Судебный акт #1 (Определение) по делу № 11-15/2022 от 02.02.2022

Дело № 11-15/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Прилузский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Мороковой О.В.

при секретаре Ивановой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

17 февраля 2022 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми на решение мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 23 декабря 2021 года по гражданскому делу по иску Томша С.В. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно

установил:

Томша С.В. обратилась к мировому судье Прилузского судебного участка Республики Коми с иском к ГУ ОПФР по Республике Коми о взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, мотивируя свои требования тем, что, являясь неработающим пенсионером по старости, в период с 21.07.2021 по 09.08.2021 выезжала на отдых в с. Кабардинку Геленджикского района Краснодарского края. После поездки обратилась с заявлением в ОПФР о выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно в размере 15 425 рублей. Решением ОПФР в выплате компенсации истцу отказано. Не согласившись с решением ответчика, Томша С.В. обратилась к мировому судье Прилузского судебного участка с настоящим иском.

Решением мирового судьи Прилузского судебного участка от 23.12.2021 года иск Томша С.В. удовлетворен частично. С ГУ - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми в пользу Томша С.В. взыскана компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за период 2021-2022 годы в размере 14 663,30 рубля; в остальной части иска отказано.

Мотивированное решение составлено 30.12.2021 года.

Не согласившись с решением мирового судьи, ГУ ОПФР по Республике Коми подана апелляционная жалоба, в которой просит решение мирового судьи отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Томша С.В. отказать в полном объеме.

         В обоснование апелляционной жалобы ОПФР указано, что местом отдыха в заявлении истцом заявлен г. Геленджик, однако, из проездных документов следует, что отдых осуществлён пенсионером в нескольких местах, что противоречит требованиям ст. 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Кроме того, в компенсацию расходов на оплату стоимости проезда мировым судьей был необоснованно включен страховой сбор в размере 185 рублей.

В суде апелляционной инстанции Томша С.В. с апелляционной жалобой ГУ ОПФ не согласна, просит оставить в силе решение мирового судьи.

Представитель ГУ ОПФР в Республике Коми, в суде не присутствует, извещены о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом.

Суд полагает возможным провести судебное заседание при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решения суда первой инстанции осуществляется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 327.1. ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проанализировав правовые позиции сторон, изложенные в ходе судебного заседания, в апелляционной жалобе, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Томша С.В. является неработающим пенсионером, проживает в с. Объячево Прилузского района Республики Коми, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

В период времени с 21.07.2021 года по 09.08.2021 года истец выезжала на отдых в с. Кабардинку Геленджикского района Краснодарского края. После приезда истец обратилась в УПФ РФ, с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 14 820 рублей, представив проездные документы, электронный билет, билеты на автобус, контрольный купон.

Решением ГУ УПФ РФ от 09.09.2021 года Томша С.В. отказано в выплате компенсации по тем основаниям, что проезд осуществлялся к нескольким местам отдыха, что не предусмотрено п. 1 Правил (постановление Правительства РФ от 01.04.2005 № 176).

Обращаясь к мировому судье за выплатой компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно Томша С.В. в обоснование своих исковых требований представила проездные документы, билеты на автобус, электронный билет кассовый чек.

Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, исходя из цели предоставления государственных гарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), учитывая право каждого на охрану здоровья и поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека (статья 41, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации), и в соответствии с задачами социального государства, закрепленными в статье 7 Конституции Российской Федерации, - предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту названной категории граждан.

В статье 34 указанного закона к числу такого рода мер отнесена, в частности, установленная для пенсионеров - получателей трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсация расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года, которая осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

         Такая компенсация по своей правовой природе является льготой, носящей компенсаторный характер и имеющей целью создание условий, обеспечивающих пенсионерам указанных категорий отдых и оздоровление в более благоприятных по климатическим условиям регионах Российской Федерации, чем регионы, в которых они постоянно проживают, и, как правило, значительно удаленных от места их постоянного жительства.

         Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

В соответствии с пунктом 3 указанных Правил - компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно (подпункт "а"); возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт "б").

В пункте 5 Правил указано, что при следовании пенсионера к месту отдыха и обратно с пересадками с одного вида междугородного транспорта на другой может применяться сочетание обоих видов компенсации, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

Пунктом 10 Правил определено, что компенсация стоимости проезда осуществляется в виде возмещения фактически произведенных расходов: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований в размере 14 663,30 рублей, мировой судья установил, что истец в период с 21.07.2021 по 09.08.2021 выезжала на отдых в с. Кабардинку Геленджикского района Краснодарского края, затратив на проезд 14 820 рублей.

При вынесении решения мировой судья указал, что ограничение права пенсионера, проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно по мотиву проезда к месту отдыха с остановками (пересадками) в различных городах ставит его в неравное положение с другими пенсионерами и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации.

В суде апелляционной инстанции Томша С.В. указала, что летом выезжала на отдых с детьми в Краснодарский край, с 22.07.2021 года отдыхала в с. Кабардинка Геленджикского района, однако ввиду сложной эпидобстановки вынуждены были уехать с с. Кабардинка, при этом, поскольку билетов заранее не приобретали, поехали в г. Темрюк, а затем через г. Краснодар домой.

Отсюда, поскольку в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Томша С.В. имеет право на компенсацию фактически произведенных ею расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха по территории Российской Федерации и обратно, то реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от избранного истцом места отдыха, в том числе самостоятельно организованного, а также от маршрута следования, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха, и осуществления ею расходов на приобретение билетов по маршруту "Объячево – Сыктывкар - Анапа - Кабардинка - Темрюк - Краснодар – Киров - Объячево".

Данным доводам, мировым судьей дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.

Что касается ссылки в апелляционной жалобы на необоснованное взыскание в пользу истца сбора за услугу «ZZ», оказываемую при оформлении проездных документов на воздушном транспорте в размере 185 рублей, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Приказом Минтруда России от 18 марта 2016 года N 118н утверждены Разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года N 176.

          В пункте 9 разъяснений о применении Правил указано, что в стоимость проезда, подлежащую возмещению, не включаются расходы на оплату установленных на транспорте сборов за услуги, оказываемые населению при оформлении, переоформлении и возврате проездных документов (за исключением страхового сбора на обязательное личное страхование пассажиров), сборов и платежей за другие дополнительные услуги, в том числе направленные на повышение комфортности проезда (предоставление постельных принадлежностей, дополнительного питания и др.), а также расходы, связанные с получением пенсионером в транспортной организации документов о стоимости проезда, в пределах, установленных в пункте 10 Правил, в случаях приобретения проездных документов на проезд транспортными средствами более высокой категории стоимости.

Из электронного билета от 14.07.2021 года следует, что стоимость перелета истца по маршруту Сыктывкар – Анапа составила 7 100 рублей (тариф), 2 700 + 115 + 185 рублей - таксы (топливные, аэропортовые сборы и т.д.), всего 10 100 рублей.

Удовлетворяя исковые требования, мировой судья пришел к выводу, что фактическая стоимость авиаперелета составила 10 100 рублей (стоимость тарифа и таксы), взыскав в пользу истца указанную сумму.

Вместе с тем мировым судьей не было учтено следующее.

В соответствии со статьей 64 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ (далее ВК РФ) оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Перечень тарифов на услуги в области гражданской авиации и сборов за данные услуги, правила формирования указанных тарифов и сборов, правила взимания рассчитанной на основе указанных тарифов и сборов платы за услуги в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

В силу ст. 790 ГК РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с ч. 2 ст. 105 ВК РФ договор воздушной перевозки пассажира, груза или почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Согласно ч. 4 ст. 105 ВК РФ, формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта.

В соответствии с Приказом ТКП N 17 от 16.03.2001 г. при приобретении пассажирами авиабилетов с использованием СПД СВВТ с пассажира взимается плата в размере 185 рублей - такса "код ZZ", которая введена с 01.04.2001 г.

Руководство по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ от 22 октября 2015 года содержит определение стоимости билета итоговой суммы по билету, согласно, которому это сумма, состоящая из провозной платы и дополнительных плат (сборов/ такс), указываемая в строке "итого" перевозочного документа.

Такса "код ZZ" данным руководством определена как плата по услугам, которая включает в себя оплату пассажирами комплексных услуг ТКП по удостоверению договора воздушной перевозки и может включать оплату пассажирами информационных услуг автоматизированных распределительных систем (далее РАС) при оформлении воздушной перевозки в нейтральном сеансе.

Сбор/Такса "код ZZ", в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России N 155 от 25.09.2008 г.

Клиринговая компания, выполняя свои обязанности по договору с перевозчиком, в целях надлежащего оформления перевозок с использованием СПД СВВТ оказывает пассажиру услуги в момент оформления электронного билета.

Оказывая услуги пассажирам, Клиринговая компания несет расходы, которые не компенсируются перевозчиком, но включаются с согласия перевозчика в совокупную стоимость билетов, приобретаемых пассажирами (в виде таксы "код ZZ", которая не является доходом перевозчиков), о чем прямо указано в Стандартном договоре об организации продажи на бланках СПД и электронных билетах СВВТ.

Такса "код ZZ" в соответствии с Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Минтранса России N 155 от 25.09.2008 г., зарегистрирована в центре расписания и тарифов и введена в систему.

Такса "код ZZ" регистрируется в установленном порядке. Ее размер и правила взимания доведены до всех авиакомпаний, заключивших договор с ТКП, и до аккредитованных агентств - участников СВВТ. Информация о размере таксы такса "код ZZ", правилах ее оформления автоматически отражается при оформлении билета в системе бронирования.

Такса "код ZZ" указывается непосредственно в электронных билетах СВВТ, а ее взимание производится агентствами, аккредитованными в ТКП, за услуги, оказываемые ТКП непосредственно в пользу пассажиров в рамках Стандартных договоров, заключенных между ТКП и аккредитованными агентствами.

Такса "код ZZ" указывается в итоговой стоимости авиабилета, доходом перевозчика не является, и не относится к провозной плате. Расходы, которые несет Клиринговая компания, по согласованию с перевозчиками включаются в итоговую стоимость авиабилетов.

Согласно Приказу Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации", электронные билеты могут оформляться организациями, обеспечивающими осуществление взаиморасчетов между авиаперевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.

Таким образом, услуга по выпуску и оформлению перевозочных документов и документов об оплате платежей оказывается пассажиру однократно, ее оказывает либо сам перевозчик (авиакомпания), либо организация, обеспечивающая осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса, в случае СПД СВВТ - это Клиринговая компания.

Таким образом, электронно-цифровая запись об условиях договора перевозки в базе данных, а также указание в электронном билете СВВТ уникального номера, принадлежащего Клиринговой компании, является подтверждением оказания услуг пассажиру по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.

Формирование электронного билета СВВТ, по смыслу ч. 2 ст. 105 ВК РФ, подтверждает факт оказания ТКП услуг по удостоверению заключения договора воздушной перевозки.

Клиринговая компания предоставляет надлежащим образом информацию до потребителей о наличии, существе взимаемой таксы по коду "ZZ". Потребитель не ограничен в выборе иного способа приобретения авиабилета.

При этом, плата взимается за оказанные услуги, которые являются технологической частью обязательств перевозчиков по договорам авиаперевозок, которые не может оказывать сам перевозчик в случае, когда билет продается не на бланке авиакомпании.

Как следует из материалов дела, взимаемая такса (код "ZZ") в сумме 185 рублей не входит в состав провозной платы, указанной в перевозочных документах (билетах), право на установление которой предоставлено перевозчику, а входит в стоимость билета, понятие которой содержится в Руководстве по оформлению стандартных перевозочных документов НСАВ-ГШ.

         Следовательно, такса (код "ZZ") в размере 185 рублей не входит в состав провозной платы, указанной в перевозочных документах (билетах), право на установление которой предоставлено перевозчику, а входит в стоимость билета, взимается с пассажиров за понесенные Клиринговой компанией расходы, связанные с продажей билетов. Кроме того, оспариваемая такса (код "ZZ") не является доходом перевозчика, не относится к провозной плате и является платой за оказанные Клиринговой компанией пассажиру услуги по оформлению перевозочных документов, а ее указание в электронном билете в строке "сборы" предусмотрено Руководством по оформлению стандартных перевозочных документов СВВТ, утвержденным решением Комитета перевозчиков НСАВ от 22 октября 2015 года N 169.

        Таким образом, поскольку взимаемая плата в размере 185 рублей является платой за оказанные услуги по оформлению перевозочных документов, а потому по смыслу пункта 9 разъяснений о применении Правил, не может включаться в стоимость проезда, подлежащего возмещению.

           Указанные положения закона мировым судьей не были учтены, в связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение мирового судьи подлежит изменению, в счет компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пользу истца подлежит взысканию 14 478,30 рублей, в связи с исключением сбора в размере 185 рублей.

        Доводы апелляционной жалобы об освобождении ОПФР от уплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции не могут приняты во внимание, поскольку данный вопрос решается на стадии принятия апелляционной жалобы. Поскольку апелляционная жалоба принята мировым судьей, дело назначено к рассмотрению в суде апелляционной инстанции, следовательно, ОПФР освобождено от уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы, т.е. оснований для освобождения подателя жалобы от уплаты госпошлины у суда апелляционной инстанции и не имеется.

Руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

    определил:

    Решение мирового судьи Прилузского судебного участка Республики Коми от 23 декабря 2021 года изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

    Взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми в пользу Томша С.В. компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно за период 2021-2022 годы в размере 14 478 (четырнадцать тысяч четыреста семьдесят восемь) рублей 30 копеек.

    В остальной части апелляционную жалобу оставить без удовлетворения

    Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

11-15/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ИЗМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
Томша Светлана Владимировна
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по Республике Коми
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Морокова О.В.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
02.02.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
02.02.2022Передача материалов дела судье
02.02.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
17.02.2022Судебное заседание
17.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2022Дело оформлено
21.02.2022Дело отправлено мировому судье
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее