14RS0035-01-2023-018609-88
№5-2291/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Якутск 27 декабря 2023 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Никифорова Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2, ____ года рождения, уроженка ____, Якутской АССР, гражданина Российской Федерации, паспорт 9802 585407 от ____, зарегистрированного по адресу: ____., проживающая по адресу: ____,
УСТАНОВИЛ:
Отделом полиции №2 МУ МВД России «Якутское» в суд передан на рассмотрение протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ФИО2.
Согласно указанного протокола, от ____, в результате мониторинга сети «Интернет», было установлено, что ФИО2 в социальной сети «instagram» принадлежащей компании «Meta» признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории Российской Федерации, на странице пользователя под псевдонимом «___ находящейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, администратором которой она является, разместила и публично демонстрировала информацию в виде видеозаписи, в которой: содержатся высказывания направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные видеоматериалы в момент обнаружения находились на вышеуказанной странице пользователя в открытом доступе.
Таким образом, ФИО2 осуществила публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, которые используются на основании решения Президента Российской Федерации и с согласия Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, утвержденного постановлением от 22.02.2022 N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации", тем самым искажал и дискредитировал задачи по использованию Вооруженных сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и сами Вооруженные силы Российской Федерации, которые используются за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Административным органом действия ФИО2 квалифицированы по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
В судебное заседание, назначенное на ____ в ____, привлекаемое лицо ФИО2, представитель административного органа не явились, извещены надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства.
В соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности в случае, если у суда имеются сведения о надлежащем извещении, и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч.2 ст.25.15 КоАП РФ извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Как следует из материалов дела, о месте и времени судебного заседания, назначенного на ____, ФИО2 извещена надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство об административном правонарушении.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Данное правонарушение отнесено законом к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Объективная сторона вменяемого нарушения заключается в осуществлении публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа, в данном случае - на подрыв и умаление авторитета по вопросу использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и безопасность своей территории.
Пунктом "м" ст. 71 Конституции РФ предусмотрено, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее по тексту - ФЗ N 61-ФЗ) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите, вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, и в целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ (ч. 4 ст. 1), которые представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ, предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 10 ФЗ).
Положениями п. 2.1 ст. 10 ФЗ N 61-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, формирования Вооруженных Сил РФ могут оперативно использоваться за пределами РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе, задач по отражению вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами РФ; отражению или предотвращению вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защите граждан РФ за пределами территории РФ от вооруженного нападения на них.
Решение о таком использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ принимается Президентом РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 ФЗ N 61-ФЗ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 10.1 ФЗ N 61-ФЗ).
При этом в силу ч. 2 ст. 4 ФЗ N 61-ФЗ Президент РФ определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 61-ФЗ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится, в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22.02.2022 N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации", в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ Президенту РФ дано согласие на использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
24.02.2022 на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания от 22.02.2022 N 35-СФ Президентом РФ принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. В то же время, в соответствии с положениями ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2), а под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2). Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя (ч. 4 ст. 5).
В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, признаются правонарушением и влекут за собой административную ответственность.
Как установлено по делу, ФИО2 в социальной сети «instagram» принадлежащей компании «Meta» признанной экстремистской организацией и запрещенной на территории Российской Федерации, на странице пользователя под псевдонимом «___» находящейся в свободном доступе для неограниченного круга лиц, администратором которой она является, разместила и публично демонстрировала информацию в виде видеозаписей, в которых содержатся высказывания направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные видеоматериалы в момент обнаружения находились на вышеуказанной странице пользователя в открытом доступе.
При осмотре содержимого страницы, установлена публикация имеющая признаки дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддерживания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в казанных целях, оказания добровольческим формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженных Силы Российской Федерации. Данная видеозапись находится в свободном доступе для всех пользователей, в целях фиксации вышеуказанной видеозаписи была осуществлена запись видеоматериала на DVD- носитель и составлена стенограмма видеоматериала:
- «Я ФИО2 родилась и выросла в Якутии. Сегодня мы говорим от лица народа Саха, от малочисленных народов Севера, проживающих в Якутии, а также от лица наших соотечественников, которые не могут говорить правду из-за репрессий, применяемых госорганами Российской Федерации. Вот уже пять месяцев идет чудовищная террористическая война, в которой погибают мирные жители Украины. Война совершенно бессмысленная, непонятная ни одному здравомыслящему человеку. Война это ужасное преступление, это трагедия не только Украины, но и всего мира. Это мощнейший удар по экономике наших стран. Владимир Путин и его банда взяли в заложники страну и её жителей. Он убивает невинных людей в Украине, он отправляет в тюрьмы несогласных с его политикой, он уничтожает города Украины, которые будут восстанавливаться за счет россиян, что приведет к окончательной нищете и деградации российской экономики. Придем ли мы с такими результатами в прекрасной России будущего? Жителям Республики Саха не нужная война. Путин ограбил население Якутии, превратив богатейшею республику в дотационный регион, который ждет подачки из Москвы. Из-за чего решая свои финансовые проблемы представители нацменьшинств России идут на верную смерть в чужой стране. Женщины республики не отпускайте своих сыновей, братьев и мужей на войну в угоду имперским замашка царя. Это война не только геноцид украинского народа, это геноцид представителей нацменьшинств России, которые постоянно ущемляются и страдают от действий или бездействий российского правительства, поэтому мы заявляем: Украине мир, России свободу! Нет войне!».
В данных записях выражается негативная оценка действий российской армии в ходе спецоперации на территории Украины, дискредитирующий характер размещенных сведений является очевидным и подтверждается также заключением о проведении комплексного лингвистического исследования, выполненным экспертом-лингвистом.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Данное исследование проведено экспертом в ГАУ «Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)» 21 июля 2023 года на основании направления начальника Центра по противодействию экстремизму МВД по РС (Я) в котором, содержатся сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 26.4 КоАП РФ, о поставленных вопросах и предупреждении специалистов в порядке ст. 17.9 КоАП РФ.
Суд полагает возможным признать данное заключение иным письменным доказательством по делу, поскольку оно выполнено квалифицированными специалистами, имеющими высшее образование, прошедшими соответствующую переподготовку по проведению судебных экспертиз и имеющими значительный опыт работы по специальности и опыт экспертной деятельности.
Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, полностью подтверждается: протоколом об административном правонарушении, в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения; заключением о проведении лингвистического исследования, также вышеприведенными судом доказательствами в их совокупности. Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Нарушений действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным на то должностным лицом. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении, отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что размещение ФИО2 в социальной сети «instagram» в свободном доступе вышеуказанной видеозаписи свидетельствует о совершении публичных действий, направленных на дискредитацию (то есть подрыв авторитета, доверия) использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, при отсутствии в этих действиях признаков уголовно наказуемого деяния.
В силу ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность привлекаемого лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о возможности назначить наказание в виде административного штрафа менее минимального в размере 15 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО2, ____ года рождения, уроженки ____, гражданина Российской Федерации, паспорт ___ ____, зарегистрированного по адресу: ____, проживающего по адресу: ____ (____, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) руб.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК по Республике Саха (Якутия) (МУ МВД РФ «Якутское»), ИНН 1435054074, КПП 143501001, Расчетный счет: 03100643000000011600, Корреспондентский счет: 40102810345370000085, ГРКЦ НБ РС (Я) - Банка России г.Якутск, КБК 18811601201019000140, БИК 019805001, ОКТМО 98 701 000, УИН 18880414230123246374.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение 10 десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья п/п Н.А. Никифорова
Копия верна, судья Н.А. Никифорова