дело № 2-925/2023
УИД: 24RS0048-01-2022-006178-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Злобиной М.В.,
при секретаре Березюке Н.В.,
с участием истца Ларионовой С.Г. и ее представителя Мартыновой А.Л., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика Чернявской Л.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ларионовой Светланы Геннадьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Ларионова С.Г. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР по <адрес>, реорганизованному в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес>, в котором просит признать решение УПФР в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна в КБУЗ «<адрес> больница»; обязать ответчика засчитать период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-интерна КБУЗ «<адрес> больница» в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии и применить к нему льготный порядок исчисления, засчитав год работы как год и шесть месяцев.
Требования мотивированы тем, что истец обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в установлении досрочной пенсии. При этом, ответчиком не включены спорные периоды работы истца в льготном исчислении. Истец указывает, что врач-интерн в период прохождения интернатуры выполняет практически те же функции, что и врач, работающий по специальности, прохождение интернатуры подтверждается ответом КГБУЗ ККБ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истец полагает, что спорный период работы истца подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ в льготном исчислении как год и шесть месяцев за год работы.
Истец Ларионова С.Г. и ее представитель Мартынова А.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске, дополнительно пояснили, что истец не должен отвечать за то, что работодатель не сохранил документы.
В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по <адрес> Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, указала, что после даты регистрации в системе персонифицированного учета ответственность за предоставленные сведения несет работодатель. Работодатель не подтвердил основания для учета спорного период работы истца как стажа на соответствующих видах работы с возможностью льготного исчисления.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении не заявляли.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В силу пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ №/П-22, которым утвержден Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее – Список), а также инструкция по применению этого списка, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ
№/П-20 (далее – Инструкция).
Указаниями Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-31-У "О порядке применения раздела XXIV Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", разъяснено, что непосредственное обслуживание больных - это работа, выполнение которой осуществляется в условиях контакта медицинского работника и пациента. В соответствии с действующим законодательством право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ по "непосредственному обслуживанию больных" в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени).
В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГ
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец обратилась в УПФР в Советском районе г. Красноярска с заявлением о назначении трудовой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа.
При этом, пенсионным органом не принят к учету в стаж на соответствующих видах работ, в том числе, период работы истца врачом-интерном в КБУЗ «Шушенская районная больница» в связи с тем, что справка, подтверждающая период работы, отозвана работодателем.
Согласно сведениям трудовой книжки (л.д. 20), приказа Шушенской центральной районной больницы от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 26) Ларионова С.Г. была принята в Шушенскую центральную районную больницу на должность врача-интерна анестезиолога-реаниматолога, и направлена для прохождения интернатуры в ККБ г. Красноярска. При этом, согласно ответу ФГБОУ ВО КрасГМУ им. Проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России приказ о направлении истца для прохождения в интернатуру отсутствует.
Согласно письму КГБУЗ ККБ (л.д. 33) трудовой договор, гражданско-правовой договор КГБУЗ ККБ с Ларионовой С.Г. не заключался.
Представленные КБУЗ «Шушенская районная больница» справки, подтверждающие период работы истца, были отозваны работодателем. КБУЗ «Шушенская районная больница» по запросу суда сведения, подтверждающие характер работы истца, не представила. В справке от ДД.ММ.ГГГГ подобные сведения не содержатся; работодатель указывает, что приказ об увольнении истца отсутствует, справка выдана только на основании устава учреждения и приказов по личному составу.
В соответствии со статьями 81 и 83 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, №, ст. 351) Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Список), и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Согласно Списку, право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения имеют врачи-специалисты указанных лечебных учреждений, врачи-интерны по специальностям не указаны.
Согласно п. 1 Положения по окончании интернатуры врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Ларионовой С.Г. присвоена квалификация врача анестезиолога-реаниматолога согласно удостоверению № решением выпускной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) (л.д. 30) по результатам интернатуры в ККБ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по специальности анестезиология и реанимация.
В соответствии с п. 1 Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение № к приказу Министерства здравоохранения СССР от ДД.ММ.ГГГГ №) (далее - Положение), одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача- специалиста. Пунктом 3 Положения определено, что интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» лица, обучающиеся в интернатуре, являются слушателями учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования. Статус слушателей учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования в части получения образовательных услуг приравнивается к статусу студента высшего учебного заведения соответствующей формы обучения.
Номенклатурой врачебных специальностей и номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденных Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № (отменен в связи с включением в Приказ Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ №) не предусмотрена должность врача - интерна.
Должностные обязанности врача-интерна отличаются от должностных обязанностей врача-специалиста. Так, согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденным Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, для врача-интерна предусмотрено выполнение следующих работ: осуществление функции врача под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия; работа в соответствии с типовым планом подготовки врачей-интернов; ежеквартальный отчет о выполнении своего индивидуального плана на общем собрании врачей-интернов с участием главных специалистов и преподавателей медицинского института (факультета), ответственных за подготовку врачей-интернов; соблюдение правил внутреннего трудового распорядка учреждения здравоохранения, в котором проходит интернатуру; сдача выпускного экзамена по специальности по завершении подготовки в интернатуре; для врача-специалиста предусмотрено выполнение следующих работ: оказание населению постоянной, экстренной и неотложной медицинской помощи по своей специальности, используя современные методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации; планирование и анализ своей работы; соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии; руководство работой среднего медицинского персонала и др.
Пунктом 3.3.1 Положения об оплате работников здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, врачи-интерны отнесены к врачебному персоналу как самостоятельная должность с разрядом оплаты труда - 9, врачи-специалисты выделены отдельно с разрядом оплаты труда - с 10 по 15.
Согласно справке КГБУЗ ККБ истец, находясь в статусе врача-интерна, выполняла функциональные обязанности по должности врача-анестезиолога – реаниматолога, участвовала в оперативном лечении пациентов. Однако, сведения о фактически выполняемых работах, выплачиваемой заработной плате, режиме труда и отдыха Ларионовой С.Г., занятой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве врача-интерна в ККБ г. Красноярска, в материалы дела не представлены.
Из карт пациентов, представленных в материалы дела, Ларионовой (без инициалов) в качестве анестезиолога произведены записи о результатах осмотра и назначениях пациентам. При этом, часть карт фамилию врача не содержат. Установить точно период и объем работ из представленных карт не представляется возможным.
Сведения о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, действующей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в материалы дела не представлены. Также не представлены сведения о предоставлении оплаты труда Ларионовой С.Г., занятой в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-интерном в КГБУЗ «Шушенская РБ», сведения о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сведения о продолжительности рабочего времени, сведения о предоставлении молока или других равноценных пищевых продуктов, сведения о предоставлении лечебно-профилактического питания, сведения о проведении медицинских осмотров, сведения о предоставлении дополнительных гарантий (компенсаций), сведения об уплате страховых взносов.
Документов, подтверждающих занятость Ларионовой С.Г. в течение 80 % времени смены в должности врача-интерна анестезиолога-реаниматолога КБУЗ «Шушенская районная больница», в материалы дела не представлено.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку деятельность в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья по сложности, интенсивности и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию работников в связи с особыми условиями труда, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.
Кроме того, согласно абз. 4 ст. 14 Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, либо в суд.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у них по льготной профессии человеку.
Статьей 16 Федерального закона Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным Законом, в том числе по их учетным данным.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета истца работодатель страховые взносы за работника не уплачивал, сведения о характере работы истца с указанием кода особых условий труда не предоставлял.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена государственная экспертиза условий труда истца.
Из заключения Агентства труда и занятости населения Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения об условиях труда, гарантиях и компенсациях Ларионовой С.Г., принятой на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-интерном в КГБУЗ «Шушенская РБ» и переведенную в ККБ, в материалах гражданского дела, дополнительных материалах отсутствуют, определить обоснованность, размер и порядок предоставления гарантий и компенсаций за условия труда не представляется возможным.
Учитывая установленные обстоятельства, оценив представленные в материалы дела документы в их совокупности, принимая во внимание, что после даты регистрации в системе персонифицированного учета работодатель несет ответственность за предоставленные сведения, который не подтвердил наличие оснований для включения спорного периода работы истца в соответствующий стаж, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
При этом, суд разъясняет стороне истца в случае наличия спора право на обращение с соответствующими требованиями о внесении корректирующих сведения индивидуального персонифицированного учета застрахованного лица к работодателю.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Ларионовой Светланы Геннадьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о признании решения незаконным, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Злобина
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна
Судья М.В. Злобина