Дело № 12-61/2024 (12-644/2023)
УИД 32RS0015-01-2023-001742-83
РЕШЕНИЕ
6 февраля 2024 года г. Брянск
Судья Советского районного суда г. Брянска Колесников П.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мельниковой Елены Арсентьевны на постановление врио руководителя УФАС по Брянской области С. № 032/04/7.30-706/2023 от 26.09.2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела экономической политики и муниципальных закупок Клинцовской городской администрации Мельниковой Елены Арсентьевны, <дата> рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, зарегистрированной <адрес>, документированной паспортом <данные изъяты>,
установил:
постановлением врио руководителя УФАС по Брянской области С. № 032/04/7.30-706/2023 от 26.09.2023 г. начальник отдела экономической политики и муниципальных закупок Клинцовской городской администрации Мельникова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 18 049,51 руб.
Мельникова Е.А. подала жалобу в Клинцовский городской суд Брянской области, которая 18.12.2023 г. поступила для рассмотрения по подведомственности в Советский районный суд г. Брянска.
В обоснование своих доводов автор жалобы ссылается на то, что заказчик в силу положений ст. 33 Закона о контрактной системе самостоятельно формирует предмет закупки, состав выставляемых на торги лотов, исходя из собственных нужд, обусловленных потребностями населения в транспортном обслуживании и принципа эффективности расходования средств бюджета. В данном случае, при объявлении аукциона на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа, заказчиком в единый лот объединены все маршруты перевозок на территории г. Клинцы, поскольку основная часть маршрутов являются нерентабельными и убыточными. Таким образом, при разбивке маршрутов на разные лоты, маршруты, имеющие малую проходимость, не будут востребованы у исполнителей услуг, что приведёт к ситуации, когда часть маршрутов муниципального образования осуществляться не будет, что влечёт за собой ущемление прав и законных интересов жителей г. Клинцы. Просит суд прекратить производство по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.
В судебное заседание Мельникова Е.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Защитник Мельниковой Е.А. - Белозоров А.М. поддержал доводы жалобы по изложенным там основаниям.
Прокурор Середа Е.А. полагала вынесенное постановление законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
На основании статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о контрактной системе).
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Как следует из материалов дела, на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 2.06.2023 г. Управлением государственных закупок Брянской области по заданию заказчика – Клинцовской городской администрации размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки №....
Предметом осуществляемой закупки является оказание услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, в том числе граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ и Брянской области, по муниципальным маршрутам муниципального образования «городской округ г. Клинцы Брянской области» в июле – сентябре 2023 г.
Установлено, что заказчиком в состав одного объекта закупки включены требования о перевозке пассажиров по маршрутам разных направлений и не пересекающихся между собой, в частности: «пл. Ленина-ж/д переезд – пл. Ленина», «ж/д вокзал – Дом Советов - ДЭУ», «Детская больница-Швейная фабрика – Детская больница» и т.д.
Из содержания извещения о закупке следует, что в отношении каждого маршрута разработана схема маршрута с указанием остановочных пунктов, расписание движения транспортного средства, а также каждому маршруту присвоен отдельный порядковый номер, что является нарушением п.1 ч. 2 ст. 42 и п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Для осуществления пассажирских перевозок требуется наличие 37 автобусов различного класса. Из содержания расписания движения транспортных средств по маршрутам, входящим в состав объекта закупки, следует, что исполнитель обязан ежедневно отправлять 36-37 автобусов из разных точек г. Клинцы, что требует от потенциальных участников закупки для участия в закупке и заключения контракта на выполнение перевозок наличия значительных финансовых и материальных ресурсов, необходимых для приобретения всего объема транспортных средств.
Таким образом, действиями заказчика по включению в один объект закупки всех маршрутов, могут привести к ограничению количества участников закупки в связи с невозможностью заявиться на участие в электронном аукционе на обслуживание всех маршрутов претендентам, не обладающим значительным количеством транспортных средств, но способным оказывать услуги по пассажирским перевозкам по одному или нескольким маршрутам.
Согласно ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением главы Клинцовской городской администрации С.Ф. от <дата> №...-р Мельникова Е.А. переведена на должность начальника отдела экономического анализа, прогнозирования, торговли и потребительского рынка Клинцовской городской администрации.
По факту выявленных нарушений 23.08.2023 г. заместителем прокурора г. Клинцы З. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела экономической политики и муниципальных закупок Клинцовской городской администрации Мельниковой Е.А.
Постановлением врио руководителя УФАС по Брянской области С. № 032/04/7.30-706/2023 от 26.09.2023 г. Мельникова Е.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 18 049,51 руб.
Факт административного правонарушения и виновность должностного лица Клинцовской городской администрации Мельниковой Е.А. подтверждены: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.08.2023 г., объяснением Мельниковой Е.А. от 22.08.2023 г., Положением об отделе экономической политики и муниципальных закупок от 5.07.2021 г., извещением о проведении электронного аукциона №..., распоряжением об утверждении закупки от 31.05.2023 г. № 559-р, описанием объекта закупки, муниципальным контрактом №... от 26.06.2023 г., распоряжением от <дата> №...-р о переводе Мельниковой Е.А., должностной инструкцией начальника отдела экономической политики и муниципальных закупок Клинцовской городской администрации, анализом работы автобусов, а также иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
Таким образом, действия должностного лица Мельниковой Е.А. правильно квалифицированы по ч.4.1 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка доказательствам дана в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о пересечении между собой всех маршрутов в рамках рассматриваемой закупки и взаимосвязи их по расписанию, являлся предметом рассмотрения должностного лица Брянского УФАС России и обоснованно отвергнут.
Утверждение защитника о том, что в описании объекта закупки отсутствуют требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, является необоснованным, опровергается приобщенными к материалам дела доказательствами, в том числе непосредственно описанием объекта закупки (в приложении к извещению о проведении электронного аукциона).
Размещение закупки в подобном виде нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в закупке отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества за право заключения муниципального контракта и выполнения работ (оказании услуг) по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Иные доводы жалобы не влияют на выводы о виновности должностного лица в совершении вменённого правонарушения, законность вынесенного постановления и обоснованность назначенного наказания.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Учитывая, что факт совершения начальником отдела экономической политики и муниципальных закупок Клинцовской городской администрации Мельниковой Е.А. вменённого административного правонарушения подтвержден материалами дела, её вина установлена собранными по делу доказательствами, процессуальных нарушений при производстве по делу не допущено, административное наказание соразмерно совершенному правонарушению, оснований для признания незаконным и отмены либо изменения оспариваемого постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6.-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. № 032/04/7.30-706/2023 ░░ 26.09.2023 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 4.1 ░░. 7.30 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░