Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-10/2020 (2-1894/2019;) ~ М-1878/2019 от 19.11.2019

Дело № 2-10/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 января 2020 года с. Улаган

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Беляшевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Альдашевой Любови Михайловны к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение социальной выплаты, об обязании восстановить на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

УСТАНОВИЛ:

Альдашева Л.М. обратилась в суд с иском к Администрации МО «Улаганский район» о признании постановления незаконным, об обязании восстановить на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Исковые требования мотивированы тем, что в 2006 году истец и её дочь обратились в Администрацию МО «Улаганский район» по поводу включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Специалист администрации предложила поставить на учет дочь истца, которая на тот момент являлась инвалидом с детства. На момент постановки дочери на учет истец соответствовала всем условиям программы, имела трудовой стаж, не имела жилья за пределами Улаганского района. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 16.11.2006 г. дочь истца ФИО5 поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи 2 человека. Примерно в 2010, 2011 г. с дочери сняли инвалидность и постановлением от 26.07.2011 года очередь дочери переоформлена на истца без указания состава семьи, истец переведена в категорию «пенсионеры». До 2014 года дочь была прописана в доме истца, а фактически вышла замуж и проживала с семьей в селе Чибиля. В 2019 году при прохождении перерегистрации истец исключила дочь из состава семьи. В 2014 году ФИО5 приобрела жилья в Горно-Алтайске. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 г. №880 Альдашева Л.М. снята с учета по п.п. «г, д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат (в период нахождения в очереди дочь имела жилье за пределами КМС).

17.01.2020 года поступило уточненное исковое заявление Альдашевой Любови Михайловны к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение социальной выплаты, об обязании восстановить на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «пенсионеры» с составом семьи 1 человек с 16.11.2006 года.

Истец Альдашева Л.М. и представитель истца Кайгина Н.С., допущенная к участию в деле на основании устного ходатайства, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в уточненном иске.

Представитель ответчика Администрации МО «Улаганский район» в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, причина неявки суду неизвестна.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерства регионального развития Республики Алтай, Николаева М.Н., действующая на основании доверенности, просила о рассмотрении дела без участия министерства. Из письменного возражения следует, что с 16.11.2006 года ФИО5 принята на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по категории «инвалиды 1, 2 группы, инвалиды с детства». В соответствии с выпиской из акта освидетельствования инвалидность с детства ФИО5 установлена до 01.07.2010 года. Документы, подтверждающие, что ФИО5 является инвалидом с детства в учетном деле отсутствуют, поэтому она подлежала снятию с учета в связи с утратой инвалидности с детства. Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 26.07.2011 г. очередь ФИО5 переоформлена на её мать Альдашеву Л.М., но переоформление очереди возможно только в случае смерти очередника. Постановление от 13.11.2019 г. в части снятия истца с учета соответствует нормам действующего законодательства.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела и учетное дело, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В силу п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. № 879, для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», представляет в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению № 1; б) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) копии документов, подтверждающих родственные отношения заявителя и членов его семьи; г) документ, подтверждающий общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; д) копия пенсионного удостоверения или справка о пенсионном обеспечении из органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, - для пенсионеров; справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства; справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания; е) копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, принадлежащие на праве собственности заявителю и (или) членам его семьи, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; ж) документы, содержащие сведения о проживании заявителя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в период с 31 декабря 1991 г. до 1 января 2015 г.

Пунктом 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, также предусмотрена подача заявления (рапорта) об участии в ведомственной целевой программе с приложением необходимых документов.

Из материалов дела следует, что 16.11.2006 года ФИО5 обратилась в Администрацию МО «Улаганский район» с письменным заявлением и заявлением (рапортом) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категорию «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи: Альдашева Л.М. (мать), приложив к заявлению справку МСЭ-2006 об установлении <данные изъяты>, причина - с детства, на срок до 01.07.2007 года.

Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 16.11.2006 г. № 28-с ФИО5 поставлена на учет для улучшения жилищных условий в категорию «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», состав семьи 2 человека. В материалах учетного дела имеются ежегодные справки об освидетельствования ФИО5, согласно справке МСЭ-2007 от 08.06.2009 г. ФИО5 установлена 3 группа с детства на срок до 01.07.2010 года.

27.06.2011 года Альдашева Л.М. обратилась с письменным заявлением о переводе на её имя очереди дочери ФИО5, т.к. у дочери сняли инвалидность, подала заявление (рапорт) о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в категорию «пенсионеры» с составом семьи – ФИО5 (дочь).

Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 26.07.2011 г. № 476 очередь ФИО5 переоформлена на мать Альдашеву Л.М. в категории «пенсионеры».

Учитывая положения действующего законодательства о заявительном характере при постановке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд приходит к выводу, что 16.11.2006 г. ФИО5 правомерно поставлена органом местного самоуправления на учет, поскольку в заявлении (рапорте) она выразила свое волеизъявление состоять в категории «инвалиды», указав мать Альдашеву Л.М. в качестве члена семьи и представив все необходимые документы.

Суд считает обоснованным довод третьего лица о незаконности постановления Администрации МО «Улаганский район» от 26.07.2011 г. № 476 о переоформления очереди ФИО5 на имя её матери Альдашевой Л.М. с сохранением даты постановки на учет 16.11.2006 года, поскольку согласно положениям ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» переоформление очереди на получение жилищной субсидии с одного лица на другое (за исключением случаев переоформления в связи со смертью лица, состоящего на учете) законодательством не предусмотрено. Одним из условий возникновения у инвалидов с детства права на получение жилищной субсидии является наличие статуса «инвалид с детства». В материалах учетного дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие у ФИО5 инвалидности после 01.07.2010 года, в связи с чем она утратила субъективное право состоять на учете в категории «Инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с составом семьи 2 человека и подлежала снятию с учета без переоформления очереди на другого члена семьи. На основании изложенного, законных оснований для переоформления очереди ФИО5 на имя её матери Альдашевой Л.М. с сохранением первоначальной даты постановки 16.11.2006 года у органа местного самоуправления не имелось.

Постановлением Администрации МО «Улаганский район» от 13.11.2019 г. № 880 Альдашева Л.М. снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно пп. «г, д» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.12.2002г. № 879 (в период нахождения в очереди дочь имела жилье за пределами КМС).

В соответствии с п.21 Положения от 10.12.2002г. № 879 основаниями для снятия с учета являются: г) неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; д) приобретение (строительства) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

В материалах учетного дела имеется выписка из ЕГРН от 21.08.2015 г. о праве собственности ФИО5 на квартиру площадью 28,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, приобретенную по договору купли-продажи от 06.11.2014 г.

Из объяснений истца в суде следует, что её дочь ФИО5 вышла замуж и не проживала с ней с 2012 года, поэтому при ежегодных перерегистрациях истец подавала заявления о включении в состав участников на очередной год в составе семьи 1 человек.

Объяснения истца, данные в судебном заседании, подтверждаются письменными доказательствами: согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО8 и ФИО5 заключен ДД.ММ.ГГГГ; письменными заявлениями Альдашевой Л.М. о прохождении ежегодных перерегистраций, имеющимися в учетном деле, где с 2013 г. по 2019 г. истец указывала состав семьи – 1 человек.

В соответствии с п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, в котором находится его учетное дело, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме). Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

В рассматриваемом случае орган местного самоуправления, принимая ежегодные заявления с изменившимся составом семьи участника программы, на протяжении нескольких лет необоснованно включал в сводный список семью из 2 человек, при этом, не проверяя в рамках предоставленных полномочий законность и обоснованность сохранения за членом семьи права состоять на учете в соответствующей очереди на получение жилищного сертификата.

Принимая во внимание заявительный характер участия в программе, отсутствие установленного порядка исключения членов семьи из состава семьи участника основного мероприятия, суд приходит к выводу, что с 2013 года по 2019 год Альдашева Л.М. выразила волеизъявление состоять на учете одна и ежегодно на протяжении длительного времени подтверждала свое участие в ведомственной целевой программе в составе семьи 1 человек, не включая в состав семьи дочь ФИО5

Кроме того, как на момент приобретения ФИО5 квартиры в Горно-Алтайске, так и на момент снятия истца с учета ФИО5 членом семьи Альдашевой Л.М. не являлась, поскольку они совместно не проживали, были зарегистрированы по разным адресам. Из кредитного договора от 06.11.2014 г. и копии паспорта следует, что ФИО5 зарегистрирована и фактически проживала по адресу: <адрес>, с ноября 2019 года зарегистрирована по адресу: <адрес>, в то время как истец с 30.03.1992 г. по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.

При указанных обстоятельствах, приобретение квартиры ФИО5 не может расцениваться, как основание для снятия с учета Альдашевой Л.М., поскольку как установлено судом с 2013 г. Альдашева Л.М. состояла на учете одна.

Между тем суд считает несостоятельным довод истца о необходимости признания за ней права на получение жилищной субсидии с 16.11.2006 г. в связи с её соответствием на тот момент всем требованиям, предъявляемым для участников программы. Постановка на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в целях получения жилищного сертификата зависит от волеизъявления лица, претендующего на меры социальной поддержки. Из материалов дела следует, что Альдашева Л.М. обратилась с заявлением (рапортом) только 27.06.2011 года. На основании изложенного, принимая во внимание, что соответствие Альдашевой Л.М. требованиям федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ, добросовестное исполнение возложенных законом обязанностей по перерегистрации, отсутствие доказательств нарушения ею условий участия в программе, с учетом заявительного характера участия в программе, суд полагает необходимым признать право состоять в очереди на получение социальной выплаты и обязать восстановить Альдашеву Л.М. в списке участников программы с 27 июня 2011 года. Оснований для восстановления с 16 ноября 2006 года суд не усматривает в связи с отсутствием заявления (рапорта) Альдашевой Л.М. на указанную дату.

Сам по себе факт нарушения Администрацией МО «Улаганский район» процедуры постановки на учет гражданина не подтверждает отсутствие у лица права состоять на учете и не является основанием для снятия с учета на получение социальной выплаты. Ненадлежащее исполнение должностными лицами администрации должностных обязанностей при постановке на учет и снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат, нарушает права таких граждан, добросовестно исполнявших все возложенные законом обязанности по перерегистрации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Альдашевой Любови Михайловны к Администрации МО «Улаганский район» о признании права на получение социальной выплаты, об обязании восстановить на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, удовлетворить в части.

Признать за Альдашевой Любовью Михайловной право состоять в очереди на получение социальной выплаты в рамках ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и обязать Администрацию МО «Улаганский район» восстановить Альдашеву Любовь Михайловну на учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории учета «пенсионеры» с составом семьи 1 человек с 27 июня 2011 года.

В удовлетворении искового требования Альдашевой Любови Михайловны к Администрации МО «Улаганский район» об обязании восстановить на учете с 16 ноября 2006 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Решение суда в окончательной форме принято 04 февраля 2020 года.

Председательствующий Е.В. Айманова

2-10/2020 (2-1894/2019;) ~ М-1878/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Альдашева Любовь Михайловна
Ответчики
Администрация МО "Улаганский район"
Другие
Кайгина Надежда Сергеевна
Министерство регионального развития Республики Алтай
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Айманова Елена Васильевна
Дело на странице суда
ulagansky--ralt.sudrf.ru
19.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.11.2019Передача материалов судье
21.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2019Судебное заседание
17.01.2020Судебное заседание
28.01.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2020Дело оформлено
17.03.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее