Дело № 2-123/2023
УИД 10RS0009-01-2023-000242-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2023 года п.Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Варламовой В.Л., при секретаре Сергеевой А.А., с участием представителя истца Землянской З.Н. - Пальцевой Е.С., представителей ответчика администрации Муезерского муниципального района Бондаревой Н.А., Кириллова Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Землянской З.Н. к администрации Муезерского муниципального района, администрации Суккозерского сельского поселения о предоставлении жилого помещения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Муезерского муниципального района о предоставлении жилого помещения. Иск мотивирован тем, что по договору социального найма истец зарегистрирована и проживала в муниципальном жилом помещении по адресу: <адрес> Вследствие пожара произошедшего 04.01.2009 многоквартирный дом уничтожен, распоряжением администрации Суккозерского сельского поселения от 22.01.2009 № № списан как объект муниципального имущества. Решением администрации Суккозерского сельского поселения от 14.09.2021 9 истец Землянская З.Н. поставлена на учет на первоочередное получение жилья как погорелец, однако жильем не обеспечена, другого жилья нет, проживает в г.Петрозаводске по договору коммерческого найма. Столь длительное бездействие ответчика незаконно. Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, предусмотренным ст.ст.86-88 ЖК РФ другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Предоставление гражданам в связи со сносом дома другою жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Площадь сгоревшего жилого помещения составляла 33 кв.м., на аналогичную площадь истец вправе претендовать. В целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст.304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ. Суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре, уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение. Судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства. Требование о присуждении судебной неустойки может содержаться в отдельном заявлении и подлежит разрешению судом, который принял решение по существу спора, в том же гражданском деле. Неустойка в размере 500 руб. в день является разумной и достаточной для понуждения ответчика исполнить решение суда в срок. Истец просит суд обязать администрацию Муезерского муниципального района предоставить Землянской З.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 33 кв.м., находящейся в черте Муезерского района и отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, установив срок для исполнения решения два месяца, присудить в пользу Землянской З.Н. в случае неисполнения решения суда в срок денежную компенсацию в размере № руб. в день, начиная со дня, следующего за днем окончания установленного судом срока исполнения данного решения и до его фактического исполнения.
Определением суда от 03.07.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Суккозерского сельского поселения.
Истец Землянская З.Н. в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца Землянской З.Н. – Пальцева Е.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об удовлетворении иска.
Представители ответчика администрации Муезерского муниципального района – Бондарева Н.А., Кириллов Д.И. действующие на основании доверенностей, в судебном заседании подержали письменные возражения относительно иска, относительно исковых требований возражали, просили об отказе в удовлетворении иска. Представлены письменные возражения относительно иска, просят в удовлетворении иска отказать. Указано, что Землянская З.П. зарегистрирована по адресу: <адрес> многоквартирный дом на момент пожара находился в ведении МУП «Суккозерское ЖКХ» и стоял на балансе Суккозерского сельского поселения, дом уничтожен в результате пожара, произошедшего 04.09.2009, списан распоряжением администрации Суккозерского сельского поселения № от 22.01.2009. При передаче полномочий и муниципального имущества от Суккозерского сельского поселения в Муезерский муниципальный район в 2015 году дом, расположенный по адресу: <адрес> не передан. Землянская З.Н. с 2003 не проживает на территории Суккозерского сельского поселения и на территории Муезерского Муниципального района. В 2021 года Землянская З.Н. впервые обратилась в администрацию Суккозерского сельского поселения с заявлением о предоставлении жилья. Решением администрации Суккозерского сельского поселения от 14.09.2021 № 9 Землянская З.Н. поставлена на учет на первоочередное получение жилья, номер очереди Землянской З.Н. – 3. В ходе рассмотрения обращения Землянской З.Н. выяснилось, что многоквартирный двухэтажный, 8 квартирный, расположенный по адресу: <адрес> сгорел в январе 2009 года, что подтверждается актом о пожаре от 04.09.2009, в акте указано, что местом возникновения пожара являлась <адрес> - адрес регистрации Землянской З.Н. Поскольку пожар произошел через шесть лет с момента выезда жильцов, нанимателями не обеспечена сохранность муниципального жилья. Из заявления Землянской З.Н. в администрацию Суккозерского сельского поселения следует, что получение жилья необходимо для вступления в Программу по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а не для постоянного проживания. На территории Муезерского муниципального района отсутствуют свободные жилые помещения, новое строительство не ведется, освобождающиеся жилые квартиры предоставляются по договорам социального найма нуждающимся гражданам в соответствии с очередью. Землянская З.Н. в течении 18 лет не обращалась в органы местного самоуправления по вопросам жилья, не выезжала в п.Суккозеро по месту регистрации, не интересовалась состоянием квартиры, не является нуждающейся. Очаг пожара многоквартирного дома по адресу регистрации истца обнаружен в квартире, в которой длительное время жильцы не проживали. В нарушение действующего жилищного законодательства РФ нанимателями не предприняты меры по сохранности оставленного муниципального имущества жилой квартиры, вследствие чего произошел пожар, нанесен материальный ущерб собственнику жилья администрации Суккозерского сельского поселения.
Ответчик администрация Суккозерского сельского поселения в судебное заседание своего представителя не направила, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв относительно иска, указано, решение об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ГУП РК РГЦ «Недвижимость» в судебное заседание своего представителя не направили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации, закрепляя право на жилище, одновременно возлагается на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ категориям граждан, признанным по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном жилищном кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.4), учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (ч.5).
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1), вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (п.3 ч.2), гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений (ч.3), по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч.5), комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса (ч.6), при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности (ч.7), порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (ч.9).
Решением администрации Суккозерского сельского поселения № от 23.09.2010 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» на территории Суккозерского сельского поселения установлена учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий установлена в размере 11 кв.м. общей площади на каждого члена семьи (п.1), норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (п.2).
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Землянская З.Н. поставлена на регистрационный учет в <адрес> на основании договора социального найма.
Из акта о пожаре от 04.01.2009 следует, что дом, расположенный по адресу: <адрес> полностью сгорел. 22.01.2009 распоряжением администрации Суккозерского сельского поселения № «О списании имущества Суккозерского сельского поселения жилой дом списан.
Согласно справке администрации Суккозерского сельского поселения о составе семьи от 13.06.2023 № по месту жительства истца по адресу: <адрес> семья истца Землянской З.Н. состоит из одного человека: Землянской З.Н. (истец).
Согласно технического паспорта многоквартирного жилого <адрес> состоит из трех жилых комнат, общая площадь квартиры №.м., жилая площадь № кв.м.
Из выписки из ЕГРН относительно квартиры, расположенной по адресу: <адрес> следует, дата постановки квартиры на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, площадь <адрес>,2 кв.м., кадастровый номер №, этаж 1, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
17.08.2021 Землянская З.Н. обратилась в администрацию Суккозерского поселения с заявлением о постановке на внеочередное получение жилья в связи с утраченным жильем во время пожара, проживает в г.Петрозаводске с 2003 года, на момент переезда в квартире сделала ремонт, заменила проводку, отремонтировала все печи, труб, причины пожара не известны, поскольку проживает в г.Петрозаводске, по состоянию здоровья находится диспансерном наблюдении каждый 2-3 месяца в связи с наличием заболевания сахарный диабет, глаукома.
14.09.2021 решением администрации Суккозерского сельского поселения от 14.09.2021 № № «О принятии на учет на первоначальное получение жилья» Землянская З.Н. признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учет на первоначальное получение жилья с семьей, состоящей из одного человека, причина постановки на учет дом списан (сгорел), что также подтверждается списком на получение жилья на 01.01.2023.
08.04.2022 представлением прокуратуры Муезерского района внесенным Главе Суккозерского сельского поселения в результате проведения проверки соблюдения жилищного законодательства и законодательства о муниципальной собственности установлено, что Землянская З.Н. не обеспечена жильем взамен сгоревшего жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> сведений о расторжении договора социального найма с Землянской З.Н. не имеется, администрации Суккозерского сельского поселения предписано в течение месяца принять конкретные меры по включению <адрес> в реестр имущества Суккозерского сельского поселения для решения вопроса о передаче имущества в собственность Муезерского муниципального района и признания в установленном порядке дома непригодным для проживания.
Из письма администрации Суккозерского сельского поселения от 19.09.2023 № следует, что на 19.09.2023 Землянская З.Н. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер в общем списке 3, в категории «внеочередники» (на внеочередное получение жилья) 3, категории «погорельцы» не имеется.
Соглашением о передаче отдельных полномочий между администрацией Муезерского муниципального района и администрацией Суккозерского сельского поселения от 19.12.2022 определено, что в перечень полномочий, подлежащих передаче входит постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.2.1), участие в принятии решений о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма жилого помещения, специализированных жилых помещений муниципального жилого фонда по договорам найма специализированного жилого помещения (п.2.2), участие в выдаче разрешений на вселение в занимаемое жилое помещение по договору социального найма иных лиц, на передачу в поднаем жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения определены в ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. В указанный перечень включены вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 названной статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 указанной статьи).
В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных ч. 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован ст. ст. 86 - 89 ЖК РФ.
Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из разъяснений содержащихся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86 - 88 ЖК РФ, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, обозначенной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, следует, что в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Законом Республики Карелия от 22.12.2014 № 1852-ЗРК «О закреплении за сельскими поселениями в Республике Карелия вопросов местного значения» за сельскими поселениями в Республике Карелия закреплены вопросы местного значения, предусмотренные п.п.5, 8, 33.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Как неоднократно указывал в решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции РФ) вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Таким образом, действующее законодательство относит решение вопросов обеспечение нуждающихся в жилых помещениях граждан, проживающих в Муезерском районе РК, к компетенции администрации Муезерского муниципального района, исковые требования к ответчику администрации Муезерского муниципального района о предоставлении Землянской З.Н. жилого помещения подлежат удовлетворению, в удовлетворении иска к ответчику администрации Суккозерского сельского поселения следует отказать.
Из уведомления Управления Росреестра по РК следует, что сведения о правах Землянской З.Н. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества в собственности на территории Российской Федерации не имеется.
Разрешая заявленное требование об обязании предоставить истцу благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры общей площадью не менее № кв.м. находящейся в черте <адрес> и отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, суд руководствуется данными, следующими из технического паспорта жилого <адрес> относительно общей площади квартиры № в которой на регистрационный учет поставлена истец Землянская З.Н. – № кв.м., а также данными содержащимися в ЕГРН относительно квартиры, расположенной по адресу: <адрес> площади квартиры - № кв.м.
Исходя из правоустанавливающего документа (технического паспорта) и сведений государственного регистрационного учета объектов недвижимости (ЕГРН) относительно квартиры по адресу: <адрес>, истцу Землянской З.Н. была предоставлена квартира по адресу: <адрес> общей площадью № кв.м., таким образом, предоставляемое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению - № кв.м.
В части требований истца Землянской З.Н. о взыскании в случае неисполнения решения суда в срок денежной компенсации в размере № руб. в день, начиная со дня, следующего за днем окончания установленного судом срока исполнения решения и до его фактического исполнения, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (п. 1 ст. 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1).
Согласно п.2 ст.308.3 ГК РФ уплата судебной неустойки не влечет прекращения основного обязательства, не освобождает должника от исполнения его в натуре, а также от применения мер ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение.
В Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 1367-О, от 24.11.2016 № 2579-О указано на то, что положения пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса РФ направлены на защиту прав кредитора по обязательству, в частности путем присуждения ему денежной суммы на случай неисполнения должником судебного акта на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения, и с учетом разъяснений, данных в Постановлении Пленума № 7, где указано, что присуждение судебной неустойки в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре возможно только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства, суду надлежит учитывать обстоятельства, объективно препятствующие исполнению судебного акта о понуждении к исполнению в натуре.
Исходя из Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» согласно п. 1 ст. 308.3, ст. 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства (п.22), на основании п. 1 ст. 308.3 ГК РФ в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, в том числе предполагающего воздержание должника от совершения определенных действий, а также к исполнению судебного акта, предусматривающего устранение нарушения права собственности, не связанного с лишением владения (ст. 304 ГК РФ), судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (п.28), суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре (п.31), судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре. Факт неисполнения или ненадлежащего исполнения решения суда устанавливается судебным приставом-исполнителем. Такой факт не может быть установлен банком или иной кредитной организацией (п.33).
Таким образом, целью судебной неустойки является побудить к исполнению обязанности, уже доказанной и всесторонне исследованной судом, а также признанной к исполнению.
Судебная неустойка в отличие от классической гражданско-правовой неустойки несет в себе публично-правовую составляющую, поскольку она является мерой ответственности на случай неисполнения судебного акта, устанавливаемой судом, в целях дополнительного воздействия на должника. Размер судебной неустойки определяется судьей по своему внутреннему убеждению с учетом обстоятельств дела и исходя из принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды должником из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Спор о предоставлении истцу по договору социального найма жилого помещения не связан с неисполнением гражданско-правовой обязанности, возник из правоотношений, связанных с социальной поддержкой отдельных категорий граждан, вытекает из жилищных правоотношений и обязанности ответчика администрации Муезерского муниципального района по обеспечению истца Землянской З.Н. жилым помещением.
Согласно ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Исходя из п.1 ст.308.3 ГК РФ, разъяснений п.30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Взыскание судебной неустойки в данном конкретном случае противоречит приведенному правовому регулированию и разъяснениям по его применению, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре, вместе с тем, к правоотношениям сторон по данному делу положения ст.308.3 ГК РФ неприменимы, поскольку предоставление жилого помещения является реализацией государственно-властных полномочий, что по своей правовой природе отличается от предмета регулирования указанной нормы, направленной на защиту прав кредитора по гражданско-правовому обязательству.
В связи с чем, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Землянской З.Н. о взыскании судебной неустойки в размере 500 руб. в день на случай неисполнения решения суда, с даты исполнения решения суда, определенной судом до даты фактического исполнения решения суда, поскольку инициируемый спор связан с невозможностью реализации истцом своих жилищных прав, вытекающих из обстоятельств, связанных с утратой жилого помещения в результате пожара, отсутствием иного жилого помещения, то есть с социальной поддержкой истца Землянской З.Н. по предоставлению ей жилого помещения по договору социального найма, не связан с неисполнением гражданско-правовой обязанности, вытекает из жилищных правоотношений и обязанности органа местного самоуправления по предоставлению истцу жилого помещения, то есть реализации ответчиком мер социальной поддержки для определенной категории граждан, что указывает на отсутствие правовых оснований для взыскания судебной неустойки.
Согласно ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Испрашиваемый истцом срок, в течение которого ответчик должен предоставить Землянской З.Н. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, находящейся в черте Муезерского района - в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, является достаточным и увеличению, а также уменьшению не подлежит.
Доказательств обратного ответчиком суду не представлено, о неразумности срока не заявлено, при этом ответчик не лишен возможности инициировать в судебном порядке вопрос о возможном предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Суд, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Истцом при подаче иска понесены судебные расходы, уплачена государственная пошлина в сумме 300 руб.
Исходя из п.1 ст.333.19 НК РФ, ст.98 ГПК РФ в связи с удовлетворением иска, с ответчика администрации Муезерского муниципального района в пользу истца подлежат взысканию понесенные истцом при подаче иска судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Землянской З.Н. к администрации Муезерского муниципального района, администрации Суккозерского сельского поселения о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Муезерского муниципального района предоставить Землянской З.Н. (ИНН №) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее № кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в пределах Муезерского муниципального района, в течение двух месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Во взыскании за неисполнение решения суда в срок денежной компенсации в размере 500 руб. в день, начиная со дня, следующего за днем окончания установленного судом срока исполнения данного решения и до его фактического исполнения отказать.
В удовлетворении иска к администрации Суккозерского сельского поселения отказать.
Взыскать с администрации Муезерского муниципального района (ИНН №) в пользу Землянской З.Н. (ИНН №) в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.Л. Варламова
Мотивированное решение в порядке ч.1 ст.107, ст.199 ГПК РФ составлено 03 октября 2023 года.
Последний день подачи апелляционной жалобы 03 ноября 2023 года.
Судья В.Л. Варламова