Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-592/2021 ~ М-309/2021 от 20.02.2021

Дело №2-592/2021

УИД: 23RS0052-01-2021-000570-85

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тихорецк 30 июля 2021 года

Тихорецкий городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Гончаровой О.Л.,

секретаря судебного заседания Ивановой И.В.,

с участием истца Югай А.В., её представителя – адвоката Коломиец О.Е., дейтвующей на основании ордера № 050034 от 17.03.2021,

с участием представителя ответчика – государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) – Левенец Р.В., действующего по доверенности №01-957 от 12.03.2021,

с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директора МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 «Ладушка» города Тихорецка Никитиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Югай Аиды Владимировны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

установил:

Исковые требования Югай А.В. мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в территориальный пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением УПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях», ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.

С указанным решением истец не согласна, считает, что выработала требуемый педагогический стаж, поскольку осуществляла трудовую деятельность в учреждениях для детей более 25 лет. Однако при исчислении специального стажа не были засчитаны следующие работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ помощником воспитателя в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР <адрес>, так как указанная должность не предусмотрена Списком от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР, так как нет документального подтверждения страхового стажа из Республики Узбекистан; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) «Ладушка» и муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ) «Ладушка», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ и Списком от ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем МДОУ «Ладушка», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ и Списком от ДД.ММ.ГГГГ, по представленным документам работа осуществлялась на 0,5 ставки. Также не включены в специальный стаж периоды отпусков отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает необоснованным исключение из педагогического стажа указанных периодов, отказ пенсионного органа в назначении досрочной страховой пенсии – незаконным, указывая, что ответчиком нарушено ее право на досрочное пенсионное обеспечение, гарантированное законодательством. Просит обязать ответчика устранить в полном объёме допущенные нарушения прав путём включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, оспариваемых периодов работы и отпусков по уходу за детьми, назначить пенсию с момента первоначального обращения.

Истец Югай А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

С учетом проведенной по делу государственной экспертизы условий труда истец и её представитель – адвокат Коломиец О.Е. просили зачесть указанные экспертом периоды работы в специальный педагогический стаж, учитываемый при определении права на досрочное назначение пенсии в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Представитель ответчика – ГУ УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Левенец Р.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считает отказ в назначении досрочной пенсии законным и обоснованным, соответствующим нормам действующего пенсионного законодательства. Также представитель ответчика не согласен
с заключением эксперта в части выводов о соответствии спорного периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладушка» города Тихорецка требованиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, поскольку в указанный период работодателем были поданы сведения о работе истца на 0,5 ставки.

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директор МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладушка» города Тихорецка Никитина Н.В. пояснила, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Югай А.И. работала воспитателем на 0,5 ставки, так как приказом от ДД.ММ.ГГГГ педагогическая нагрузка работника была уменьшена на 0,5 ставки на 18 часов в неделю с ДД.ММ.ГГГГ, а приказом от ДД.ММ.ГГГГ – увеличена на 18 часов в неделю по вакансии с ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят
от особенностей их трудовой деятельности.

Основания и порядок назначения пенсии, реализация права
на получение пенсии, определены Федеральным законом от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), а с 01.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и другими нормативными актами.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации №2-П от 29.01.2004, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01.01.2002 могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правового регулирования.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий,
их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права
на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Правовые основания и условия назначения досрочной пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, предусмотрены пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который сохраняет ранее установленные правила назначения такой пенсии (подпункт 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи (в ред. Федеральных законов от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013№400-ФЗ, согласно части3 статьи 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления
в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление
от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Согласно п.2 указанных Правил при исчислении стажа работы
в части, не урегулированной Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от11.07.2002№516.

В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В судебном заседании установлено, что Югай Аида Владимировна имеет педагогическое образование, согласно записям в трудовой книжке ГТ-I , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, осуществляла трудовую деятельность в том числе, педагогическую деятельность по специальности в учреждениях для детей.

ДД.ММ.ГГГГ Югай А.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-Ф3.

Решением ГУ УПФ РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ Югай А.В. отказано в назначении с ДД.ММ.ГГГГ страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3 «О страховых пенсиях» при специальном стаже 20 лет 01 месяц 13 дней, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. В решении указано, что необходимо доработать в должности и в учреждении, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, 04 года 10 месяцев 18 дней. В таком случае необходимый специальный стаж будет выработан на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно части 1.1. статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-Ф3, приложению №7 к Федеральному закону, при возникновении права на досрочную страховую пенсию в 2025 году срок назначения страховой пенсии наступает не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Пенсионным органом при подсчете периодов трудовой деятельности истца не засчитаны в специальный стаж следующие периоды:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л-05м-27дн) помощником воспитателя в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР Республики Узбекистан, так как указанная должность не предусмотрена Списком от ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-00м-11дн) воспитателем в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР Республики Узбекистан, так как работа осуществлялась на территории Узбекистана, нет документального подтверждения страхового стажа из компетентных органов Республики Узбекистан;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-10м-11дн) отпуск по уходу за ребенком до 3 лет;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-09м-10дн.) воспитателем в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) «Ладушка» и муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ) «Ладушка», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ и Списком от ДД.ММ.ГГГГ;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00г-02м-05дн) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л-06м-01дн) воспитателем МДОУ «Ладушка», так как наименование учреждения не предусмотрено Списком от ДД.ММ.ГГГГ и Списком от ДД.ММ.ГГГГ, по представленным документам работа осуществлялась на 0,5 ставки;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-10м-02дн) отпуск по уходу за ребенком до 3 лет.

Истец оспаривает правомерность исключения из специального стажа указанных периодов.

В целях оценки пенсионных прав истца судом была назначена государственная экспертиза условий труда.

Как следует из заключения государственной экспертизы условий труда /СО-суд от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной консультантом отдела государственной экспертизы условий труда управления труда министерства труда и социального развития Краснодарского края, на основании представленных на экспертизу документов экспертом сделан вывод, что период работы Югай А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника воспитателя в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР не соответствует требованиям, необходимым для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку Перечнем 1959 года №1397, действующим в рассматриваемый период работы, и Списком 2002 года №781, действующим в настоящее время, не предусмотрены помощники воспитателя.

Экспертом сделан вывод, что период работы Югай А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», при условии соблюдения требований распоряжения Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР».

Согласно заключению эксперта, периоды работы Югай А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-09м-10дн.) воспитателем в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) «Ладушка» и муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ) «Ладушка», и период работы ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л-06м-01дн) в должности воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладушка» <адрес>, соответствуют требованиям, необходимым для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладушка» <адрес> не соответствует требованиям, необходимым для досрочного назначения страховой пенсии, поскольку работа осуществлялась на 0,5 ставки. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет не включаются в стаж, необходимый необходимым для досрочного назначения страховой пенсии в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Оценивая заключение выполненной по делу государственной экспертизы условий труда в соответствии с требованиями статьи 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу о его обоснованности и достоверности. Оснований не доверять заключению эксперта у суда не имеется, поскольку государственная экспертиза условий труда проводилась компетентным органом в соответствии со статьей 216.1 Трудового кодекса Российской Федерации, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, обладает необходимыми познаниями, заключение содержит подробное описание проведенного исследования.

Вместе с тем, суд не соглашается с выводами эксперта в части зачета в стаж, дающий право для досрочного назначения страховой пенсии, периода работы Югай А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (00л-06м-01дн) в должности воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 «Ладушка» г.Тихорецка, так как эксперт посчитал, что в этот период Югай А.В. работала на полную ставку. Однако в судебном заседании достоверно установлено, подтверждено пояснениями привлеченного к участию в деле работодателя и дополнительно представленными письменными доказательствами (приказом от ДД.ММ.ГГГГ об уменьшении педагогической нагрузки, приказом от ДД.ММ.ГГГГ об увеличении педагогической нагрузки), что в указанный спорный период Югай А.В. работала в должности воспитателя на 0,5 ставки. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Ладушка» <адрес> не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Суд соглашается с решением пенсионного органа и заключением эксперта о невозможности включения в специальный стаж периодов нахождения истца в отпусках по уходу за детьми до 3 лет, поскольку они основаны на правильном применении действующего правового регулирования. Согласно разъяснениям, данным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Однако в настоящем случае оба периода нахождения Югай А.В. в отпусках по уходу за ребенком имели место после ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, не подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР проходил на территории Республики Узбекистан, являющейся участником СНГ. ДД.ММ.ГГГГ между государствами - участниками СНГ, в том числе Республикой Узбекистан, было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 6 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. В соответствии со статьей 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера. Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР, или до ДД.ММ.ГГГГ, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (ст. 11 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно письму Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ , трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Таким образом, при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами РФ за пределами территории РФ, в данном случае в <адрес>, и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства РФ.

При этом периоды работы граждан, прибывших в РФ из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, и имевших место за пределами РФ до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с ДД.ММ.ГГГГ стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в РФ из государств-участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, за пределами РФ после ДД.ММ.ГГГГ могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

В подтверждение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитателем в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР истцом представлена трудовая книжка установленного законом образца, которая содержит сведения об указанном периоде работы, а также справка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой она работала воспитателем детского сада на Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР (Узбекистан), с ДД.ММ.ГГГГ уволена. При этом суд учитывает, что у истца отсутствует обязанность по предоставлению документов, подтверждающих уплату страховых взносов в период работы на территории Республики Узбекистан.

ГУ УПФР в МО Тихорецкий район сведения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование из компетентного органа, которым является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан, не запрашивались. В материалах отказанного пенсионного дела истца имеются тексты запросов уточняющих справок о периоде работы истца в Агентство «Узархив» и Пенсионный фонд Республики Узбекистан, однако ответы на них не получены, кроме того, отсутствуют доказательства их фактического направления.

Отсутствие документов о проверке достоверности сведений, запрошенных в порядке части 9 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях» в <адрес> о периоде работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может служить основанием для отказа во включении спорного периода работы в специальный стаж, поскольку истцом представлены документы, подтверждающие период и характер работы (страховой стаж) на территории Республики Узбекистан в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя детского сада, то есть в должности и учреждении, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, указанные документы ответчиком не опорочены, сомнению не подвергались и не оспаривались.

Анализируя записи в трудовой книжке истца с письменными доказательствами и заключением эксперта, суд считает подлежащим включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы истца: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02л-00м-11дн) воспитателем в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02г-09м-10дн.) воспитателем в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) «Ладушка» и муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ) «Ладушка».

При суммировании имеющегося у Югай А.В. специального стажа, определенного пенсионным органом (20 лет 01 месяц 13 дней), и периодов, подлежащих включению в специальный стаж в соответствии с заключением эксперта, специальный стаж на момент обращения за назначением досрочной пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) не был выработан.

Поскольку истец продолжала работать в должности и учреждении, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, специальный стаж 25 лет она выработала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно положениям части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Следовательно, с учетом переходных положений и положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия должна быть назначена Югай А.В. в июне 2022 года (с 16.06.2022).

Проверяя обоснованность решения ГУ УПФР в муниципальном образовании Тихорецкий район от ДД.ММ.ГГГГ об отказе истцу в установлении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении находившихся в его распоряжении документов, правомерно не включил оспариваемые периоды работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку не уполномочен оценивать письменные доказательства, представленные суду, и применять судебную практику, как того требует гражданское судопроизводство. Следовательно, требования истца в части признании незаконным решения пенсионного органа суд считает не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Удовлетворить частично исковые требования Югай Аиды Владимировны к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) зачесть Югай Аиде Владимировне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в детском саду Сырдарьинской ГРЭС им. 50-летия СССР; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) «Ладушка», муниципальном дошкольном образовательном учреждении (МДОУ) детский сад «Ладушка».

Установить, что право Югай Аиды Владимировны на страховую пенсию по старости ранее достижения установленного возраста в соответствии пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) назначить Югай Аиде Владимировне страховую пенсию по старости с момента возникновения права, с учетом положений части 1.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть с ДД.ММ.ГГГГ, по вновь поданному заявлению.

Разъяснить Югай Аиде Владимировне необходимость до наступления указанного срока, то есть до ДД.ММ.ГГГГ повторно обратиться в территориальный пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований Югай Аиды Владимировны – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Тихорецкий городской суд в течение месяца со дня его принятия
в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 03 августа 2021 года.

Судья Тихорецкого

городского суда: Гончарова О.Л.

2-592/2021 ~ М-309/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Югай Аида Владимировна
Ответчики
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края
Другие
Левенец Роман Владимирович
Коломиец Олеся Евгеньевна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №12 "Ладушка" города Тихорецка
Суд
Тихорецкий городской суд Краснодарского края
Судья
Гончарова Оксана Леонидовна
Дело на странице суда
tixoreck-gor--krd.sudrf.ru
20.02.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.02.2021Передача материалов судье
24.02.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
15.07.2021Производство по делу возобновлено
23.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Судебное заседание
03.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2022Дело оформлено
20.04.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее