УИД 11RS0002-01-2024-001940-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 20 июня 2024 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю., при секретаре судебного заседания Засориной С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2018/2023 по иску Булатова Артема Максимовича к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным бездействия, взыскании денежной суммы,
установил:
Истец Булатов А.М. обратился в суд с исковыми требованиями к администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о признании незаконным бездействия ответчика в части не принятия решения об изъятии земельного участка, на котором расположен жилой дома по адресу: <адрес>, не направления в адрес Булатова А.М. проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, о взыскании с ответчика выкупной стоимости жилого помещения в сумме 104271,20 руб.
В обоснование требований указано, что Булатов А.М. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Постановлением администрации МО ГО «Воркута» от 15.07.2008 № 700 жилой признан аварийным и подлежащим сносу. Истец неоднократно обращался к ответчику в целях предоставления другого жилого помещения либо выплаты возмещения за жилое помещение. Вместе с тем, проект соглашения ответчиком не предложен. Ответчик бездействует в части организации необходимой процедуры по изъятию жилого помещения. Стоимость возмещения определена истцом на основании сведений о кадастровой стоимости.
Ответчик – администрация МО ГО «Воркута» в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился. Указал, что обязанность, предусмотренная ст.32 Жилищного кодекса РФ, возникает у органа исполнительной власти только после признания в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Решение органом местного самоуправления о признании дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу с указанием о дальнейшем использовании помещения не принято. Решение межведомственной комиссии не основано на заключении специализированной организации. Распоряжением главы МО ГО «Воркута» от 20.02.2009 № 10 дом исключен из состава казны МО ГО «Воркута». Обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен дом, и жилых помещений в этом доме для муниципальных нужд, в случае когда собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию, у администрации в данном случае отсутствует. По мнению ответчика, при несоблюдении процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, следует отказать в выкупе жилого помещения. Также полагает надлежащим ответчиком по делу Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута», на который возложены функции по реализации полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом, заключение соглашений об изъятии недвижимости.
Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, заявив о рассмотрении дела без своего участия. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Решением Совета города Воркуты от 17.04.1998 п.Октябрьский включен в перечень поселков, подлежащих закрытию в связи с ликвидацией градообразующих предприятий.
Постановлением главы администрации МО ГО «Воркута» от 07.06.2006 № 610 утверждена адресная программа переселения граждан из домов, эксплуатация которых экономически нецелесообразна, и квартир, признанных непригодными для проживания, на 2006-2010 гг. В числе домов первоочередного переселения указан <адрес>.
Постановлением главы администрации МО ГО «Воркута» от 15.07.2008 № 700, утверждена адресная программа переселения граждан из аварийных домов и квартир, признанных непригодными для проживания, <адрес>, включен в перечень домов первоочередного переселения, признанных аварийными
Заключением межведомственной комиссии по признанию жилого дома аварийным, подлежащим сносу, от 17.10.2007, на основании акта обследования, жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Из сообщения и.о.начальника КУМИ администрации МО ГО «Воркута» от 11.03.2024 следует, что в связи с отсутствием решения об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для муниципальных нужд, мероприятия по оценке рыночной стоимости жилого помещения и направлению проекта соглашения об изъятии жилого помещения и земельного участка не проводились.
В соответствии с ч.10 ст.32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Булатову А.М. принадлежит на праве собственности жилое помещение – <адрес>.
Признание дома аварийным, подлежащим сносу и принятие распоряжения о сносе дома и отселении граждан является началом процедуры, предусмотренной частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.32 Жилищного кодекса РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст.279 Гражданского кодекса РФ изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В подпункте 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ определено, что принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Сроки для принятия решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в доме, расположенном на изымаемом земельном участке, для муниципальных нужд нормами жилищного законодательства не установлены, однако сроки принятия такого решения должны быть объективно обусловленными.
Возражая против исковых требований ответчик ссылается на отсутствие принятого в отношении многоквартирного дома решения о признании дома аварийным и подлежащим сносу. Однако это противоречит постановлению от 15.07.2008 № 700, которым <адрес> в перечень таких домов включен и предназначен к расселению. Непринятие Администрацией МО ГО «Воркута» необходимого постановления непосредственно в части признания дома аварийным и подлежащим сносу свидетельствует о неисполнении органом местного самоуправления своей обязанности в данной части.
Аналогичным образом, отсутствие необходимого постановления о признании дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции повлекло за собой отсутствие требования к собственникам помещений в указанном доме о его сносе или реконструкции в разумный срок.
Учитывая, что указанные обязанности ответчиком безосновательно не исполнены в течение более чем 15 лет с момента определения статуса дома как аварийного, решение об изъятии земельного участка не принято, суд приходит к выводу о том, что требование о незаконности бездействия администрации и возложении на администрацию МОГО «Воркута» обязанности принять решение об изъятии земельного участка и, как следствие, жилых помещений собственников для муниципальных нужд подлежит удовлетворению.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» Булатову А.М. отказано в предоставлении жилого помещения, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.32 ЖК РФ (дом аварийным не признавался, решение об изъятии земельного участка не принималось), а также в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ст.49, 57 ЖК РФ.
В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда жилой <адрес> не включен.
В соответствии с ч.4 ст.32 Жилищного кодекса РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В соответствии с подп.7 п.1 ст.56.9 Земельного кодекса РФ соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд, в том числе содержит размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости. Согласно п.3 указанной статьи, при наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.
Также, предоставление по соглашению с собственником жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения другого жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение, предусмотрено п.8 ст.32 Жилищного кодекса РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 56.10 Земельного кодекса РФ, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Таким образом, законом прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления, принявших решение об изъятии, в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд направлять проект соглашения об изъятии недвижимости собственникам данного недвижимого имущества для подписания.
Учитывая, что требованиями законодательства обязанности по принятию решения об изъятии недвижимости и направлению проекта соглашения возложены на одно и то же лицо предъявление исковых требований к Администрации МО ГО «Воркута» обосновано.
Истцом также заявлено требование о взыскании платы за изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес>. Однако на сегодняшний день соглашение Булатову А.М. не направлено, срок, порядок выплаты, размер и способ возмещения не согласованы, связи с чем требование заявлено преждевременно и не подлежит удовлетворению при рассмотрении настоящего спора.
Кроме того, истец определяет выкупную цену кадастровой стоимостью жилого помещения, тогда как согласно ч.7 ст.32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Исходя из изложенных выше норм, порядок предоставления возмещения за изымаемое жилое помещение определяется соглашением между органом местного самоуправления и собственником, и не определяется решением об изъятии земельного участка и жилых помещений, вследствие чего администрация жилого помещения не может быть ограничена при принятии решения об изъятии исключительно осуществлением выкупа жилых помещений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Булатова Артема Максимовича к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО ГО «Воркута», выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен многоквартирный <адрес>, жилых помещений, расположенных в указанном доме, принадлежащих на праве собственности гражданам, в том числе с осуществлением мероприятий, направленных на заключение с собственниками соглашений, в порядке, предусмотренном ст.32 Жилищного кодекса РФ.
В удовлетворении остальной части требований Булатову Артему Максимовичу к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Е.Ю. Солодилова