Судья Пискарева И.В. гр. дело № 33-13995/2023
гр. дело (№ 2-2588/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Маликовой Т.А.,
судей Серикова В.А., Кривицкой О.Г.
при помощнике судьи О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Л.А.Н. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 19 апреля 2023 года, которым, с учетом определения от 02.10.2023г. об исправлении описки постановлено:
« Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» удовлетворить частично.
Взыскать с Л.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ул. <адрес> (паспорт серии/№ выдан ГУ МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженность за предоставленные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39 530,32 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 385,91 руб., а всего взыскать сумму в размере 40 916 (сорок тысяч девятьсот шестнадцать) рублей 23 копейки.
В удовлетворении встречного иска Л.А.Н. к ООО «ЭкоСтройРесурс» об обязании произвести перерасчёт за предоставленные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами отказать.».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Маликовой Т.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к Л.А.Н. о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
В обоснование заявленных требований истец указывает, что Л.А.Н. принадлежит право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, 9-я просека, 2-я линия, <адрес>Б.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ Региональный оператор принимал твердые коммунальные отходы, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, то есть фактически оказывал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащим образом.
Однако обязательство по оплате оказанных Региональным оператором услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не было исполнено Л.А.Н. в полном объеме, в связи с чем, за указанный период образовалась задолженность, которая составляет 45 830,17 рублей.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просит суд взыскать с ответчика Л.А.Н. задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 830,00 руб., а также расходов по уплате госпошлины в размере 1 575,00 руб.
Ответчиком Л.А.Н. предъявлены встречные исковые требования о перерасчете размера платы за предоставление коммунальных услуг по обращению с ТКО, в котором он просит обязать ООО «Экостройресурс» осуществить перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на основании нормативов накопления ТКО исходя из наличия 1 человека в качестве собственника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу жилого дома <адрес>.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Л.А.Н. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и не обоснованным, указывает, что договор между ним и ООО «ЭкоСтройРесурс» в письменной форме не заключался. С 2009 года проживает и работает в <адрес>. В доме по адресу: <адрес> никто не проживал. Никаких уведомлений о необходимости заключить договор на вывоз ТБО не получал, также не получал счетов или квитанций от истца с расчетом за указанные услуги, не оплачивал таких счетов, фактически не нуждался в оказании услуг, не пользовался услугами по вывозу ТБО.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, о причине неявки судебной коллегии не сообщили.
Кроме того, информация о рассмотрении апелляционной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Самарского областного суда в сети Интернет (http://oblsud.sam.sudrf.ru).
В связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Так, согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно пп. 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, собственник жилого дома обязан оплачивать, в том числе, и услуги по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.
Порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по обращению с ТКО, регулируются положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 269 установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункт 148(30) Правил N 354).
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, приказами Департамента ценового и тарифного регулирования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для населения в заявленный в иске период в сумме 598,16 руб./куб.м.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов <адрес>, в том числе, городского округа Самара, на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов, который составляет 0,091 куб.м в год.
В силу ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор).
В соответствии с п. 4 указанных Правил, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Согласно п. 8(17) данных Правил, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с п. 8(18) названных Правил, до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (п. 4).
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что ответчику Л.А.Н. принадлежит право собственности на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>Б.
С ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экостройресурс», являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории <адрес>, принимал ТКО, обеспечивал их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение, т.е. фактически оказывал услуги по обращению с ТКО надлежащим образом.
Оплату коммунальных услуг по вывозу и обращению с ТКО ответчик не производил.
Согласно расчету истца, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у ответчика образовалась задолженность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 45 830,17 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № Промышленного судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Л.А.Н. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 45 830,17 руб., расходов по уплате госпошлины в размере 787,00 руб. отменен на основании заявления Л.А.Н.
Возражая против удовлетворения исковых требований, Л.А.Н. обратился в суд со встречными требованиями об обязании ООО «Экостройресурс» произвести перерасчет платы за обращение с ТКО исходя из расчета норматива накопления на 1 собственника жилого помещения.
Разрешая заявленные встречные требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу, что поскольку в применяемых ООО «ЭкоСтройРесурс» формулах расчета коммунальной услуги по обращению с ТКО расчетной единицей является площадь жилых помещений (1кв.м.), то размер платы не предусматривает зависимости от количества постоянно или временно проживающих лиц.
Так, действующим законодательством не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накоплений ТКО, является 1 кв.м.
Доводы жалобы Л.А.Н. о том, что с ДД.ММ.ГГГГ года он не проживал в жилом доме и в доме никто не был зарегистрирован и, соответственно, не пользовался услугами Регионального оператора, не имеют правового значения, поскольку оплата за услугу по обращению с ТКО в <адрес> начисляется исходя из площади помещения, а не количества проживающих лиц.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части основаны на неправильном толковании норм материального права и иной оценке представленных в материалы дела доказательств.
Поскольку коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами Л.А.Н. была предоставлена ООО «ЭкоСтройРесурс» в заявленный к взысканию период, однако обязательства по оплате за предоставленную ему коммунальную услугу Л.А.Н. не исполнил, в связи с чем суд первой инстанции применив срок исковой давности, пришел к выводу о взыскании с Л.А.Н. в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в размере 39 530, 49 рублей.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор между Л.А.Н. и Региональным оператором в письменной форме не заключался, являются необоснованными.
ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории <адрес>,
В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники ТКО (физические, юридические лица, индивидуальные предпринимателя) обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором (далее - Договор).
Типовая форма Договора, содержащая положения о предоставлении услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением Правительства РФ от 12. П. 201 6 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. №641» (далее - Правила № 1156).
Согласно пунктам 8(4) - 8(17) Правил №, Договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-ый рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного Договора на своем официальном сайте: https://ecostr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ДД.ММ.ГГГГ, а также опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в массовой информации в газете «Волжская коммуна», выпуск № (30578) от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в силу своей публичности договор с Региональным оператором считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи Потребителя (ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а также согласно ст. 425 ГК РФ оказываемые Потребителю услуги, вне зависимости от даты заключения Договора подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты фактического оказания Региональным оператором услуг Потребителю.
Довод апелляционной жалобы о том, что Региональным оператором не выставлялись квитанции на оплату за услугу по обращению с ТКО, являются несостоятельными.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ обращение с ТКО является видом коммунальной услуги.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Вместе с тем в соответствии с п. п. 63, 67 Правил № потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО вносится потребителями на основании платежных документов, представляемых Региональным оператором.
В силу специфики правовых отношений между сторонами в сфере обращения с ТКО, обязанность по заключению соответствующего договора потребителями с региональными операторами нормативно закреплена, в связи с чем, Ответчик знал или должен был знать об обязанности оплатить за оказанные услуги. Ответчик для исполнения такой обязанности, действуя разумно и добросовестно, не был лишен права самостоятельно ежемесячно обращаться к Истцу для получения первичных документов, однако данное право в указанной части не реализовал.
Следовательно, неоплата Л.А.Н. услуг Региональному оператору указывает на недобросовестное его поведение, а выбранный им способ защиты является способом уклонения от оплаты услуг по обращению с ТКО.
Доводы Л.А.Н. о неполучении квитанций на оплату услуги по обращению с ТКО не свидетельствует о неоказании Региональным оператором данной услуги.
Таким образом, региональным оператором были сформированы корректные платежные документы для внесения платы за услугу по обращению с ТКО и производились начисления платы за услугу по обращению с ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении третьих лиц – администрации <адрес> и АО «Самараэнергосбыт» не нашли своего подтверждения. Так, в материалах дела имеются почтовое уведомление об извещении АО «Самагорэнергосбыт» о месте и времени судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ., а также расписка об извещении представителя администрации <адрес>.
Кроме того, в силу п.2.1 ст.113 ГПК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в указанный в части третьей настоящей статьи срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом первой инстанции на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа письменных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Самары от 19 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.А.Н. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи