Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1230/2023 ~ М-871/2023 от 15.06.2023

№ 2-1230/2023

УИД № 44RS0028-01-2023-000917-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2023 г.

г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Гурьяновой О.В.,

при секретаре судебного заседания Кузнецовой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шушкалова Н.В. к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка недействительными,

УСТАНОВИЛ:

Шушкалова Н.В. обратился в суд с иском к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка недействительными, взыскании денежных средств. Требования обосновал тем, что на основании распоряжения администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 37-р от 24.08.2022 «Об утверждении извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности» 06 октября 2022 г. был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый номер , площадью 601+/-9 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), разрешенное использование участка - для ведения личного подсобного хозяйства. При описании участка указано «обременений и ограничений не зарегистрировано», «допускается размещение жилого дома». Согласно итоговому протоколу от 07.10.2022 победителем аукциона признан Шушкалова Н.В. ДДММГГГГ истцом были получены проект договора аренды Земельного участка № 3-22 от 13.10.2022, проект акта приема-передачи, а также проект дополнительного соглашения к договору о графике платежей. В ходе осмотра земельного участка, проведенного с участием кадастрового инженера 15.11.2022 установлено, что в границах земельного участка находятся ЛЭП и забор собственника соседнего земельного участка, расположенный вглубь земельного участка с кадастровым номером на 6 метров и ограничивающий его на 98 кв. м. Полагает, что данные обстоятельства имеют существенное значение и делают невозможным либо крайне затруднительным использование земельного участка с кадастровым номером в соответствии с его назначением и разрешенным использованием. В случае если бы сведения о наличии обременения в виде проходящей ЛЭП и правопритязания смежного землепользователя были мне заранее известны, я не принял бы участия в аукционе. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.02.2014 № 5243/06 сформулирована правовая позиция, согласно которой совершенная на торгах сделка с неустранимыми пороками в организации и предмете торгов противоречит требованиям закона и является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ независимо от того, имелись ли иные нарушения в ходе процедуры проведения торгов. 27.09.2022 истцом перечислен задаток за участие в аукционе в размере 111 000 рублей 00 коп. в соответствии с п. 4 распоряжения администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 37-р от 24.08.2022 «Об утверждении извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности». В адрес ответчика дважды, 16.11.2022 и 14.04.2023, направлялись письма о возврате задатка, но до настоящего времени деньги не возвращены, мотивированный отказ не предоставлен. Со ссылками на ст.ст. 167, ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) просит суд признать открытый аукцион, состоявшийся 07.10.2022, на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности, расположенного на территории Минского сельского поселения, недействительным. Взыскать с администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в пользу истца 111000 (Сто одиннадцать тысяч) рублей 00 коп. Взыскать с администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области расходы по уплате государственной пошлины.

В судебное заседание истец Шушкалова Н.В. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель истца по доверенности Бекренёв П.Ю. в судебном заседании исковые требования в части взыскания с администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области денежных средств в пользу истца в размере 111 000 руб. не поддержал ввиду того, что денежные средства были истцу переведены платежным поручением от 17.07.2023 г., в остальной части требования искового заявления поддержал по доводам и основаниям, указанным в иске.

Ответчик администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области в судебное заседание представителя не направили, просили рассматривать дело без их участия. Ранее в ходе судебного разбирательства представили отзыв на иск, в котором указали, что 16.11.2022 г. Шушкалова Н.В. направил в адрес администрации Минского сельского поселения Уведомление об отказе в принятии земельного участка и подписании договора купли-продажи в связи с существенными недостатками имущества, планируемого к передаче в аренду. 22.05.2023 г. администрацией Минского сельского поселения написано письмо в адрес УФАС по Костромской области о включении Шушкалова Н.В. в реестр недобросовестных участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности. В соответствии с решением УФАС по Костромской области от 05.07.2023 г Шушкалова Н.В. не был включен в реестр недобросовестных участников аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Как следует из ст. 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

В силу ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В п. 3 ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Согласно ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Статья 39.11 ЗК РФ содержит перечень сведений о земельном участке, которые должны содержатся в извещении о проведении аукциона. В их числе - сведения об ограничениях и обременениях, а также о максимально и (или) минимально допустимых параметрах капитального строительства.

Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке; 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства; 5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона.

В случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно подп. 4 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, в том числе, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, а также случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, если в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено следующее.

На основании распоряжения администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области № 37-р от 24.08.2022 «Об утверждении извещения о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности» 06 октября 2022 г. был проведен аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, кадастровый , площадью 601+/-9 кв.м., расположенного по адресу: (адрес), разрешенное использование участка - для ведения личного подсобного хозяйства.

При этом в описании участка указано «обременений и ограничений не зарегистрировано», «допускается размещение жилого дома».

Согласно итоговому протоколу от 07.10.2022 победителем аукциона признан истец Шушкалова Н.В.

В дальнейшем 09 ноября 2022 г. истцом получены проект договора аренды земельного участка № 3-22 от 13.10.2022, проект акта приема-передачи, а также проект дополнительного соглашения к договору о графике платежей.

Однако, в ходе осмотра земельного участка, проведенного с участием кадастрового инженера 15.11.2022, установлено, что в границах земельного участка находятся ЛЭП и забор собственника соседнего земельного участка, расположенный вглубь земельного участка с кадастровым номером на 6 метров и ограничивающий его на 98 кв. м.

Поэтому, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд полагает, что земельный участок с кадастровым номером в силу приведенных выше норм закона не мог быть изначально предметом аукциона.

Соответственно результаты аукциона на право заключения договора аренды земельного участка следует признать недействительными.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче настоящего иска в суд в размере 3 420,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования Шушкалова Н.В. к администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании результатов аукциона на право заключения договора аренды земельного участка недействительными удовлетворить.

Признать результаты открытого аукциона, состоявшегося 07.10.2022, на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером , находящегося в муниципальной собственности, расположенного на территории минского сельского поселения, недействительными.

Взыскать с администрации Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области (ИНН/КПП 4414010674/441401001) в пользу Шушкалова Н.В., ДДММГГГГ года рождения, уроженца (адрес), паспорт , выдан (адрес) ДДММГГГГ, код подразделения , судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 420 (три тысячи четыреста двадцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Председательствующий

О.В. Гурьянова

Решение суда в окончательной форме

изготовлено 05.12.2023 г.

2-1230/2023 ~ М-871/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шушкалов Николай Владимирович
Ответчики
Администрация Минского сельского поселения
Другие
Бекренев Павел Юрьевич
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Гурьянова О. В.
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.08.2023Предварительное судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
05.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024Дело оформлено
27.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее