Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2040/2024 от 11.03.2024

УИД 31RS0016-01-2024-001910-52                                                                       К О П И Я

Дело № 2-2040/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белгород                                                                                                 26 апреля 2024 года

Октябрьский районный суд города Белгорода в составе:

председательствующего судьи Семенова В.И.,

при секретаре Дятченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчарова Сергея Ивановича к Министерству природопользования Белгородской области (Минприроды Белгородской области) о признании недействительными сведений государственного лесного реестра и исключении из государственного лесного реестра сведений,

с участием истца Овчарова С.И. и его представителя Винниковой И.А.,

У С Т А Н О В И Л :

В исковом заявлении Овчаров С.И. просит признать недействительными сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером , категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью пересечения 5,355 га на земли лесного фонда РФ ОКУ «Корочанское лесничество» <адрес>, условный номер и обязать Минприроды Белгородской области исключить соответствующие сведения из государственного лесного реестра.

В обоснование требований Овчаров С.И. ссылается на следующие обстоятельства.

09 июня 2018 года он приобрел земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером общей площадью 513122 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> Данный участок состоит из 2-х контуров и имеет вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства.

Основным видом деятельности Овчарова С.И. является воспроизводство (искусственное) пресноводных биоресурсов – ОКВЭД 03.22.5. С целью дальнейшего освоения приобретенного Истцом земельного участка и введения его в эксплуатацию, Истец обратился к главе Корочанского района с просьбой согласовать вырубку древесно-кустарниковой растительности на указанном земельном участке. Истец получил ответ, что данный земельный участок имеет пересечение с границами земель лесного фонда Российской Федерации на территории ОКУ «Корочанское лесничество».

В марте 2019 года Истец обратился к руководителю Управления лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области с такой же просьбой, о согласовании вырубки имеющейся на земельном участке с кадастровым номером древесно-кустарниковой растительности, так как планировалось проведение работ по строительству гидротехнических сооружений и рыбоводных прудов выростного рыбоводного хозяйства для производства рыбопосадочного материала. За подписью начальника Управления лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области Н.Н. Усольцевой Истец получил ответ от 19.04.2019 года исх. Согласно представленной информации в указанном ответе, спорный земельный участок расположен в границах земель лесного фонда РФ квартал 156 выделы 4-7 ОКУ «Корочанское лесничество» (бывший колхоз им. Кирова квартал № 6, условный номер . В ответе также указано, что материалами лесоустройства подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером (категории земель – земли сельскохозяйственного назначения) площадью пересечения 5,355 га частично накладываются на земли лесного фонда РФ ОКУ «Корочанское лесничество» квартал 156 выделы 4-7. К ответу была приложена схема пересечения земельного участка. Тем самым Истцу было отказано в вырубке древесно-кустарниковой растительности. В ответе содержалось требование о внесении изменений в расположение границ участка с кадастровым номером , с целью устранения выявленного пересечения и соблюдения прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда, расположенные в границах Белгородской области. В случае оставления настоящего требования без рассмотрения Управление лесного и охотничьего хозяйства Белгородской области оставили за собой право обратиться в суд.

Истец написал заявление в Управление Росреестра по Белгородской области о предоставлении информации о пересечении с границами земельного участка с кадастровым номером , сведения о которых содержаться в ЕГРН 22.04.2019 года и получил ответ за подписью директора Филиала ФГБУ «Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Белгородской области А.В. Ансимова о том, что в базе данных ЕГРН по состоянию на 18.04.2019 года информации о пересечении земельного участка с кадастровым номером с границами иных земельных участков отсутствуют.

Земельный участок с кадастровым номером был выделен из общего земельного участка на который в свое время был составлен межевой план (землеустроительное дело), в отношении которого была проведена процедура согласования границ земельного участка со смежными землепользователями. Каких-либо данных о пересечении его границ с другими земельными участками, в том числе участками лесного фонда, при постановке участка на учет не было выявлено. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, границы земельного участка определены в соответствии с земельным законодательством.

Более того, спорный земельный участок не является лесным. Он всегда был предназначен для ведения сельского хозяйства и имеет сельскохозяйственное назначение.

На земельном участке с кадастровым номером не растут леса, а располагается древесно-кустарниковая растительность, лесные насаждения, произрастание которых и стало первопричиной настоящего спора. Прорастание на нем древесно-кустарниковой растительности и лесных насаждений, а также проведение лесоустройства не меняет его целевого назначения.

В июне 2019 года Истец обратился в Федеральное агентство лесного хозяйства – Рослесхоз с заявлением об исключении земельного участка с кадастровым номером из государственного лесного реестра (ГЛР). 18 июля 2019 года по электронной почте Истец получил от заместителя руководителя Рослесхоза М.Ю. Климова уведомление о направлении его обращения для рассмотрения и ответа в Управление лесами Белгородской области в рамках установленной компетенции. То есть в ответе было указано, что в соответствии с пунктом 3.2.46 Положения об управлении лесами Белгородской области от 29.04.2019 года № 180-пп, ведение ГЛР в отношении лесов, расположенных в границах Белгородской области, осуществляет Управление лесами Белгородской области (в настоящее время Минприроды Белгородской области).

В результате Овчаров С.И. вынужден обратиться в суд, так как до настоящего времени не проведены мероприятия об исключении лесных участков (выделы 4-7 квартала 156 Корочанского лесничества) из ГЛР.

В судебном заседании Овчаров С.И. и его представитель Винникова И.А. иск поддержали.

Представитель ответчика извещен о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, в которых указано следующее.

Действующим законодательством Российской Федерации в области лесных отношений установлен порядок внесения изменений в сведения государственного лесного реестра.

Согласно ч. 6 ст. 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 04.12.2006 г. 201 –ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключается из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; границ этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождении полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

В соответствии с ч. 7 ст. 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 года № 201-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений.

В материалах дела отсутствуют доказательства получения Управлением лесами Белгородской области такого уведомления.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 года № 1-п указано, что лесной фонд – ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов – представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Согласно ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком являются земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст. 67 Лесного кодекса Российской Федерации на территории земель лесного фонда производится лесоустройство. Лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (ч. 1 ст. 68 ЛК РФ).

Особенности учета лесных участков в составе земель лесного фонда установлены Федеральным законом от 04.12.2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 201-ФЗ).

В части 1 статьи 4.2 Федерального закона 201-ФЗ указано, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в ГЛР, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, и исследовав доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных названным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить её в качестве индивидуально определённой вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости) ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу статей 7, 8 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (часть 4 статьи 8 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости).

В частях 8 и 10 статьи 22 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости указано, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно части 3 статьи 14 Закона N 172-ФЗ в редакции Закона N 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в этом реестре, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 названной статьи. Правила этой части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что закон № 280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона N 172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и ЕГРН, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра. (определения от 21.09.2017 №1793-О, 1794-О,1795-О, от 24.02.2022 № 423-О).

Из изложенного следует, что положения закона № 280-ФЗ, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями двух публичных реестров (ЕГРН и ГЛР) и условия, при которых отдается приоритет сведениям ЕГРН, направлены на защиту добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов, полагавшихся на сведения ЕГРН (ранее ЕГРП). При этом при возникновении спора о праве положениями названного закона не исключается необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и законности возникновения прав на них.

Иное толкование закона может привести к существенному снижению правовой защиты лесов, их безвозвратному уничтожению, нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и легализации прав на лесные участки недобросовестными лицами. Без установления указанных обстоятельств выводы судов о возможности безусловном приоритете сведений ЕГРН над сведениями ГЛР, являются неправомерными (определение Судебной Коллегии по экономическим спорам Верховного суда от 17 июня 2022 года № 301-ЭС21-25438).

Следует также отметить, что Федеральным законом от 27.12.2018 N 538-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий" Лесной кодекс дополнен, в том числе статьей 123, предусматривающей, что на землях сельскохозяйственного назначения могут располагаться леса, которые подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Такие особенности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 года № 1509. Данным постановлением допускается использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в целях, предусмотренных пунктами 1-8, 10, 10.1, 13-15 части 1 ст.25 Лесного кодекса.

Данные положения направлены на стимулирование вовлечения в оборот земель, которые исторически предназначались для ведения сельскохозяйственной деятельности, но по какой-то причине были заброшены и заросли лесом. Собственникам таких земель предоставляется право выбора дальнейшей судьбы этих участков путем осуществления действий по их расчистке с целью возврата данных участков в сельскохозяйственный оборот, а если это экономически нецелесообразно, предусмотрена возможность организации ведения на них полноценного лесного хозяйства с соблюдением всех необходимых требований.

Постановление Правительства № 1509 не может применяться к землям лесного фонда, учтенных в качестве таких земель в ГЛР, которые никогда не использовались и не предназначались для сельскохозяйственного производства, но сведения о которых вследствие ошибочных действий были внесены в ЕГРН в качестве земель сельскохозяйственного назначения.

С учетом приведенных положений следует признать, что собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения о котором содержатся в ЕГРН, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявлять требования о внесении изменений в Государственный лесной реестр на основании Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ и иных законодательных актов в редакции указанного Закона с учетом того, что данным законодательством установлен приоритет сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

При таких обстоятельствах требования истца о признании недействительными сведений государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью пересечения 5,355 га на земли лесного фонда РФ ОКУ «Корочанское лесничество» квартал 156 выдел 4-7 – бывший колхоз им. Кирова квартал № 6 условный номер являются обоснованными, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика исключить из государственного лесного реестра указанные сведений.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными сведения государственного лесного реестра об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером , категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью пересечения 5,355 га на земли лесного фонда РФ ОКУ «Корочанское лесничество» квартал 156 выдел 4-7 – бывший колхоз им. Кирова квартал № 6 условный номер

На основании настоящего решения суда Министерство природопользования Белгородской области (ИНН 3123150996) обязано исключить из государственного лесного реестра сведения об отнесении к лесному фонду части земельного участка с кадастровым номером категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, площадью пересечения 5,355 га на земли лесного фонда РФ ОКУ «Корочанское лесничество» квартал 156 выдел 4-7 – бывший колхоз им. Кирова квартал № 6 условный номер в течении пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Белгорода.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-2040/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Глава КФХ Овчаров Сергей Иванович
Ответчики
Управление лесами Белгородской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Белгорода
Судья
Семенов Василий Иванович
Дело на сайте суда
oktiabrsky--blg.sudrf.ru
11.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
12.03.2024Передача материалов судье
09.04.2024Подготовка дела (собеседование)
09.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.04.2024Судебное заседание
15.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее