Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-160/2023 (2-1970/2022;) ~ М-1629/2022 от 04.10.2022

Дело № 2-160/2023 (2-1970/2022)

11RS0004-01-2022-003401-78

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    Печорский городской суд Республики Коми в составе:

    судьи Продун Е.А.

    при секретаре Петуховой Е.Ю.,

    с участием помощника прокурора Ветошева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Печоре 26 января 2023 г. дело по иску Мишарина А. А.ча к администрации муниципального района «Печора» о понуждении к исполнению обязательства об изъятии жилого помещения и земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Мишарин А.А. обратился в суд с иском к администрации МР «Печора» о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: **********, и принадлежащей ему квартиры №... в данном доме, направлении в адрес истца соглашения об изъятии (выкупе) данного имущества. В обоснование требований указано, что в соответствии с заключением межведомственной комиссии муниципального района «Печора» от **.**.** №... и распоряжением главы администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р многоквартирный жилом дом ********** признан аварийным и подлежащим сносу. **.**.** в адрес истца было направлено требование №..., с предложением в срок до **.**.** осуществить снос многоквартирного жилого дома **********. То есть ответчиком установлен срок для принятия решения о самостоятельном сносе собственниками дома более одного года, что в силу положений ст.32 Жилищного кодекса РФ не является разумным, с учетом прошедшего двухлетнего периода для направления требования. Освобождение жилых помещений в ветхом доме должно производиться с учетом его состояния и не может произвольно затягиваться, поскольку имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью проживающих в таком жилье лиц. Истец является инвалидом 2 группы, частично парализован. Нахождение истца в аварийном доме ставит под угрозу его жизнь.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца – адвокат Пашина Т.В., действующая на основании ордера №... от **.**.**, на иске настаивала.

Представитель ответчика Родионова Т.А., действующая на основании доверенности от **.**.**, иск не признала.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителей третьих лиц Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» и Управления финансов МР «Печора», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Из письменного отзыва третьего лица следует, что Комитет по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» возражает против удовлетворения иска.

    Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск подлежащим удовлетворению, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Как следует из материалов дела, по адресу: ********** находится 8-квартирный брусчатый жилой дом, 1960 года постройки.

Квартира ********** с **.**.** принадлежит на праве собственности истцу Мишарину А.А., который зарегистрирован в данном жилом помещении (с **.**.**) и фактически проживает в нем по настоящее время.

    Другого жилого помещения для постоянного проживания, в том числе на праве собственности, у истца не имеется, что подтверждается материалами дела.

    **.**.** межведомственная комиссия приняла заключение №... о выявлении оснований для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: **********, аварийным и подлежащим сносу.

Из содержания акта межведомственной комиссии №... от **.**.**, положенного в основу указанного заключения, следует, что в доме ********** имеются нарушения требований пожарной безопасности. Ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменению параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, а именно: внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, что создает угрозу жизни и здоровья человека. Учитывая существующую угрозу обрушения, аварийное техническое состояние большинства несущих и ограждающих конструкций здания и объем ремонтных работ по их замене, моральный износ, проведение капитального ремонта, включая замену инженерных сетей и выполнение мероприятий по повышению тепловой эффективности ограждающих конструкций – стен, чердачного перекрытии, экономически нецелесообразно.

Распоряжением главы муниципального района – руководителя администрации МР «Печора» от **.**.** №...-р многоквартирный дом ********** признан аварийным, подлежащим сносу. Данным распоряжением определен срок сноса указанного дома и отселения физических лиц – до **.**.**. При этом указано, что отделу жилищно-коммунального хозяйства администрации МР «Печора» необходимо предъявить к собственникам помещений требования о сносе дома в срок до **.**.**.

Признание дома аварийным, подлежащим сносу и принятие распоряжения о сносе дома и отселении граждан является началом процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

    В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

     Из представленных суду документов следует, что требование о сносе многоквартирного дома ********** было направлено истцу **.**.** (требование №...). Данное требование содержало указание на то, что в случае, если истец и другие собственники жилых помещений в установленный срок (до **.**.**) не осуществят снос указанного аварийного многоквартирного дома, земельный участок, на котором расположен дом, будет изъят для муниципальных нужд и, соответственно, будет изъято принадлежащее истцу жилое помещение в указанном доме, в порядке, предусмотренном частями 1-2, 5-9 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.

        Установлено, что снос дома ********** собственниками помещений по настоящее время не осуществлен.

    В Программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда ********** в пгт.Путеец ********** не включен.

        В соответствии с ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.

В подпункте 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ определено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Сроки для принятия решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, расположенном на изымаемом земельном участке, для муниципальных нужд нормами жилищного законодательства не установлены, однако с учетом степени аварийности дома и опасности для продолжения проживания в нем граждан, сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.

    На основании изложенного, учитывая, что установленный ответчиком в требовании срок для сноса многоквартирного дома истек (до **.**.**), принимая во внимание техническое состояние дома и отсутствие у истца, являющегося инвалидом, иного жилого помещения для постоянного проживания, суд приходит к выводу о том, что требование Мишарина А.А. о возложении на администрацию МР «Печора» обязанности принять решение об изъятии земельного участка и принадлежащего истцу жилого помещения для муниципальных нужд подлежит удовлетворению. В целях надлежащего и своевременного исполнения решения в данной части, суд полагает возможным установить срок его исполнения – в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

    В соответствии с частью 4 статьи 32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.

     Согласно пп.7 п.1 ст.56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в том числе содержит размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Размер возмещения определяется в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных статьей 56.8 Земельного кодекса РФ.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием (ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие денежных средств (дефицит бюджета), необходимых на мероприятия по изъятию для муниципальных нужд недвижимости, само по себе не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности по подготовке соглашения.

    На основании изложенного, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требование Мишарина А.А. о возложении на администрацию МР «Печора» обязанности подготовить и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд также подлежит удовлетворению.

    Принимая во внимание объем необходимых работ по оценке недвижимости, учитывая, что земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в данной части – в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:    

    Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: **********, и жилого помещения – квартиры ********** принадлежащей на праве собственности Мишарину А. А.чу.

    Обязать администрацию муниципального района «Печора» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу подготовить и направить Мишарину А. А.чу проект соглашения об изъятии (выкупе) для муниципальных нужд земельного участка по адресу ********** и жилого помещения – квартиры **********

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Продун

    Мотивированное решение составлено 02 февраля 2023 г.

2-160/2023 (2-1970/2022;) ~ М-1629/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский межрайонный прокурор
Мишарин Александр Александрович
Ответчики
Администрация МР "Печора"
Другие
КУМС МР "Печора"
Пашина Татьяна Васильевна
Управление финансов МР "Печора"
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Продун Елена Андреевна
Дело на сайте суда
pechora--komi.sudrf.ru
04.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.10.2022Передача материалов судье
11.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Судебное заседание
25.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Судебное заседание
02.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее