Копия
№ 2-4298/2022
56RS0018-01-2022-003902-06
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2022 года г. Оренбург
Ленинский районный суд города Оренбурга в составе: председательствующего судьи Даниловой С.М.,
при секретаре Хайранбаевой М.А.,
при участии представителя ответчика администрации города Оренбурга и третьего лица УЖКХ администрации города Оренбурга Мустафиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фуксовой И. М. к администрации города Оренбурга о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу,
УСТАНОВИЛ:
Фуксова И.М. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ... зарегистрирована и проживает по адресу: .... В настоящее время дом N по ... находится в полуразвалившемся аварийном состоянии, непригоден для проживания. По мнению истца, необходимо признать указанный жилой дом аварийным и провести оценку соответствия жилого дома установленным законодательством РФ санитарным нормам и техническим требованиям.
Просила суд признать жилой дом, расположенный по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу (или реконструкции).
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены УЖКХ администрации г. Оренбурга, Межведомственная комиссия.
Истец Фуксова И.М. в судебном заседании не присутствовала, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Межведомственной комиссии в судебном заседании не присутствовал, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке, предусмотренном ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика администрации города Оренбурга и третьего лица УЖКХ администрации города Оренбурга Мустафина О.В., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Заслушав представителя ответчика и третьего лица, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение вышеуказанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
В соответствии с п. 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Согласно пункту 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В соответствии с пунктом 45(1) Положения, в случае если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в пункте 45 настоящего Положения.
В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).
В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Фуксова И.М., на основании договора социального найма N от ..., является нанимателем изолированного жилого помещения, расположенного по адресу: ....
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истец указывает, что в настоящее время дом N по ... находится в полуразвалившимся аварийном состоянии, непригоден для проживания. Стены и потолки имеют множественные повреждения и трещины, полы прогнили, в пяти квартирах отсутствует газификация и во всем доме отсутствует горячее водоснабжение, кроме того три квартиры находятся в социальном найме. Полагала, что вопрос о признании дома аварийным возможно разрешить в судебном порядке.
На основании обращения истца в Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга, межведомственной комиссией ... принято решение о возврате заявления о проведении оценки соответствия жилого помещения N, расположенного по адресу: ..., требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47, документов без рассмотрения, по причине не предоставления заявителем документов, предусмотренных п. 45 Положения, пп.2.6, 2.8 Регламента, и не возможности их истребования на основании межведомственных запросов.
Перечень необходимых документов, предусмотренных п. 45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, не был представлен Фуксовой И.М. и на момент рассмотрения настоящего иска в Межведомственную комиссию.
Более того, истцом не представлено доказательств постановки перед собственниками жилых помещений дома, в том числе и перед управляющей компанией ООО «Приоритет» вопроса о сборе документов о признании дома аварийным, в то время как судебной защите подлежит только нарушенное право.
Истец, как наниматель жилого помещения в доме N по ..., не воспользовалась своим правом на надлежащее обращение в Межведомственную жилищную комиссию по вопросу о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным с предоставлением соответствующего пакета документов, как и не предпринимала действий для организации общего собрания собственников многоквартирного дома для решения вопроса о необходимости получения заключения специализированной организации, проводящей обследование многоквартирного дома.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав положения Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", положения статей 14 и 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, приходит к выводу о том, что решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания законодателем отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии.
Поскольку до настоящего времени решение о признании жилого помещения Фуксовой И.М. непригодным для проживания межведомственной комиссией администрации города Оренбурга в установленном законом порядке не принято, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании жилого дома, расположенного по адресу: ... аварийным и подлежащим сносу (или реконструкции).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Фуксовой И. М. к администрации города Оренбурга о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Данилова С.М.
Мотивированный текст решения изготовлен 20 июля 2022 года
Судья подпись Данилова С.М.
Копия верна
Судья:
Секретарь:
Оригинал подшит в деле № 2-4298/2022, находящемся в производстве Ленинского районного суда г. Оренбурга