Дело №
П Р И Г О В О Р
ИМЕНЕМ Р. Ф.
<адрес> 5 февраля 2024 г.
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Мурзабеков Г.А., с участием государственных обвинителей Нальгиева Р.Х., Оздо М.М., подсудимой Эльмурзаевой Л.С. и ее защитника – адвоката Толдиева Х.Г., представившего удостоверение № и ордер № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя потерпевшего – ОСФР по РИ Плиева Р.М., при секретаре судебного заседания Гагиевой Х.И., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Эльмурзаевой Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> ЧИАССР, со средним образованием, замужней, имеющей двоих совершеннолетних детей, ранее не судимой, не работающей, зарегистрированной и проживающей по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, с.<адрес>,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Подсудимая Эльмурзаева Л.С. совершила мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере при следующих обстоятельствах.
В неустановленное следствием время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, у Эльмурзаевой Л.С., осведомленной о наличии социальной программы, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», предусматривающей выдачу лицам определенной категории государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, возник преступный умысел, направленный на неправомерное завладение денежными средствами, выделяемыми по вышеуказанному государственному сертификату. Ознакомившись с особенностями выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а именно с перечнем необходимых для его получения документов, сроками и порядком выдачи, Эльмурзаева Л.С., предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в крупном размере и желая их наступления, имея умысел на хищение бюджетных денежных средств в виде получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и преследуя цель незаконного обогащения, действуя из корыстных побуждений, в неустановленное время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в неустановленном месте, приобрела у неустановленного лица подложные свидетельства о рождении у нее на территории Республики Казахстан в <адрес> ребенка – Эльмурзаевой Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, выданного в <адрес> Сарыарка <адрес> в отделе РАГС ДД.ММ.ГГГГ, а также документ о временной регистрации Эльмурзаевой Л. С. в <адрес> Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ Получив у неустановленного лица вышеуказанные подложные документы, Эльмурзаева Л.С., реализуя свой преступный умысел, направленный на хищение чужого имущества при получении социальных выплат в крупном размере, ДД.ММ.ГГГГ, представила в ООПФР по <адрес> и <адрес> ряд документов, необходимых для вынесения положительного решения о выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в числе которых представила подложное свидетельство о рождении у нее на территории Республики Казахстан в <адрес> ребенка – Эльмурзаевой Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, №, выданного в <адрес> Сарыарка <адрес> в отделе РАГС ДД.ММ.ГГГГ, а также документ о временной регистрации Эльмурзаевой Л.С. в <адрес> Республики Ингушетия № от ДД.ММ.ГГГГ По итогам рассмотрения представленных Эльмурзаевой Л.С. документов, в связи с отсутствием установленных обстоятельств, препятствующих принятию решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ ГУ – ОПФР по <адрес> принято решение № о выдаче Эльмурзаевой Л.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Эльмурзаевой Л.С. выдан бланк вышеуказанного сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей. Будучи осведомленной о невозможности получения наличных денежных средств по указанному сертификату на материнский (семейный) капитал кроме как на цели, регламентированные Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Эльмарзаева Л.С., не имея цели приобретения объекта недвижимого имущества и заранее зная о неисполнении со своей стороны условий заключаемого договора, предвидя неизбежность наступления общественно-опасных последствий в виде причинения материального ущерба бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в крупном размере и желая их наступления, имея умысел на хищение бюджетных денежных средств в виде получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и преследуя цель незаконного обогащения, действуя из корыстных побуждений, в неустановленное время, но не позднее ДД.ММ.ГГГГ, в неустановленном месте, приобрела у неустановленного лица подложный договор купли-продажи объекта недвижимости – <адрес> Республики Ингушетия, якобы принадлежащей Чапановой Х. У. на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ Эльмурзаева Л.С. обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, к которому приобщила ряд документов, необходимых для вынесения положительного решения о перечислении средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, в том числе и договор купли-продажи объекта недвижимости – <адрес> Республики Ингушетия, якобы принадлежащей Чапановой Х. У. на праве собственности, создав тем самым условия для перечисления ГУ – ОПФР по <адрес> денежных средств по государственному сертификату на материнский (семейный) капитал на расчетный счет Чапановой Х. У. №, открытый последней по просьбе Эльмурзаевой Л.С. в Ингушском региональном филиале АО «Россельхозбанк». По итогам рассмотрения представленных Эльмурзаевой Л.С. документов, в связи с отсутствием установленных обстоятельств, препятствующих принятию решения о перечислении денежных средств государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, ДД.ММ.ГГГГ, ГУ – ОПФР по <адрес>, принято решение №, на основании которого, с расчетного счета ГУ – ОПФР по <адрес> на расчетный счет Чапановой Х.У. №, открытый ею в Ингушском региональном филиале АО «Россельхозбанк», были переведены денежные средства в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, в счет оплаты приобретенного Эльмурзаевой Л.С. объекта недвижимости. Далее, Чапанова Х.У., введенная Эльмурзаевой Л.С. в заблуждение относительно своих намерений, по просьбе последней обналичила со своего банковского счета №, зачисленные ей вышеуказанным способом денежные средства в общей сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей. В конце мая 2017 года, более точная дата и время следствием не установлены, на участке пересечения улиц Фабричная и Чахкиева <адрес> (географические координаты: 43?13`35" северной широты и 44?44?49" восточной долготы), Чапанова Х.У. передала Эльмурзаевой Л.С. в наличной форме, поступившие ранее на ее расчетный счет денежные средства в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, после чего Эльмурзаева Л.С. распорядилась ими по собственному усмотрению, причинив тем самым ГУ – ОПФР по <адрес> имущественный ущерб на указанную сумму.
В судебном заседании подсудимая Эльмурзаева Л.С. вину в инкриминируемом преступлении признала полностью и пояснила, что раскаивается в содеянном.
Виновность подсудимой Эльмурзаевой Л.С. в совершении вменяемого преступления подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами.
Так, представитель потерпевшего Плиев Р.М. в судебном заседании показал, что ГУ ОПФР по РИ незаконными действиями подсудимой Эльмурзаевой Л.С. был причинен вред в сумме 453 026 руб., который в настоящее время подсудимой не возмещен.
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Зурабовой З.И. следует, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает в ГУ - ОПФР по <адрес> на различных должностях (так до середины 2003 года она занимала должность специалиста, потом она стала начальником отдела индивидуального (персонифицированного) учета; с января 2007 г. она была переведена на должность начальника отдела социальных выплат, а с января 2008 года по настоящее время она состоит в должности заместителя управляющего ГУ – ОПФР по <адрес>. В указанной должности она, в ряде других обязанностей и полномочий, курирует направление деятельности учреждения по установлению и выплате пенсий, а также вопросы, связанные с выдачей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ, государство устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь, а именно возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, получения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом, при этом подтверждением права на применение в отношении гражданина вышеуказанных мер поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, независимо от места их жительства, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с ДД.ММ.ГГГГ, женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с ДД.ММ.ГГГГ, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки и мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с ДД.ММ.ГГГГ (в последующем в указанную статью были добавлены ряд положений, позволяющих включить в число лиц, имеющих право на меры государственной поддержки, граждан, у которых были рождены или усыновлены дети после ДД.ММ.ГГГГ). В соответствии со статьей 4 этого же Федерального закона, в целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки: страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования; фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении; дату рождения; пол; серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены данные сведения, наименование выдавшего их органа; дату включения в регистр; сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство); сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании); сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки (таким образом, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за дополнительными мерами государственной поддержки, им в обязательном порядке представляются оригиналы и копии всех документов, содержащих вышеперечисленные сведения). Согласно статье 5 этого же Федерального закона, лица, имеющие право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе со всеми необходимыми документами (между тем органом, в который обращается лицо, имеющее право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в установленном порядке, при этом предельные сроки рассмотрения заявления обратившегося гражданина составляет 15 рабочих дней, при этом основаниями для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата являются отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки; представление недостоверных сведений, в том числе сведений об очередности рождения (усыновления) и (или) о гражданстве ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникает право на дополнительные меры государственной поддержки; прекращение права на дополнительные меры государственной поддержки в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме. В случае отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата в соответствующем уведомлении излагаются основания, в соответствии с которыми территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации было принято такое решение. Решение об отказе в удовлетворении заявления о выдаче сертификата может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд (необходимо отметить, что лица, подавшие заявление о выдаче сертификата, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность сведений, содержащихся в представляемых ими документах). В соответствии с Правилами подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и его последующей выдачи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (в последующем указанное постановление подвергалось ряду изменений, которые в целом не влияли на основной порядок подачи заявления и последующей выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал), лица, имеющие право на получение данного сертификата, вправе обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания за получением сертификата в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки путем подачи заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами. Необходимыми в данном случае являются документы удостоверяющие личность, место жительства (пребывания) или фактического проживания лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, а также документы, подтверждающих рождение (усыновление) детей. В свою очередь, представители территориального органа Российской Федерации, осуществляющие прием заявления и подаваемых документов, осуществляет прием вышеуказанных документов; снимает с них копии, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов; проверяет достоверность содержащихся в документах (их копиях) сведений и в случае необходимости запрашивает дополнительные сведения в соответствующих органах; регистрирует заявление и в случае вынесения решения о выдаче сертификата, выдает его обратившемуся лицу. После получения государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, получившее его лицо, согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ, осуществляет распоряжение средствами сертификата, путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, при это распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, данное лицо может по следующим направлениям: улучшение жилищных условий; получение образования ребенком (детьми); формирование накопительной пенсии для женщин; приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов; получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) ребенка до достижения им возраста трех лет. При этом, согласно Правилам направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, лицо, получившее государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, вправе использовать средства (часть средств) материнского (семейного) капитала на приобретение или строительство жилого помещения, осуществляемые гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели. Лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в котором оно указывает вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. К данному заявлению прилагаются основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания а также документы, подтверждающие факт приобретения обладателем сертификата недвижимого имущества и банковские реквизиты лица, у которого данная недвижимость была приобретена. После изучения представленных документов, в случае отсутствия в них сомнительных сведений, территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации принимается решение о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий его владельца, после чего на представленные обладателем сертификата банковские реквизиты продавца недвижимого имущества, осуществляется перечисление денежных средств в размере, обозначенном выданным сертификатом. По обстоятельствам выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и использования выделенных по нему средств Эльмурзаевой Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, показать что-либо она не может, так как за один рабочий день, в ГУ – ОПФР по <адрес> поступает большое количество заявлений о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал и физически запомнить всех обратившихся лиц, а также суть представленных ими документов, не представляется возможным. Между тем, после предъявления ей следователем копии дела лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С., могу показать, что ДД.ММ.ГГГГ Эльмурзаева Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно (представление заявления и его учинение в нем подписи лицом, не являющимся непосредственным получателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – невозможно), у Эльмурзаевой Л. С. на территории Республики Казахстан родился ребенок – Эльмурзаева Д. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (данный факт предполагает однозначное принятие положительного решения о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал). Вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), свидетельства о рождении первого ребенка Эльмурзаевой Л.С. – Минкаиловой Э. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После подачи Эльмурзаевой Л.С. вышеуказанного заявления, специалистами ООПФР по <адрес> и <адрес>, были сверены оригиналы и копии представленных документов и в связи с их идентичностью и отсутствием в них различий, было сформировано дело лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С., переданное в последующем в ГУ – ОПФР по <адрес>. По итогам рассмотрения представленных Эльмурзаевой Л.С. документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ ею было принято решение № о выдаче Эльмурзаевой Л.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаевой Л.С., был выдан бланк вышеуказанного сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, заверенный ее подписью и оттиском гербовой печати ГУ – ОПФР по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно, ею планировалось использование средств выданного ей сертификата на оплату приобретаемого жилья. Вместе с заявлением Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), договора купли-продажи, согласно которого Эльмурзаевой Л. С. у Чапановой Х. У., приобретено недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельства о регистрации права собственности Эльмурзаевой Л.С. на вышеуказанный объект недвижимости, а также ряд других документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилья, в том числе и оригинал сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей. По итогам рассмотрения заявления Эльмурзаевой Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, ДД.ММ.ГГГГ ею было принято решение №, на основании которого, в мае 2017 года, точную дату не помнит, с расчетного счета ГУ – ОПФР по <адрес> на расчетный счет Чапановой Х. У. № открытый ею в Ингушском региональном филиале АО «Россельхозбанк» <адрес>, были переведены денежные средства в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, в счет оплаты приобретенного Эльмурзаевой Л.С. объекта недвижимости (дальнейшая судьба перечисленных денежных средств ей неизвестна) (том № л.д. 183-190);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Сукиева Т.А., данных им на предварительном следствии, следует, что с 2012 он работает в ГУ - ОПФР по <адрес> с 2012 года, в настоящее время состоит в должности ведущего специалист - эксперта отдела ГУ- ОПФР по <адрес>, осуществляющего реализацию программы по выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал жителям Республики Ингушетия. В своей деятельности он руководствуется внутренними приказами и распоряжениями Пенсионного фонда Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами. В его должностные обязанности входит непосредственный контроль, координирование работы по реализации Федерального закона Российской Федерации № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; организация в необходимых случаях проверку представленных документов, дающих право на установление социальных выплат и дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей; осуществление контроля за правильностью оформления дел получателей материнского (семейного) капитала; прием от специалистов заявлений на получение государственного сертификата на материнский капитал на распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, а также иные обязанности, предусмотренные моим должностным регламентом. Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал происходит следующим образом: заявитель обращается к специалисту клиентской службы территориального отдела ОПФР по <адрес> для получения сертификата на материнский капитал; при обращении заявитель представляет общегражданский паспорт, СНИЛС и свидетельства о рождении детей, в том числе и того ребенка, рождение которого позволяет заявителю рассчитывать на государственную поддержку. Далее, специалист клиентской службы территориального отдела ОПФР по <адрес> визуально проверяет представленные заявителем оригиналы документов, распечатывает заполненный в электронном в виде бланк заявления на получение сертификата на материнский капитал через программу АИС ПФР-2, который подписывается лично обратившимся лицом, после чего заверив снятые с оригиналов копии документов, вместе с заявлением обратившегося, направляет их в ГУ – ОПФР по <адрес> (таким образом, при подаче заявления и документов, позволяющих гражданину воспользоваться правом государственной поддержки, в обязательном порядке необходимо его личное присутствие). Далее, им либо другим сотрудником вверенного ему отдела, принимаются отправленные специалистом клиентской службы территориального отдела ОПФР по <адрес> заявление и копии документов, представленных заявителем, после чего специалистам ГУ – ОПФР по <адрес> осуществляется проверка соответствия документов установленному порядку и при необходимости осуществляется сбор дополнительных сведений, направленных на объективное рассмотрение вопроса о выдаче обратившемуся гражданину государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В случае, если в ходе указанной проверки не устанавливается каких-либо сведений, препятствующих выдаче сертификата, сотрудниками ГУ – ОПФР по <адрес> подготавливается решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого, лично в руки заявителю, выдается бланк указанного сертификата. Затем, лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в котором оно указывает вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. К данному заявлению прилагаются основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания а также документы, подтверждающие факт приобретения обладателем сертификата недвижимого имущества и банковские реквизиты лица, у которого данная недвижимость была приобретена. После изучения представленных документов, в случае отсутствия в них сомнительных сведений, ГУ – ОПФР по <адрес> принимается решение о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий его владельца, после чего на представленные обладателем сертификата банковские реквизиты продавца недвижимого имущества, осуществляется перечисление денежных средств в размере, обозначенном выданным сертификатом. После предъявления ему следователем копии дела лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л. С., показал, что ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно (представление заявления и его учинение в нем подписи лицом, не являющимся непосредственным получателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – невозможно), у Эльмурзаевой Л.С., на территории Республики Казахстан родился ребенок – Эльмурзаева Д. И. – ДД.ММ.ГГГГ года рождения (данный факт предполагает однозначное принятие положительного решения о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал). Вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), свидетельства о рождении первого ребенка Эльмурзаевой Л.С. – Минкаиловой Э. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После подачи Эльмурзаевой Л.С. вышеуказанного заявления, специалистами ООПФР по <адрес> и <адрес>, были сверены оригиналы и копии представленных документов и в связи с их идентичностью и отсутствием в них различий, было сформировано дело лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С., переданное в последующем в ГУ – ОПФР по <адрес>. По итогам рассмотрения представленных Эльмурзаевой Л.С. документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о выдаче Эльмурзаевой Л.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаевой Л.С., был выдан бланк вышеуказанного сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, заверенный за подписью Зурабовой З.И., руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и оттиском гербовой печати ГУ – ОПФР по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно, ею планировалось использование средств выданного ей сертификата на оплату приобретаемого жилья. Вместе с заявлением Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), договора купли-продажи, согласно которого Эльмурзаевой Л.С. у Чапановой Х. У., приобретено недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельства о регистрации права собственности Эльмурзаевой Л.С. на вышеуказанный объект недвижимости, а также ряд других документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилья, в том числе и оригинал сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей. По итогам рассмотрения заявления Эльмурзаевой Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение №, на основании которого, с расчетного счета ГУ – ОПФР по <адрес> на расчетный счет Чапановой Х. У. №, открытый ею в Ингушском региональном филиале АО «Россельхозбанк» <адрес>, были переведены денежные средства в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, в счет оплаты приобретенного Эльмурзаевой Л.С. объекта недвижимости (дальнейшая судьба перечисленных денежных средств ему неизвестна) (Том № л.д. 191-197);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Леймоева Р.Б., данных им на предварительном следствии, следует, что с 2007 по 2017 гг. он работал в ООПФР по <адрес> и <адрес> в должности специалиста отдела социальных выплат (клиентской службы). В его должностные обязанности входили: визуальная сверка документов, представляемых заявителями на получение сертификата на материнский (семейный) капитал; регистрация заявления и передача документов в ГУ - ОПФР по <адрес>. Прием документов ведется в порядке, регламентированным Федеральным законом Российской Федерации № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; организация в необходимых случаях проверка, представленных документов, дающих право на установление социальных выплат и дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал происходит следующим образом: заявитель обращается к специалисту клиентской службы территориального отдела ОПФР по <адрес> для получения сертификата на материнский капитал; при обращении заявитель представляет общегражданский паспорт, СНИЛС и свидетельства о рождении детей, в том числе и того ребенка, рождение которого позволяет заявителю рассчитывать на государственную поддержку. Далее, специалист клиентской службы территориального отдела ОПФР по <адрес> визуально проверяет представленные заявителем оригиналы документов, распечатывает заполненный в электронном в виде бланк заявления на получение сертификата на материнский капитал через программу АИС ПФР-2, который подписывается лично обратившимся лицом, после чего заверив снятые с оригиналов копии документов, вместе с заявлением обратившегося, направляет их в ГУ – ОПФР по <адрес> (таким образом, при подаче заявления и документов, позволяющих гражданину воспользоваться правом государственной поддержки, в обязательном порядке необходимо его личное присутствие). Далее, направленные документы изучаются в ГУ – ОПФР по <адрес> и в случае, если не устанавливается каких-либо сведений, препятствующих выдаче сертификата, сотрудниками ГУ – ОПФР по <адрес> подготавливается решение о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого, лично в руки заявителю, выдается бланк указанного сертификата. Затем, лицо, получившее сертификат, вправе лично либо через представителя обратиться в территориальный отдел ГУ – ОПФР по <адрес> с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в котором оно указывает вид расходов, на которые направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, а также размер указанных средств. К данному заявлению прилагаются основной документ, удостоверяющий личность лица, получившего сертификат и его регистрацию по месту жительства либо по месту пребывания а также документы, подтверждающие факт приобретения обладателем сертификата недвижимого имущества и банковские реквизиты лица, у которого данная недвижимость была приобретена. После изучения представленных документов, в случае отсутствия в них сомнительных сведений, ГУ – ОПФР по <адрес> принимается решение о направлении средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий его владельца, после чего на представленные обладателем сертификата банковские реквизиты продавца недвижимого имущества, осуществляется перечисление денежных средств в размере, обозначенном выданным сертификатом. Между тем, после предъявления ему следователем копии дела лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С., показал, что ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л. С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно (представление заявления и его учинение в нем подписи лицом, не являющимся непосредственным получателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – невозможно), у Эльмурзаевой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ, на территории Республики Казахстан в <адрес> родился второй ребенок – Эльмурзаева Д. И. (данный факт предполагает однозначное принятие положительного решения о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал). Вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, свидетельства о рождении первого ребенка Эльмурзаевой Л.С. – Минкаиловой Э. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После подачи Эльмурзаевой Л.С. вышеуказанного заявления, специалистами ООПФР по <адрес> и <адрес>, были сверены оригиналы и копии представленных документов и в связи с их идентичностью и отсутствием в них различий, было сформировано дело лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С., переданное в последующем в ГУ – ОПФР по <адрес>. По итогам рассмотрения представленных Эльмурзаевой Л.С. документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о выдаче Эльмурзаевой Л.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаевой Л.С., был выдан бланк вышеуказанного сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, заверенный подписью Зурабовой З.И., руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и оттиском гербовой печати ГУ – ОПФР по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно, ею планировалось использование средств выданного ей сертификата на оплату приобретаемого жилья. Вместе с заявлением Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), договора купли-продажи, согласно которого Эльмурзаевой Л.С. у Чапановой Х.У., приобретено недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельства о регистрации права собственности Эльмурзаевой Л.С. на вышеуказанный объект недвижимости, а также ряд других документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилья, в том числе и оригинал сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей. По итогам рассмотрения заявления Эльмурзаевой Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение №, на основании которого, с расчетного счета ГУ – ОПФР по <адрес> на расчетный счет Чапановой Х. У. №, открытый ею в АО «Россельхозбанк», переведены денежные средства в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, в счет оплаты приобретенного Эльмурзаевой Л.С. объекта недвижимости (дальнейшая судьба перечисленных денежных средств ему неизвестна) (том 1 л.д.204-209);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Агиевой А.М., данных им на предварительном следствии, следует, что с 2016 по настоящее время, она работает в отделе социального фонда России по РИ <адрес> (ранее ООПФР по <адрес> и <адрес>) в должности ведущего специалист – эксперта клиентской службы ОСФР по <адрес> и <адрес>. В ее должностные обязанности входит: визуальная сверка документов, принесенных заявительницей на получение сертификата на М(С)К; регистрация заявления и передача документов в управление ПФР по РИ в <адрес>. Прием документов ведется по регламенту ФЗ № 256-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». В должности специалиста клиентской службы она руководствуется Конституцией РФ, ФЗ, иными нормативно-правовыми актами РФ, постановлениями и распоряжениями Правления ПФР, приказами Исполнительной дирекции ПФР распоряжениями и указаниями управляющего Отделением по РИ, Положением об отделе и настоящими Должностной инструкцией. Порядок выдачи сертификата выглядит следующим образом: заявитель обращается к специалисту клиентской службы территориального отдела ОПФР по РИ для получения сертификата на материнский капитал, при обращении заявитель с собой обязательно должен иметь свой СНИЛС, паспорт (матери), свидетельство о рождении ребенка. Далее, специалист клиентской службы территориального отдела ОПФР по РИ визуально проверяет заявленные заявителем оригиналы документов (СНИЛС, паспорт (матери), свидетельство о рождении ребенка), распечатывает заполненный в электронном в виде бланк заявления на получение сертификата на материнский капитал через программу АИС ПФР-2, а снятые с оригиналов копии документов еженедельно через курьера отправляют в ГУ-ОПФР по РИ. Заявителю специалист клиентской службы выдает расписку о том, что его заявление принято определенным специалистом. Далее, в ГУ-ОПФР по РИ, ведущий специалист-эксперт отдела установления материнского капитала принимает отправленные специалистом клиентской службы территориального отдела ОПФР по РИ, то есть мною копии снятые с оригиналов документов (СНИЛС, паспорт (матери), свидетельство о рождении ребенка), представленных заявителем и заявление на получение материнского сертификата. После, ведущий специалист-эксперт отдела установления материнского капитала ведет непосредственный контроль, отправляет запросы в органы опеки, родильные дома и ЗАГС, с целью проверки на подлинность представленных документов на получение сертификата на материнский капитал, координирует работу по реализации ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Бывали случаи, что в представленных документах на получение материнского (семейного) капитала имелись копии заграничных свидетельств о рождении ребенка. ПФР не была предусмотрена проверка на подлинность заявленных заграничных свидетельств о рождении ребенка до 2021 года, а с 2021 года уже внесены изменения в ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которые предусматривают процедуру отправления запросов в посольства тех или иных стран, по проверке заграничных свидетельств о рождении ребенка на подлинность. До этого периода мы (ОСФР) были вынуждены по таким свидетельствам, если подлинность остальных документов (паспорт матери, СНИЛС матери) подтверждалась, выносить положительное решение. Далее, ведущий специалист отдела установления материнского капитала через программу АИС ПФР-2 распечатывал сертификат на материнский (семейный) капитал (МСК) и через курьера, под росписью начальника ГУ-ОПФР по РИ, передавал специалисту клиентской службы территориального органа ОПФР по РИ. Специалист клиентской службы, то есть я, получив отправленный с отдела МСК ГУ-ОПФР по <адрес> РИ сертификат на материнский капитал, звонил заявителю и уведомляет о том, что сертификат на его имя готов. Далее, заявитель приходит с паспортом и забирает сертификат на материнский капитал, составленный на его имя. После предъявления ей следователем копии дела лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л. С., она показала, что ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно (представление заявления и его учинение в нем подписи лицом, не являющимся непосредственным получателем государственного сертификата на материнский (семейный) капитал – невозможно), у Эльмурзаевой Л.С., на территории Республики Казахстан родился ребенок – Эльмурзаева Д. И., ДД.ММ.ГГГГ рождении (данный факт предполагает однозначное принятие положительного решения о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал). Вместе с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), свидетельства о рождении первого ребенка Эльмурзаевой Л.С. – Минкаиловой Э. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. После подачи Эльмурзаевой Л.С. вышеуказанного заявления, специалистами ООПФР по <адрес> и <адрес>, были сверены оригиналы и копии представленных документов и в связи с их идентичностью и отсутствием в них различий, было сформировано дело лица, имеющего права на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С., переданное в последующем в ГУ – ОПФР по <адрес>. По итогам рассмотрения представленных Эльмурзаевой Л.С. документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение № о выдаче Эльмурзаевой Л.С. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, на основании которого, ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаевой Л.С., был выдан бланк вышеуказанного сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, заверенный за подписью Зурабовой З.И., руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и оттиском гербовой печати ГУ – ОПФР по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, Эльмурзаева Л.С. обратилась в ООПФР по <адрес> и <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Согласно указанному заявлению, подписанному Эльмурзаевой Л.С. собственноручно, ею планировалось использование средств выданного ей сертификата на оплату приобретаемого жилья. Вместе с заявлением Эльмурзаева Л.С. представила оригиналы и копии своего общегражданского паспорта, согласно которого она является гражданкой Российской Федерации, свидетельства о регистрации по месту пребывания, согласно которого Эльмурзаева Л.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, с.<адрес>, страхового свидетельства (СНИЛС), договора купли-продажи, согласно которого Эльмурзаева Л.С. у Чапановой Х. У., приобрела недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, свидетельства о регистрации права собственности Эльмурзаевой Л.С. на вышеуказанный объект недвижимости, а также ряд других документов, необходимых для рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на оплату приобретаемого жилья, в том числе и оригинал сертификата серии МК-8 № на сумму 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей. По итогам рассмотрения заявления Эльмурзаевой Л.С. от ДД.ММ.ГГГГ и представленных ею документов, в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих принятию решения об удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение №, на основании которого, с расчетного счета ГУ – ОПФР по <адрес> на расчетный счет Чапановой Х. У. №, открытый ею в Ингушском региональном филиале АО «Россельхозбанк» <адрес>, были переведены денежные средства в сумме 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, в счет оплаты приобретенного Эльмурзаевой Л.С. объекта недвижимости (дальнейшая судьба перечисленных денежных средств ей неизвестна) (том № л.д. 198-203);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Устамуловой Т.У., данных ею на предварительном следствии, следует, что Эльмурзаева Л. С. является ее давней знакомой, которая проживает по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, с.<адрес>, со своей семьей. В 1994 году она вышла замуж за Минкаилова А. Б., в совместном браке с которым она родила двоих детей, сын – Минкаилов Ш. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – Минкаилова Э. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Каких-либо других детей у нее более не было, она никого не усыновляла и не удочеряла, детей воспитывает вместе с мужем. В настоящее время она, а также ее супруг нигде не работают. Ее подруга Эльмурзаева Л.С. не рожала и не усыновляла ребенка с анкетными данными Эльмурзаева Д. И., которая была рождена в <адрес>, Республики Казахстан. Также она не помнит, чтобы ее семья, в том числе и ее подруга Эльмурзаева Л. выезжали за пределы Российской Федерации и тем более в <адрес>, Республики Казахстан. Лицо с анкетными данными Эльмурзаева Д. И. ей неизвестно. О том, что Л. обращалась в Пенсионный Фонд Республики Ингушетия с указанным заявлением, несмотря на то, что у нее никогда не было ребенка с анкетными данными Эльмурзаева Л., ей стало известно недавно, после того как Л. вызвали в правоохранительные органы Республики Ингушетия (том № л.д. 213-216);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Устамуловой Т. У. следует, что Эльмурзаева Л. С. является ее давней знакомой, которая проживает по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, с.<адрес>, со своей семьей. В 1994 году она вышла замуж за Минкаилова А. Б., в совместном браке с которым она родила двоих детей, сын – Минкаилов Ш. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – Минкаилова Э. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Каких-либо других детей у нее более не было, она никого не усыновляла и не удочеряла, детей воспитывает вместе с мужем. В настоящее время она, а также ее супруг нигде не работают. Ее подруга Эльмурзаева Л.С. не рожала и не усыновляла ребенка с анкетными данными Эльмурзаева Д. И., которая была рождена в <адрес>, Республики Казахстан. Также она не помнит, чтобы ее семья, в том числе и ее подруга Эльмурзаева Л. выезжали за пределы Российской Федерации и тем более в <адрес>, Республики Казахстан. Лицо с анкетными данными Эльмурзаева Д. И. ей неизвестно. О том, что Л. обращалась в Пенсионный Фонд Республики Ингушетия с указанным заявлением, несмотря на то, что у нее никогда не было ребенка с анкетными данными Эльмурзаева Л., ей стало известно недавно, после того как Л. вызвали в правоохранительные органы Республики Ингушетия (том 1 л.д.210-212);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Мурзабекова Т.М. следует, что с 2010 года по настоящее время состоит в должности главного специалиста Назрановского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РИ. Назрановский территориальный отдел Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации. В его должностные обязанности входит: прием заявлений на осуществление государственного кадастра объектов недвижимости; прием заявлений на осуществление государственной регистрации права объектов недвижимости; выдача готовых документов; консультирование граждан по различным вопросам, связанных с объектами недвижимости; проведение правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов, ведение Единого государственного реестра недвижимости и т.д. По обстоятельствам регистрации права на объект недвижимости Устамуловой Т. У., показал, что порядок предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм) установлены приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № П/0149 «Об установлении Порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и Порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» и Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, порядка ее предоставления, а также формы запроса такой информации». ознакомившись с указанными документами могу показать, что регистрацию на квартиру, расположенной по адресу: <адрес>, Центральный административный округ <адрес> им не проводилась, представленные на обозрение документы он видит впервые и подпись учинена не им, кем не знает. Также бланк выписки Единого государственного реестра недвижимости Назрановским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РИ представленный ей на обозрение не соответствует бланку установленного образца, так как выписка из ЕГРН выдается на бланке распечатанном в горизонтальной форме. Также все документы регистрации на объекты проходят у них через программное обеспечение ФГИС ЕГРН и указанный договор купли – продажи от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует (том 2 л.д.71-74);
Из оглашенных в судебном заседании показаний свидетеля Гадаборшевой Л.О. следует, что лица с анкетными данными Чапанова Х. У. и Эльмурзаева Л. С. ей не знакомы, в каких-либо отношениях с последними не состоит, и никогда не состояла. Внимательно осмотрев предъявленный ей на обозрение договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, показала, что с 2006 года по настоящее время вышеуказанная квартира, расположенная по адресу: <адрес>, Центральный административный округ, <адрес>, находится в ее собственности, и с указанного периода по настоящее время проживает в данной квартире. Договор купли-продажи данной квартиры с вышеуказанными гражданами ею не заключался, в связи с чем считает, что вышеуказанный договор купли-продажи является фиктивным (том 1 л.д.157-159).
Виновность Эльмурзаевой Л.С. в совершении инкриминируемого преступления также подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами:
протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в ГУ-ОПФР России по <адрес> изъято дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л. С. (том № л.д. 10-15);
протоколом осмотра предметов (документов) от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что осмотрено дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки – Эльмурзаевой Л. С., 1976 года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, с.<адрес>, изъятое ДД.ММ.ГГГГ в ходе выемки в ГУ-ОПФР по <адрес> (том № л.д. 1-59);
заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что подписи от имени заявителя Эльмурзаевой Л. С. в заявлении о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ выполнены Эльмурзаевой Л. С.; подписи от имени Эльмурзаевой Л. С. в графах «подпись обратившегося» листка обращения за № от ДД.ММ.ГГГГ выполнены Эльмурзаевой Л. С.; подписи от имени Эльмурзаевой Л. С. в графах «подпись заявителя» в заявлении о распоряжении средствами материнского капитала выполнены Эльмурзаевой Л. С.; подписи от имени Эльмурзаевой Л. С. в графах «подпись обратившегося» в листке обращения, адресованную в УПФР по РИ за №, выполнены Эльмурзаевой Л. С.; подпись от имени Эльмурзаевой Л. С. в графе «подпись заявителя» сведений к заявлению о распоряжении средствами материнского капитала при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий выполнены Эльмурзаевой Л. С. (том № л.д. 102-109);
протоколом осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому с участием подозреваемой Эльмурзаевой Л.С. и ее защитника Хаутиева Д.И. произведен осмотр общественной остановки (географические координаты: 43?13’35’’ северной широты 44?44’49’’ восточной долготы), расположенной по адресу: РИ, <адрес>, в точке пересечения улиц Чахкиева и Фабричная, где Эльмурзаева Л.С. получила от Чапановой Х.У. денежные средства по М(С)К в сумме 453 026,00 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей, зачисленные на банковский счет последней в соответствии с договором купли-продажи (том № л.д. 75-82);
протоколом осмотра предметов (документов) от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которого осмотрена выписка по лицевому счету №, открытому в АО «Россельхозбанк» на имя Чапановой Х. У., полученной в Ингушском региональном филиале АО «Россельхозбанк» посредством запроса в рамках уголовного дела №. (том № л.д. 164-169).
Оснований ставить под сомнение объективность показаний представителя потерпевшего и свидетелей стороны обвинения в той части, в какой они приведены в приговоре, у суда не имеется, поскольку они последовательны, логичны, лишены существенных противоречий относительно обстоятельств совершения преступления, взаимно дополняют друг друга и согласуются между собой, а также с иными доказательствами по делу.
Сомневаться в достоверности указанных выше письменных доказательств у суда оснований также не имеется, поскольку каких-либо нарушений требований закона при их сборе и фиксации, которые могли бы повлечь за собой признание указанных доказательств недопустимыми, органами предварительного следствия не допущено.
Действия подсудимой Эльмурзаевой Л.С. суд квалифицирует по ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, как совершение мошенничества при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и недостоверных сведений, совершенное в крупном размере.
При назначении подсудимой наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного ею преступления, обстоятельства, влияющие на ее наказание за содеянное.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой Эльмурзаевой Л.С., в соответствии с п. «и» ч. 1 и ч. 2 ст. 61 УК РФ, суд учитывает явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, полное признание ею своей вины, раскаяние в содеянном, положительные характеристики по месту жительства, совершение преступления впервые, наличие тяжелых заболеваний, тяжелое материальное положение.
Обстоятельств, отягчающих наказание Эльмурзаевой Л.С., судом не установлено.
На основании изложенного, суд считает, что Эльмурзаевой Л.С. должно быть назначено наказание, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденной и предупреждения совершения ею новых преступлений, в виде лишения свободы, не находя возможным применить к ней положения ч. 6 ст. 15 и ст. 64 УК РФ.
Вместе с тем, с учетом всего комплекса установленных судом смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих наказание обстоятельств, суд полагает возможным применить положения ст. 73 УК РФ – условное осуждение в части наказания в виде лишения свободы, придя к выводу о возможности исправления Эльмурзаевой Л.С. в условиях без ее изоляции от общества и представив ей тем самым такую возможность.
Учитывая отсутствие по делу каких-либо отягчающих обстоятельств, суд также считает возможным не назначать Эльмурзаевой Л.С. дополнительные наказания в виде штрафа и ограничения свободы.
При назначении подсудимой наказания суд также учитывает положения ч. 1 ст. 62 УК РФ. При этом, оснований для изменения категории преступления суд не усматривает.
При решении судьбы вещественных доказательств суд учитывает требования ст.ст. 81-82 УПК РФ.
Прокурором <адрес> Республики Ингушетия Чербижевым И.У. заявлен гражданский иск о взыскании с Эльмурзаевой Л.С. суммы имущественного ущерба, причиненного преступлением в размере 453 026 рублей.
Гражданский иск подтверждён документально и с учётом требований ст. 1064 ГК РФ, подлежит удовлетворению, поскольку сумма причиненного ущерба подсудимой не возмещена.
Процессуальные издержки, предусмотренные статьей 131 УПК РФ, взысканию с подсудимого не подлежат, учитывая его материальное и семейное положение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 307, 308, 309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л:
Признать Эльмурзаеву Л. С. виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком на 2 (два) года.
С применением ст. 73 УК РФ назначенное осужденной Эльмурзаевой Л.С. наказание в виде лишения свободы считать условным с определением ей испытательного срока в 1 (один) год.
Меру пресечения в отношении Эльмурзаевой Л.С. – подписку о невыезде и надлежащем поведении по вступлению приговора в законную силу отменить.
Контроль за поведением осужденной Эльмурзаевой Л.С. возложить на УФСИН России по Чеченской Республике.
Обязать Эльмурзаеву Л.С. не менять постоянного места жительства без уведомления уголовно-исполнительной инспекции, ведающей исполнением приговора, один раз в месяц являться в орган исполняющий приговор на регистрацию.
Гражданский иск прокурора <адрес> Республики Ингушетия Чербижева И.У. о взыскании с Эльмурзаевой Л.С. суммы имущественного ущерба, причиненного преступлением удовлетворить.
Взыскать с Эльмурзаевой Л. С. в пользу Главного управления - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по <адрес> денежные средства в счет возмещения ущерба, причиненного преступлением в размере 453 026 (четыреста пятьдесят три тысячи двадцать шесть) рублей 00 копейки.
Вещественные доказательства: дело лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки на имя Эльмурзаевой Л.С. – хранящееся в камере хранения вещественных доказательств СО по <адрес> СУ СК РФ по РИ, после вступления приговора в законную силу передать по принадлежности; выписка по лицевому банковскому счету №, открытого в АО «Россельхозбанк» на имя Чапановой Х.У., хранящаяся в материалах уголовного дела – хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 15 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в апелляционной жалобе.
Председательствующий
КОПИЯ верна:
Судья Магасского районного суда Г.А. Мурзабеков