Дело № 5-132/2023
УИД 59RS0004-01-2023-003618-86
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 июля 2023 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Якутова М.Р., при секретаре судебного заседания Рожневой А.Д., с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Диденко А.Н., представителя административного органа Власова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Пермтурист», №, дата регистрации юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, юридический адресу: <Адрес> по ч. 1 ст.19.20, ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заместителя начальника управления - начальника отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от 28.03.2023 № 4 проведена плановая выездная проверка, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Пермтурист», расположенного по адресу: <Адрес> (далее - ООО «Пермтурист»), с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на территориях, земельных участках к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценки их соответствия требованиям пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в № часов № минут по адресу: <Адрес> установлено, что ООО «Пермтурист», не являясь поставщиком услуг, осуществляло техническое обслуживание прибора объектового оконечного системы передачи извещений о пожаре без извлечение прибыли.
Установлено, что у ООО «Пермтурист» отсутствует лицензия МЧС России на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в соответствии с приложением к Положению о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 № 1128.
Кроме того, установлено, что ООО «Пермтурист», действующее на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной МЧС России, допустило нарушение лицензионных требований, установленных п.п. «д» п..4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 №1128, что является грубым нарушением по смыслу положений п.5 Положения №1128, ч.10 ст.19.2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-1ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а именно в ходе проверки установлены факты неработоспособности, несоответствия обязательным требованиям системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре:
-руководителем организации не организована работа по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности, обеспечивающая исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются без учета инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты (техническая документация отсутствует), не соблюдаются проектные решения (проектная документация отсутствует), а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации (регламент не разработан), чем нарушены п.54 ППР в РФ, п.6.3.1, 6.3.2, 6.4.2, 6.4.3, 6.6.6, 6.4.5 ГОСТ Р 59638-2021; п.6.3.1, 6.3.2, 6.4.2, 6.4.8, 6.4.9 ГОСТ Р 59639-2021;
-система оповещения и эвакуации людей при пожаре находится в неисправном состоянии, чем нарушен п.54 ППР в РФ;
-горизонтальное и вертикальное расстояние от пожарных извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников в помещениях здания менее 0,5 м., чем нарушены ч.4 ст.4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.13.3.6 СП 5.13130.2009, п.6.6.36 СП №484.1311500.2020;
- настенные оповещатели системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре располагаются на расстоянии от потолка до верхней части оповещателя менее 150 мм (по факту от 1 до 12 см), чем нарушены ст.54 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.4.4 СП 3.13130.2009;
- помещение № лит. В подвального этажа, помещения №, № лит.А второго этажа, помещение № лит. А третьего этажа, помещение № лит.А шестого этажа, технический этаж согласно техническому паспорту не оборудованы системой пожарной сигнализации, чем нарушен п.11 приложения 1 к требованиям к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2021 №1464;
- извещатели пожарные в помещениях №, № второго этажа согласно техническому паспорту не установлены непосредственно на подвесной потолок или в специальные монтажные комплекты, устанавливаемые на подвесном потолке (плитах или панелях потолка), смонтированы в плитку без специальных монтажных комплектов; техническая документация на извещатели пожарные не представлена, чем нарушены ч.4 ст.4, ст.54, 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ, п.54 ППР в РФ, п.6.6.11 СП 484.1311500.2020;
- расстояние от точечного извещателя пожарного до вентиляционного отверстия менее 1 метра в помещении № лит.А третьего этажа согласно техническому паспорту (по факту 0,52м), чем нарушены ч.4 ст.4, ст.54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, п.ДД.ММ.ГГГГ №;
-пожарные извещатели, смонтированные в помещении № восьмого этажа согласно техническому паспорту, находятся в неисправном состоянии (не работает световая индикация), чем нарушены п.54 ППР в РФ, п.6.4.2 ФИО8 59638-2021;
-над дверью, ведущей из помещения № в помещение № лит. А восьмого этажа, согласно техническому паспорту, отсутствует световое табло «Выход», чем нарушены ч.4 ст.4, ст.54, 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ, п.5.3 СП 3.13130.2009;
- пожарные извещатели, смонтированные в помещении № (машинное отделение) согласно техническому паспорту, находятся в неисправном состоянии (не работает световая индикация), чем нарушены п.54 ППР в РФ; п.6.4.2 ГОСТ №.
В судебном заседании представитель административного органа на привлечении ООО «Пермтурист» к административной ответственности настаивал, пояснил, что в настоящее время общество предпринимает меры для устранения выявленных нарушений.
В судебное заседание законный представитель ООО «Пермтурист» Земцова О.Ю., защитник Орлов С.Ю. не прибыли, извещены.
В судебном заседании представитель ООО «Пермтурист» Диденко А.Н. не согласился с административным правонарушением, выразившимся в осуществлении без лицензии деятельности по техническому обслуживанию прибора объектового оконечного системы передачи извещений о пожаре, пояснил, что объектовая станция радиосистемы передачи извещений, установленная на объекте защиты, была подключена к ПС ПАК «<Адрес> установленной в подразделении государственной противопожарной службы, на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ с ИП ФИО7 заключен договора на техническое обслуживание прибора пультового оконечного, ранее в связи с тем, что станция подключена не была, никаких действий по ее обслуживанию не осуществлялось. В остальной части факты неработоспособности, несоответствия обязательным требованиям системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не оспаривает, при назначении наказания просит учесть, что правонарушение совершено впервые, ООО «Пермтурист» включено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Заслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, ООО «Пермтурист» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
К видам работ, выполняемых в составе лицензионного вида деятельности, относятся:
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
-монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов и противопожарных преград;
-выполнение работ по огнезащите материалов изделий и конструкций.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа а юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу пп. 15 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений регламентирован Положением о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 1128 (далее - Положение).Согласно пункта 3 Положения лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному приложением к настоящему Положению.
В соответствии с п.п. «д» п. 4 Положения лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заместителя начальника управления - начальника отдела нормативно-технического управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № проведена плановая выездная проверка в отношении ООО «Пермтурист» с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, на территориях, земельных участках к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценки их соответствия требованиям пожарной безопасности.
В ходе проверки установлены вышеприведенные факты неработоспособности, несоответствия обязательным требованиям системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
При этом ООО «Пермтурист» нарушаются лицензионные требования и условия, установленные пп. "д" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства от 28 июля 2020 года N 1128.
Согласно п. 5 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "б" и (или) "д" пункта 4 настоящего Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 10 статьи 19.2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с ч.10 ст.19.2 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в числе прочего, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Очевидно, что нарушение требований пожарной безопасности со стороны ООО «Пермтурист» влечет возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, ООО «Пермтурист» проводило без извлечения прибыли работы по техническому обслуживанию прибора объектового оконечного системы передачи извещений о пожаре, без соответствующей лицензии, наличие которой является обязательным.
Для выполнения данного вида работ необходима лицензия на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, установленная пунктом 6 Приложения к Постановлению N 1128, которой у ООО «Пермтурист» не имелось.
Вина ООО «Пермтурист» по обоим правонарушениям судьей установлена и подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от 04.07.2023; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; решением о проведении выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; выпиской из реестра лицензий МЧС России в области пожарной безопасности; лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; актом текущей проверки автоматической пожарной охранной сигнализации и оповещения от ДД.ММ.ГГГГ; актом контрольной проверки системы оповещения от ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из ЕГРЮЛ на ООО «Пермтурист»; актом выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; заключением специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам комиссионной проверки работоспособности пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, смонтированных в здании ООО «Пермтурист», расположенном по адресу: <Адрес>, согласно которого на момент проверки проект на пожарную сигнализации. не представлен; в помещении пожарного поста, где расположены контрольно-приемные приборы, отсутствовало аварийное освещение; система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находилась в неработоспособном состоянии; на центральном входе на путях эвакуации отсутствует световой оповещатель «Выход»; проект на СОУЭ не представлен; в спальном помещении № этаже (комната №) звуковые сигналы СОУЭ имеют уровень звука менее 70 дБА.
С учетом изложенного действия ООО «Пермтурист» судья квалифицирует по ч. 1 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специальной лицензии, если такая лицензия обязательна и по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, если лицензия обязательна.
В подтверждение своих доводов об отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, представитель юридического лица представил договор № возмездного оказания услуг по техническому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между <Адрес>» и ООО «Пермтурист» с соответствующим актом об оказании услуг от ДД.ММ.ГГГГ и счетом от ДД.ММ.ГГГГ; договор № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ИП ФИО7 и ООО «Пермтурист», информацию из реестра лицензий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и акт выполнения работ по проверке работоспособности и техническому обслуживанию объектового оборудования в составе <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, вопреки доводам защитника, судья отмечает, что в ходе проведения проверки деятельности ООО «Пермтурист» по соблюдению законодательства в области пожарной безопасности, было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе представителей: от заказчика ООО «Пермтурист» и монтажной организации ООО «Пермтурист» проведена проверка технических средств, в том числе, радиосистемы передачи извещений «<Адрес>», объектовая станция, установлено ее соответствие технической документации предприятия-изготовителя, что в данном случае является составной частью технического обслуживания.
Данных о том, что техническое обслуживание указанной системы на период проведения проверки осуществлялось лицензионной организацией, не представлено.
При назначении наказания судья учитывает обстоятельства, характер, степень тяжести совершенных административных правонарушений, данные о юридическом лице (ранее к административной ответственности не привлекалось) и имущественное положение юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность ООО «Пермтурист», судьей относится признание вины (по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ), предпринятые меры для устранения выявленных нарушений, отягчающих административную ответственность обстоятельств по делу не установлено.
Ввиду вышеуказанных обстоятельств судья считает, что цели административного наказания могут быть достигнуты путем наложения на общество административного штрафа, оснований для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности не усматривается.
Обстоятельств, достаточных для замены назначенного административного штрафа на предупреждение, также не усматривается. Обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наличие которых является необходимым для применения положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в настоящем случае (исходя из конкретных обстоятельств дела и характера правонарушения, наличие угрозы жизни и здоровью граждан), не имеется.
Оснований, позволяющих признать совершенное правонарушение малозначительным, с учетом обстоятельств данного дела и их значимости для общественных отношений в указанной области, также не установлено.
Вместе с тем, учитывая обстоятельства, связанные с совершением административных правонарушений и степенью вины общества, характером деятельности юридического лица, отнесением к субъектам среднего предпринимательства, принимая во внимание принципы справедливости, неотвратимости и целесообразности наказания, с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ судья приходит к выводу о наличии в данном конкретном случае оснований, позволяющих назначить обществу административный штраф, ниже, чем минимальный размер штрафа, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ (предусматривает более строгое наказание)
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать общество с ограниченной ответственность «Пермтурист» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, назначить наказание с применением положений ч.2 ст.4.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: ФКУ по Пермскому краю (Главное управление МЧС России по Пермскому краю), Отделение Пермь Банка России//УФК по Пермскому краю г.Пермь, БИК 015773997, расчетный счет 03100643000000015600, к/с 40102810145370000048, ИНН/КПП 5902293442/590201001, ОКТМО 57701000, КБК 17711601191010020140, дело №5-132/2023, наименование юридического лица, адрес плательщика.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить в Ленинский районный суд г.Перми.
Неуплата административного штрафа в срок 60 суток влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Судья М.Р. Якутова