Дело № 2-1789/2024 (2-6854/2023)
32RS0027-01-2023-006239-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 апреля 2024 года г. Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе
председательствующего судьи Позинской С.В.
при помощнике судьи Соболевой Ю.И.,
с участием помощника прокурора Советского района города Брянска по доверенности Тумакова Д.А., представителя ответчика ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» по доверенности Компанца С.В., представителя ответчика Департамента образования и науки Брянской области по доверенности Ильенковой Ю.А., представителя третьего лица Управления имущественных отношения Брянской области по доверенности Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Брянска к Департаменту образования и науки Брянской области, Государственному бюджетному образовательному учреждению «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» о понуждении к совершению действий (в сфере антитеррористеской защищенности),
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Советского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском ссылаясь на то, что прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка в отношении Государственного бюджетного образовательного учреждения «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» (далее ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина») на предмет обеспечения безопасности учащихся и антитеррористической защищенности. Учреждению присвоена 1 категория террористической опасности.
В ходе проверки установлено, что в учреждении контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию и средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства, в нарушение действующего законодательства отсутствую.
По данному факту, 23.03.2023 года прокуратурой района директору ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» внесено представление об устранение выявленных нарушений, а также уполномоченное должностное лицо привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, однако законные требования прокурора не исполнены, ввиду отсутствия соответстующего финансирования, что подтверждается ответом на представление от 03.05.2023 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец с учётом уточнений просил обязать Департамент образования и науки Брянской области и Государствтенное бюджетное образовательное учреждение «Брянский городской лицей №1 им. А.М. Пушкина»: установить контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию Государственное бюджетное образовательное учрежедение «Брянский городской лицей №1 им. А.М. Пушкина»; оснастить въезды на территорию Государствтенное бюджетное образовательное учреждение «Брянский городской лицей №1 им. А.М. Пушкина» средствами снижения скорости или противотаранными устройства.
Определением суда от 09.01.2024 г. к участию в деле привлечены Департамент Финансов Брянской области, Правительство Брянской области.
Согласно письменному отзыву представителя Управления имущественных отношений Брянской области в соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным Указом Губернатора Брянской области №66 от 29.01.2013 г. Управление имущественных отношений Брянской области наделено полномочиями по управлению и распоряжению государствтенным имуществом. При передаче имущества в оперативное управление обязанность по его содержанию, исходя из положений статьи 296 ГК РФ, возлагается на лицо, являющееся субъектом указанного вещного права. Объекты недвижимого имущества, расположенные <адрес> находятся на праве оперативного управления у ГБОУ «Брянский городской лицей №1» им. А.С. Пушкина», то образовательное учрежедение, как обладатель права оперативного управления, обязано провести мероприятия указанные в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель истца Советского района города Брянска по доверенности Тумаков Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» по доверенности Компанец С.В. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Департамента образования и науки Брянской области по доверенности Ильенкова Ю.А. в удовлетворении исковых требований не возражала. Суду пояснила, что в случае поступления от учебного заведения заявки на финансирование указанных мероприятий, она будет удовлетворена.
Представитель третьего лица Управления имущественных отношения Брянской области по доверенности Савенко О.В. указала, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению. Образовательная организация является юридическим лицом и самостоятельно определеляет свои расходы.
Представители третьих лиц Департамента Финансов Брянской области, Правительства Брянской области в судебное заседание не явились, о судебном заседании извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ полагает возможным провести судебное заседание в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой района по заданию прокуратуры Брянской области проводилась проверка соблюдения законодательства о безопасности пребывания несовершеннолетних и молодежи в образовательных учреждениях, расположенных на территории Советского района г. Брянска.
Прокуратурой Советского района г. Брянска проведена проверка в отношении ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» на предмет обеспечения безопасности учащихся и антитеррористической защищенности, в ходе которой установлено, что в учреждении контрольнопропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию и средства снижения скорости и (или) противотаранные устройства, в нарушение действующего законодательства отсутствую, учреждению присвоена 1 категория террористической опасности.
В силу требований п. 2 ч. 6 ст. 28 и п. 8 ч.1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года № 73-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, а также обеспечить безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно положений ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципами противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение и защита основных прав и законных интересов человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование специальных и иных мер противодействия терроризму. В соответствии с положениями ст.ст. 11 и 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации 05.11.2009 года предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств. В качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей.
Согласно пп. «е» п. 21 Концепции, к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся: организационно-технические, совершенствования механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности, улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.
В соответствии с п.6 раздела II требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006 (в ред. Постановления Правительства РФ от 05.03.2022 №289), в целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий).
В соответствии с п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 года № 1006, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных, в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), а также на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Согласно п. 20 Требований, пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством: организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств, а также исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств на объектах (территориях) или в непосредственной близости от них и обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях).
В соответствии с п. 11 Требований, комиссия при проведении категорирования в ходе своей работы определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом.
Согласно п. 27 Требований, в отношении объектов (территорий) первой категории, осуществляются следующие мероприятия: а) оборудование контрольно-пропускных пунктов при входе (въезде) на прилегающую территорию объекта (территории); б) оснащение въездов на объект (территорию) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.
Однако, по истечению двух финансовых лет после года утверждения паспорта безопасности учреждения (25.02.2022 года) и в нарушение вышеназванных положений федерального законодательства, установлено, что в ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» контрольнопропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию и средства снижения скорости или противотаранные устройства отсутствую.
Указанные факты являются нарушениями вышеназванных положений федерального законодательства и свидетельствуют о несоблюдении требований технической антитеррористической защищенности объекта, что в свою очередь создает угрозу жизни и здоровью обучающихся детей, а также способствуют несанкционированному допуску на объект (территорию) посетителей и бесконтрольному пребыванию на объекте (территории) посторонних лиц.
По данному факту, 23.03.2023 года прокуратурой района директору Государственного бюджетного образовательного учреждения «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» внесено представление об устранение выявленных нарушений. В соответствии с ответом на представление от 03.05.2023 года, законные требования прокурора не исполнены, ввиду отсутствия соответствующего финансирования из бюджета г. Брянска.
Постановлением заместителя прокурора Советского района г. Брянска от 04.04.2023 г. возбуждено дело об административном правонарушении в отношении заместителя директора по административно-хозяйственной работе ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» Компанца С.В. по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ – нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов.
Постановлением мирового судьи судебного участка №16 Советского судебного района г. Брянска от 16.11.2023 г. Компанец Сергей Валентинович признан виновным в совершении администратвиного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначино ему администратвиное наказание в виде администратвиного штрафа в размере 30000 руб.Во исполнение приказа управления образования Брянской городской администрации от 12.05.2022 г. № 382 «О создании рабочей группы по проведению актуализации паспортов безопасности образовательных учреждений города Брянска», установлено, что ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» в соответствии с паспортом безопасности от 25.02.2022 г. присвоена 1 категория террористической опасности, также паспортом безопасности, утвержденным в 2019 году корпусу №1 была присвоена 1 категория террористической опасности.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотр и уход за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 статьи 28 указанного Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 вышеуказанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Из приведенных положений Закона следует, что достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом категории опасности объекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с Уставом ГБОУ «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые для учета операций по исполнению доходов и расходов областного бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности, печать со своим наименованием, штампы, бланки, фирменную символику. Собственником имущества (учреждения) является Брянская область. Функции и полномочия учреждения от имени Брянской области осуществляет Депаратмент образования и науки Брянской области. Функции и полномочия собственника имущества учреждения в установленном порядке осуществляет Управление имущественных отношений Брянской области. Учреждение не отвечает по обязательствам Брянской области. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учрежедением собственником этого имущества ири приобретенного учрежедением за счет выделенных собственником имущества средств, а также недвижимости имущества. Собственник имущества не несет ответствтенности по обязательствам учрежедения.
Федеральным законом от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма. В силу статьи 2 данного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно « и «б» пункта 4 и пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 7 октября 2017 года № 1235 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», которое вступило в силу с 21 октября 2017 года и которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В силу пункта 24 указанного Постановления в отношении объектов (территорий) первой категории опасности осуществляются мероприятия в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктами 22 и 23 настоящих требований.
Согласно пункту 23 Постановления в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:
а) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;
б) оборудование объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией);
в) разработка планов взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму.
В соответствии с положениями статей 11 и 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 05.11.2009, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в том числе осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В качестве одной из основных задач определено обеспечение безопасности граждан антитеррористической защищенности возможных объектов террористических посягательств, в том числе объектов массового пребывания людей.
Согласно пункту 26 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 г. № 176, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками частных охранных организаций (подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны) с применением инженерно-технических средств охраны.
Данные факты являются нарушениями указанных положений федерального законодательства и свидетельствуют о несоблюдении требований технической укрепленности и антитеррористической защищенности объекта.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования прокурора Советского района г.Брянска к Департаменту образования и науки Брянской области, Государственному бюджетному образовательному учреждению «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» о понуждении к совершению действий (в сфере антитеррористеской защищенности) подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, с учетом необходимости выделения денежных средств для устранения имеющихся нарушений, считает необходимым установить ответчикам срок для устранения указанных выше нарушений до 01.09.2024 года.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Советского района г.Брянска к Департаменту образования и науки Брянской области, Государственному бюджетному образовательному учреждению «Брянский городской лицей №1 имени А.С. Пушкина» о понуждении к совершению действий (в сфере антитеррористеской защищенности) – удовлетворить.
Обязать Департамент образования и науки Брянской области, Государствтенное бюджетное образовательное учреждение «Брянский городской лицей №1 им. А.М. Пушкина»: установить контрольно-пропускные пункты при входе (въезде) на прилегающую территорию Государственное бюджетное образовательное учрежедение «Брянский городской лицей №1 им. А.М. Пушкина»; оснастить въезды на территорию Государствтенное бюджетное образовательное учреждение «Брянский городской лицей №1 им. А.М. Пушкина» средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройства в срок до 01.09.2024 г.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г.Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Позинская
Мотивированное решение суда изготовлено 10 апреля 2024 года