Дело № 2-161/2024 (2-3412/2023)
УИД 58RS0027-01-2023-003825-17
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
15 января 2024 года
Октябрьский районный суд города Пензы
в составе председательствующего судьи Тюриной Е.Г.
при секретаре Трошкиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе гражданское дело по иску Казанцева Дмитрия Владимировича к Администрации г. Пензы о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Казанцев Д.В. обратился в суд с вышеназванным иском к Администрации г. Пензы, указав, что ФИО11 и членам его семьи (жене ФИО2 и дочери ФИО3) в 1969 году как работнику ... было предоставлено в соцнайм жилое помещение: квартира по адресу: <адрес>. В данной квартире помимо ФИО1 и его супруги была зарегистрирована по месту жительства и проживала также его дочь ФИО4 с мужем и детьми. В настоящее время в квартире прописан и проживает внук ФИО1 — Казанцев Дмитрий Владимирович, все остальные члены семьи умерли, что подтверждается приложенными к иску документами (свидетельствами о смерти). Дом построен Пензенским мясокомбинатом, ордер на вселение не выдавался. Впоследствии Пензенский мясокомбинат был ликвидирован. На балансе данная квартира нигде не состоит, право собственности ни за кем не зарегистрировано, в реестре муниципального имущества спорная квартира не числится. На момент вселения в квартиру семьи ФИО10, спорная квартира принадлежала государственному предприятию, и в последующем в силу закона подлежала передаче органу местного самоуправления. Однако, по каким-то причинам так и не была передана Администрации города Пензы и не числится в реестре муниципального имущества. Истец Казанцев Дмитрий Владимирович ранее в приватизации не участвовал;, иных лиц, имеющих право на приватизацию вышеуказанной квартиры, не имеется. В дальнейшем Казанцев Д.В. дополнительно указал, что в реестре муниципального имущества спорная квартира не числится, в связи с тем, что по каким-то причинам так и не была передана Администрации города Пензы и не числится в реестре муниципального имущества, хотя в силу закона подлежала передаче органу местного самоуправления. Администрация города Пензы не выполнила свои обязанности по приему в ведение спорной квартиры, а также ее фиксацию в реестре муниципального имущества в соответствии с Приказом Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", что, в свою очередь, привело к нарушению прав Казанцева Д.В. на приватизацию жилого помещения.Просит признать за ним право собственности на квартиру по адресу: <адрес>.
Истец Казанцев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, о причинах неявки не сообщил.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации города Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, действующая на основании доверенности Милованова Ю.В. в письменном заявлении просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, рассмотрение дела полагает на усмотрение суда.
Судом с согласия стороны истца постановлено рассмотреть дело в порядке заочного судопроизводства в отсутствие неявившегося ответчика.
Представитель третьего лица Управления жилищно-коммунального хозяйства г. Пензы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Кроме того, в ст. 40 Конституции РФ гарантируется, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно ст.5 Федерального Закона от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного Кодекса РФ, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.47 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005 года, на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Согласно ч.1 ст.51 ЖК РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В силу ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся к качестве общежитий, и переданных в введение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Следовательно, в силу вышеуказанных норм, признаются ранее возникшие отношения по пользованию жилыми помещениями, как следует из ст.5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и ч.3 ст.6 ЖК РФ.
В соответствии со ст.60 ЖК РФ, по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда… обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено: граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г., а также помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.08.1993 за №8 «О некоторых вопросах применения судами закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Как установлено в судебном заседании, следует из пояснений представителя истца и подтверждается представленными в материалы дела ответом ГБУ ПО «Государственная кадастровая оценка» от 27.11.2023, правообладателем жилого <адрес> в г. Пензе на основании регистрационного удостоверения № от 11.12.1969 являлся ....
Согласно выпискам из ЕГРЮЛ Пензенский Мясоптицекомбинат неоднократно реорганизовывался и в настоящее время его правопреемником является АО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод», который на запросы суда в отношении жилого дома № <адрес> и спорного жилого помещения информации не предоставил.
Между тем, на основании ответа Министерства государственного имущества Пензенской области от 20.12.2023 – согласно Плану приватизации мясоптицекомбината «Пензенский», утвержденному Председателем комитета по управлению госимуществом Пензенской области 16.07.2022, жилой фонд, числящийся на балансе мясоптицекомбината «Пензенский» приватизируется по особому режиму и остается в муниципальной собственности.
На основании изложенного, суд признает установленным, что отсутствие из реестре муниципальной собственности и в ЕГРН сведений об администрации города Пензе и самого города Пензы как правообладателе <адрес> в г. Пензе не влияет на статус указанного жилого помещения как муниципального, в отношении которого в силу вышеизложенных норм закона возможно заключение как договора социального найма, так и договора о передаче квартиры в собственность граждан – приватизации.
Согласно поквартирной карточки на <адрес> в г. Пензе по указанному адресу с 25.04.1989 зарегистрирован Казанцев Д.В., что также следует из его паспорта. Иных лиц в названной квартире в настоящее время нет.
Казанцев Д.В. постоянно проживает в указанной квартире, оплачивает за нее коммунальные и иные платежи, что стороной ответчика не оспаривалось.
Требований о выселении из <адрес> в г. Пензе ответчиком или иным управомоченным органом не заявлялось.
Ввиду изложенного суд признает установленным, что несмотря на отказ Управления ЖКХ г. Пензы в заключении с Казанцевым Д.В. договора социального найма жилого помещения – квартиры <адрес> между истцом Казанцевым Д.В. и правообладателем спорного жилого помещения городом Пенза в лице уполномоченных органов фактически заключен и исполняется договор социального найма <адрес>
Доказательств того, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду или находится в аварийном состоянии и признано не пригодным для проживания, в материалы гражданского дела не представлено.
В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Стороной ответчика возражений на иск не представлено, доводы, по которым они не согласны с иском, не заявлены.
Оценив все представленные доказательства, с учетом того, что <адрес> был передан в ведение администрации города Пензы, суд приходит к выводу о том, что к спорному жилому помещению применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Учитывая изложенное, а также то, что спорное жилое помещение представляет собой изолированную квартиру, суд считает, что в силу ст. 7 Федерального закона от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» на квартиру <адрес> распространяется общий режим, установленный для помещений, предоставленных по договорам социального найма, в том числе, право приватизации, гарантированное ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Отсюда суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение может быть приватизировано без ограничений, установленных ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Статья 218 ГК РФ предусматривает, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно статье 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником з собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
По смыслу Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» данного закона, право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Поэтому, в случае если имеется распоряжение о передаче жилых домов в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам жилой дом не передан, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений, он вправе обратиться в суд. Если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 года, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла конституционного и гражданского законодательства, порождают гражданские права и обязанности, в том числе гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемых законом и т.д.
При этом ст. 12 ГК РФ, предусматривая способы защиты гражданских прав устанавливает, что защита гражданских прав осуществляется в том числе путем признания права.
То обстоятельство, что домовладение <адрес> не значится в реестре муниципальной собственности, по убеждению суда, не может являться ограничением для приватизации спорного жилого помещения, поскольку иное противоречило бы ст.7 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а отсутствие решения органа местного самоуправления о включении дома или квартиры в нем в соответствующий реестр не должно препятствовать осуществлению гражданами прав на приватизацию, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанного решения.
На основании изложенного, поскольку истец Казанцев Д.В. на законных основаниях был вселен в спорную квартиру, а в настоящий момент он, несмотря на отсутствие заключенного с ним в письменной форме договора, в силу ст.7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» и ст.60 ЖК РФ, является нанимателем спорного жилого помещения по договору социального найма, и учитывая, что истцом ранее право бесплатного приобретения (приватизации) жилого помещения в государственном и/или муниципальном жилом фонде использовано не было, что подтверждается представленной в материалах дела справкой МУП «ОГСАГиТИ г.Пензы», суд приходит к выводу, что истец, в соответствии со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», имеет право на однократное бесплатное приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность, в связи с чем исковое требование Казанцева Д.В. подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░