имеющих место жительства в Московской области. В целях реализации данного Закона Правительством Московской области, Министерством социального развития Московской области предусмотрен ряд организационно-учетных правил, в соответствии с которыми обязательным условием признания за гражданином права на получение мер социальной поддержки является наличие у него регистрации как доказательства проживания на законных основаниях на территории Московской области.
Как следует из Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 (ред. от 27.06.2017) "Об утверждении Положения о социальной карте жителя Московской области" получателем социальной поддержки является гражданин, имеющий место жительства в Московской области и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Московской области или муниципального образования Московской области.
Согласно указанного Постановления социальная карта жителя Московской области - многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается получателю социальной поддержки, зарегистрированному в региональном регистре социальных карт.
Согласно п. 8.1.1 Постановления Правительства МО от 30.08.2005 N 600/31 для получения социальной карты получатель социальной поддержки обращается в территориальное структурное подразделение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с анкетой-заявкой на предоставление ему социальной карты, одновременно предъявляет паспорт (иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации), документы о праве на социальную поддержку и цветную фотографию размером 3 на 4 сантиметра. Если в документе, удостоверяющем личность, отсутствуют сведения о месте жительства, получателю социальной поддержки необходимо документально подтвердить наличие места жительства в Московской области.
Таким образом, отсутствие в паспорте отметки о постоянной регистрации по месту жительства в Московской области не ограничивает право на получение социальной карты, если возможно документально подтвердить место жительства в Московской области другими доказательствами.
Согласно п. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В силу п. п. 1 - 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5241-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 5241-1) регламентируется, что место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.
Факт проживания Алиевой Л.А. на территории Московской области установлен решением Серпуховского городского суда Московской области от 30.08.2022. Решение вступило в законную силу 07.10.2022.
Доказательств не проживания Алиевой Л.А. ответчиком Окружным управлением социального развития №17 Министерства социального развития Московской области не представлено.
Исходя из установленных обстоятельств, оценив предоставленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявителем доказан факт постоянного проживания на территории г.о. Серпухов Московской области.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд приходит к выводу о том, что поскольку материалами дела установлено фактическое проживание Алиевой Л.А. на территории г.о. Серпухов Московской области, при наличии временной регистрации по месту пребывания, то в силу указанных норм Алиева Л.А. имеет на признание за ней права на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области" и признания за ней права на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по социальной карте жителя Московской области, предусмотренный пп. 1 п. 1 ст. 14 Закона Московской области от 23.03.2006 N 36/2006-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области", а также право на получение социальной карты жителя Московской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Алиевой Ларисе Александровне социальную карту жителя Московской области на период временной регистрации по месту пребывания, до 12.07.2027.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Козлова
Решение суда в окончательной форме составлено 31 марта 2023 года