Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2847/2022 ~ М-2804/2022 от 14.10.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2022 года                                                   г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе

председательствующего Максимовой Е.В.

при секретаре Красотка А.А.,

с участием помощника прокурора г.Тулы Холоимовой Ю.А.,

представителя ответчика МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» по доверенности Иванилова В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-2847/2022 по иску прокурора г.Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» об обязании провести мероприятия по антитеррористической защищенности объекта,

установил:

прокурор г.Тулы, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева», в котором просит в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обязать провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в структурных подразделениях, расположенных по адресам: <адрес>, а именно: объект, расположенный по адресу: <адрес>, оборудовать ограждением (высотой не менее 2 м), обеспечивающим защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц и автотранспорта; объект, расположенный по адрес: <адрес>, оборудовать системой контроля и управления доступом, выезд на территорию оснастить воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении, мотивируя тем, что прокуратурой Пролетарского района г.Тулы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитерростической защищенности и комплексной безопасности в МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева».

В ходе проведенной проверки установлено следующее:

МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» включает в себя структурные подразделения, расположенные по адресам: <адрес>.

Объект, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован ограждением (высотой не менее 2 м), обеспечивающим защиту от несанкционированного доступа посторонних лиц и автотранспорта.

Объект, расположенный по адресу: <адрес>, не оборудован системой контроля и управления доступом, въезд на территорию не оснащен воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

По результатам проверки прокурором Пролетарского района г.Тулы вынесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и о противодействии терроризму. По состоянию на начало учебного года 2022-2023 года выявленные нарушение не устранены. Таким образом, требования представления прокуратуры Пролетарского района г.Тулы до настоящего времени не выполнены.

Впоследствии прокурор г.Тулы уточнил заявленные исковые требования и окончательно просил суд обязать МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» обязать провести мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в структурном подразделении, расположенном по адресу: <адрес>, а именно оборудовать системой контроля и управления доступом.

Помощник прокурора г.Тулы Холоимова Ю.А. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» по доверенности Иванилов В.С. в судебном заседании не возражал против заявленных требований, пояснил, что в систему контроля и управления доступом входит установка турникета с электронным управлением, обеспечивающим доступ как учащихся, так и персонала. Установка данных турникетов не нарушает нормы противопожарной безопасности.

Представитель администрации г.Тулы по доверенности Синдеев М.М. в судебном заседании разрешение требований оставил на усмотрение суда. В последнее судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Управления образования администрации г. Тулы в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав помощника прокурора г.Тулы, представителей ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек является высшей ценностью. Его жизнь находится под охраной государства.

Статьей 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья.

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии со ст.2 указанного Федерального закона противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах: обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; приоритета мер предупреждения терроризма.

В силу п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:

- предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

- выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом) и др.

Исходя из ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об образовании), образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания учащихся, присмотра и ухода за ними, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно требований п. 8 ч. 1 и ч. 2 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

В соответствии с п. 15 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Частью 7 ст. 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Закона об образовании образовательное учреждение должно создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на системности и комплексном использовании политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничестве государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; сочетании гласных и негласных методов противодействия терроризму; приоритете мер предупреждения терроризма.

Учитывая специфику деятельности, образовательные учреждения в период образовательного процесса являются объектами, подлежащими первоочередной антитеррористической защите в целях обеспечения жизни и здоровья их воспитанников.

Судом установлены следующие обстоятельства.

Межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объектов (территорий) МБОУ «Центр образования № 40» в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ проведено обследование объектов данного учреждения на предмет состояния его антитеррористической защищенности. В комиссию входили: директор МБОУ Гнидина С.А., зам. директора по безопасности Афонина Н.А., зам. директора по АХР Иванилов В.С., зам. директора по НМР, курирующий здание центра Васильева Н.А., представитель УФСБ России по ТО Шепелев Н.А., инженер ООВиЭИТСОиБ УВО по г.Туле – ФГКУ УВО ВНГ России по ТО Аристархов И.В., начальник ОНД и ПР г. Тулы по Пролетарскому округу Лыков С.М.

Объекту (территории) присвоена первая категория опасности.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Пролетарского района г.Тулы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева».

В ходе проверки установлены, в частности, нарушения, которые прокурор в исковом заявлении просит устранить.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика зам.прокурора Пролетарского района г.Тулы внесено представление об устранении нарушений законодательства об образовании и антитеррористического законодательства, которое в полном объеме до настоящего времени не исполнено.

Прокурор г.Тулы полагает, что непринятие в полном объеме мер по обеспечению безопасности находящихся в учреждении учащихся и персонала, ведет к значительному снижению антитеррористической защищенности объектов и создает возможности для осуществления террористических атак.

Во исполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Правительством Российской Федерации принято Постановление от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Нормами п.17 и п. 18 указанного постановления предусмотрено следующее:

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:

а) разработки и реализации комплекса мер по предупреждению, выявлению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления;

б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;

в) своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;

г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;

д) заключения договоров аренды, безвозмездного пользования и иных договоров пользования имуществом с обязательным включением пунктов, дающих право должностным лицам, осуществляющим руководство деятельностью работников объектов (территорий), контролировать целевое использование арендуемых (используемых) площадей с возможностью расторжения указанных договоров при нецелевом использовании объектов (территорий);

е) организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий);

ж) осуществления контроля за выполнением мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий);

з) организации индивидуальной работы с работниками объектов (территорий) по вопросам противодействия идеологии терроризма и экстремизма в образовательной деятельности.

Пунктом 20 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 предусмотрено, что пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством:

а) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);

б) своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты (территории);

в) организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;

г) поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);

д) исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них;

е) организации круглосуточных охранных мероприятий, обеспечения ежедневного обхода и осмотра уязвимых мест и участков объектов (территорий), а также периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территории со складскими и подсобными помещениями;

ж) осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;

з) организации взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации) по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.

Согласно пунктам 24, 25, 26 вышеуказанного Постановления в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляются, в частности, следующие мероприятия: обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); оборудование объектов (территорий) системой контроля и управления доступом; оснащение въездов на объект (территорию) воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении.

Пунктом 29 постановления предусмотрено, что инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Выбор и оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны конкретных типов определяются в техническом задании на проектирование инженерно-технических средств охраны при новом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции или модернизации объектов (территорий). По решению руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), объекты (территории) могут оборудоваться инженерно-техническими средствами охраны более высокого класса защиты.

В данном постановлении не указано, каким именно способом должны быть обеспечены эти мероприятия. Сторона истца не уточнила, каким именно образом и с использованием каких именно технических средств ответчик должен выполнить данные мероприятия.

В силу ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.

В пункте 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, указано, что при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается: устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), устанавливать раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота без возможности вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей, при отсутствии иных (дублирующих) путей эвакуации либо при отсутствии технических решений, позволяющих вручную открыть и заблокировать в открытом состоянии указанные устройства. Допускается в дополнение к ручному способу применение автоматического или дистанционного способа открывания и блокирования устройств.

Согласно пункту 4.3.3 СП 1.13130 (Свод правил) «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее: 1,2 м - для коридоров и иных путей эвакуации, по которым могут эвакуироваться более 50 человек; 0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам; 1,0 м - во всех остальных случаях.

Исходя из смысла указанных выше норм об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов и требований пожарной безопасности, данные нормы не противоречат друг другу. Ответчик должен самостоятельно выбрать такое техническое решение, при котором будут соблюдены и требования к антитеррористической защищенности объектов, и требования пожарной безопасности.

При таких обстоятельствах суд полагает, что является обоснованным требование прокурора оборудовать структурное подразделение системой контроля и управления доступом.

Согласно п.1.6 Устава МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» Центр образования является юридическим лицом, отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.

В силу п. 1.7 Устава учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет администрация г.Тулы. Центр образования находится в подведомственном подчинении управления образования администрации г.Тулы.

Следовательно, заявленные прокурором требования с учетом их уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При определении срока, в течение которого ответчику необходимо будет исполнить решение суда, обязывающее ответчика совершить указанные выше действия, суд, исходя из принципов разумности и справедливости, с учетом мнения сторон считает необходимым и достаточным срок в два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г. Тулы, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать МБОУ «Центр образования №40 имени Героя Советского Союза Ивана Андреевича Дементьева» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению антитеррористической защищенности и комплексной безопасности в структурном подразделении образовательного учреждения, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: оборудовать системой контроля и управления доступом.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                        Е.В.Максимова

Мотивированное решение суда изготовлено 7 декабря 2022 года.

2-2847/2022 ~ М-2804/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Тулы
Ответчики
МБОУ "Центр образования № 40им. Героя Советского Союза И.А.Дементьева"
Другие
Администрация г. Тулы
Управление образования администрации г. Тулы
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Максимова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
14.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2022Передача материалов судье
18.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
30.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее